Многогранная и противоречивая история России всегда интересовала западных кинематографистов. Но долгое время можно было говорить лишь о второсортной «клюкве» в фильмах: на экране возникали стереотипные образы о жизни людей. Без восторга зрители встретили и полуфантастические сюжеты о жестоком обучении русских женщин-шпионок в «Красном воробье» с Дженнифер Лоуренс и недавнем боевике «Анна» от Люка Бессона.
Конечно, в Голливуде до сих пор не обходится и без образов злых русских мафиози, противостоящих добрым американцам. Однако все чаще за рубежом появляются сериалы и полнометражные ленты, демонстрирующие не только положительное отношение режиссеров к российским персонажам, но и реалистичную картинку. Так, настоящим открытием стал для мирового сообщества проект НВО «Чернобыль». Телефильм не избежал критики, но зрители признали, что оказались под впечатлением от детального воссоздания быта 80-х, увиденного на экране.
Сегодня состоится премьера канала HBO «Екатерина Великая». На этот раз британцы обратились к истории 18-го века и выразили свои взгляды на правление и достижения легендарной императрицы. В честь старта долгожданного мини-сериала вспоминаем о проектах, свидетельствующих о повышенном интересе западных режиссеров к России.
«КУРСК»
На фильм датского режиссера Томаса Винтерберга возлагали большие надежды. Продюсером выступил Люк Бессон, а главные роли исполнили Маттиас Шонартс и звезда «Жизни Адель» Леа Сейду, так что в успехе ленты никто не сомневался. К тому же, у картины был правильный посыл: посвящение памяти российских подводников, громкий слоган: «История, потрясшая мир. Правда, объединившая мир». Так почему же рейтинг IMDb составил всего 6,5 из 10 баллов?
Для начала, о заявленной правде из слогана говорить сложно, ведь фильм не документальный, а художественный. Кроме того, картина о трагедии на подлодке «Курск», произошедшей 12 августа 2000-го, снята по книге британского журналиста Роберта Мура. Но проблема не в субъективности взглядов маститого публициста на историю аварии, унесшей жизни 118 членов экипажа судна, а в видении режиссера.
Так, в ленте Винтерберга речи о реконструкции эпохи не идет. Драматург следует правилу «из крайности в крайность»: то в домах подводников стоят печи с открытым огнем, то героиня Татьяна, которую играет Леа Сейду, разгуливает по квартире, весьма отдаленно напоминающей российскую, ведь съемки шли в Бельгии и Франции. Сомнения возникали и по поводу обстоятельств трагедии.
Изменения драматург внес и в биографии персонажей. Так, по книге Мура, у главного героя не было детей, но Винтерберг решил, что для большей трагичности нужно добавить в сюжет сына. Американский офицер Дэвид Рассел в исполнении Колина Ферта и вовсе появился в истории как звезда категории «А»: у зрителей сложилось ощущение, что он призван просто побыть в кадре, а играть ему особо нечего.
Зато у режиссера в «голливудских» масштабах получились сцены взрывов подлодки. И стоит отдать Винтербергу должное: он показал моряков храбрецами, сумев передать восхищение проявленной ими смелостью. Однако узнать в карикатурных персонажах истинных героев истории зрителям не удалось. На экране предстали лишь образы «толстого кока», «прямолинейного военного», «хорошего семьянина». А штампы, как известно, не вызывают жалости.
«ЧЕРНОБЫЛЬ»
Сериал об аварии в Припяти, произошедшей 33 года назад, признали самым популярным проектом за историю канала НВО. Пользователи Сети мгновенно оценили фильм фразой «Лучше «Игры престолов». Так и есть, сюжет о реальной катастрофе, погубившей жизни тысяч людей, тронул российских зрителей гораздо больше выдуманной саги о борьбе за Железный трон.
Проект получил три премии «Эмми», в том числе, за лучший мини-сериал. Режиссер Йохан Ренк и сценарист Крэйг Мэйзин удостоились наград в своих профессиональных категориях и отметили, что посвятили работу жертвам катастрофы на Чернобыльской АЭС. Чем же авторы завоевали любовь зрителей?
С первой серии каждый житель постсоветского пространства узнает привычный глазу пейзаж: панельная застройка, надписи на русском языке, кухня с «той самой» плиткой. Безупречно подобраны костюмы героев и аксессуары. Очевидно, что масштаб аварии поразил и одновременно заворожил создателей фильма.
Некоторые сцены заставляют зрителей задаваться вопросом: неужели так происходило на самом деле? Люди, смотрящие на пожар на АЭС, не обращая внимания на летящий на них пепел, пожарные, которых хоронят в цинковых гробах, отстрел животных в зоне отчуждения — все это, к сожалению, случилось не только на экране.
Но основную смысловую нагрузку несут на себе главные герои ленты. Академик Валерий Легасов в исполнении Джареда Харриса и зампред Совета министров Борис Щербина, воплощенный Стелланом Скарсгардом, — реальные люди, пытавшиеся ликвидировать последствия аварии. Только Ульяна Хомюк, которую сыграла Эмили Уотсон, стала необходимым собирательным персонажем, олицетворяющим многочисленных ученых, помогавших Легасову.
Лучевая болезнь, депрессия, травля правительства — герои фильма, как и их реальные прототипы, пожертвовали здоровьем и положением в обществе, чтобы спасти других. Именно это продемонстрировали авторы сериала, возобновив интерес к теме роковой катастрофы в Чернобыле.
Можно бесконечно рассуждать о неточностях в сюжете, версиях о возникновении взрыва и виновниках трагедии. Но после выхода ленты на экраны на могилах ликвидаторов аварии стали появляться цветы, которых там не видели уже лет 10. Это ли не показатель социального успеха кинопроекта?
ЛОЖКА ДЕГТЯ
Не над каждым фильмом иностранные режиссеры трудятся так дотошно, как над «Чернобылем», а русские персонажи не всегда становятся героями, как в «Курске». Увы, по-прежнему в западном кинематографе присутствует стереотип, по которому москвичи предстают на экране опасными для всего мира убийцами. Яркий пример — «Анна» Люка Бессона.
Внимания к деталям здесь нет вообще. По сюжету модель, живущая в СССР конца 80-х, открывает ноутбук и пытается завербоваться в армию. Возможно ли было в то время записаться в ряды военнослужащих онлайн? Люк Бессон предпочитает оставить этот вопрос за кадром. Каким-то чудом Анна попадает в КГБ, где ее обучают не только искусству отрезать пальцы врагу, но и побеждать толпы пехотинцев парой ударов. В целом картина сильно напоминает ремейк «Никиты» Бессона 30-летней давности: вновь хрупкая жертва становится машиной для убийства, меняется лишь происхождение главной героини.
Есть и другие истории об отрицательных персонажах. Так, вспомним один из витков сюжета третьего сезона сериала «Очень странные дела». В подземных бункерах США выходцы из Москвы организовали военную базу, где пытаются пробурить портал в другое измерение. Это ведет за собой роковые последствия: в дыру пролезает чудовище, называемое «Свежеватель разума». Монстр мог бы сожрать и тех, кто помог ему выбраться на свободу, но, видимо, суровые русские не боятся этого, ведь и сами являются воплощением зла.
Но «Очень странные дела» не ограничиваются одномерным взглядом на россиян. Конечно, верзила-убийца положительных эмоций у зрителей не вызывает. Зато смерть забавного русского ученого, фанатевшего от западных мультфильмов, бургеров и колы, поклонников сериала расстроила. Авторы проекта явно симпатизировали герою и сделали его достойным внимания. Последние сезоны вовсе становятся сатирой на американский образ жизни, так что нью-йоркцам от соотечественников досталось гораздо больше.
«ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ»
Мини-сериал совместного производства Sky и HBO начали снимать в прошлом году. Сюжет охватил конец правления Екатерины Второй. Конечно, много внимания сценаристы уделили любовной линии императрицы и ее фаворита Григория Потемкина. Но чего ожидать от ленты российскому зрителю?
Во-первых, красивой картинки, ведь авторы проекта постарались воссоздать костюмы 18-го века и удачно выбрали место для съемок: Санкт-Петербург и Петергоф. Во-вторых, критики оценили ведущую актрису сериала. Голливудская звезда Хелен Миррен известна не только ролями королевских особ, но и русским происхождением — настоящее имя артистки — Елена Миронова.
Дочь эмигранта впервые увидела родовое поместье в Смоленской области в зрелом возрасте. Обладательница «Оскара» всегда интересовалась своими корнями, а теперь получила возможность сыграть императрицу, которая хоть и была немецкой принцессой, но полюбила и изменила судьбу России.
Режиссером сериала стал Филип Мартин, известный по проектам «Корона» и «Туннель». Драматург сделал ставку не только на богатые декорации. «Наполовину это исследование Рембрандта, наполовину — пейзаж Брейгеля, а еще изучение персонажей. Это история о влиянии власти и выборе, который вы делаете», — рассуждал постановщик.
По материалам I-News, Brianiskov Blogspot.com.
Фото: кадр из сериала «Екатерина Великая», кадр из фильма «Курск», кадр из сериала «Чернобыль», кадр из фильма «Анна», кадр из сериала «Очень странные дела»