Все мы любим обаятельных негодяев, созданных Леонидом Куравлевым на экране — квартирного вора Жоржа Милославского, жулика Шуру Балаганова, легкомысленного повесу Володьку Завитушкина, слесаря Афанасия. «Афоня, гони рубль!» — кричали ему в спину прохожие на улице после выхода знаменитого фильма. Но ведь страна могла и не узнать своего героя.
Парень из простой московской семьи чудесным образом оказался во ВГИКе, а затем — на экранах телевизоров: словно его вела невидимая рука, открывающая нужные двери. Фортуна будто говорила ему после всех неудач: «Нет, ты у меня будешь актером, будешь!» А иногда и вовсе мистические обстоятельства сопутствовали этому самобытному таланту.
Как Куравлев превратился в баловня судьбы? Почему в 2012-м удача отвернулась от него, а смерть — забрала самое дорогое? И наконец — как на закате жизни прославленный актер очутился в пансионате для пожилых, а после — в хосписе? 30 января 85-летний артист скончался после перенесенного коронавируса, и в этот траурный день мы рассказываем про его главные роли и величайшие потери.
Шутка сестры
Конец печально известных 30-х годов прошлого века. Тогда, во время сталинских репрессий, как писал Булгаков, «люди начали бесследно исчезать». Исключением не стала и семья Леонида Куравлева. Его маму Валентину Дмитриевну, дамского парикмахера, осудили по ложному обвинению и отправили в ссылку — сначала в Караганду, а затем в поселок Зашеек Мурманской области. Сюда, в Заполярье, женщина в 1948-м «выписала» своего сына Леню. Жили они в бараке, в голоде и холоде. Но смена обстановки, суровое дыхание тундры, поиски брошенного оружия будили творческие порывы. Парень с друзьями начал играть в любительских спектаклях в поселковом клубе.
Вскоре семья вернулась в Москву. Учеба в столичной школе давалась нелегко, особенно провальными для Куравлева были точные науки — математика, физика, химия. При словах «синус» и «косинус» он мог упасть в обморок. Двоюродная сестра, пожалев Леню, пошутила: «Иди во ВГИК, там нет математики. Прочитаешь какую-нибудь басню Крылова…»
Юмора юноша не понял и действительно решил поступать учиться на актера. Правда, к выбору басни подошел более серьезно: прочел на вступительном экзамене не заезженную «Ворону и лисицу», а «Слона в случае». Однако случай сразу не вышел, и во ВГИК Леонид попал только со второй попытки в 1955 году, на курс Бориса Бибикова. Родные были в недоумении, они своеобразно оценивали поступок молодого человека: «У Куравлевых один сын, и тот — чокнутый!»
Во время учебы выяснилось, что будущий актер, тогда — бедный, скромный студент — страдает страшной зажатостью, как говорится, «сапожник без сапог». Из-за этого Бибиков поставил ему двойку по специальности и чуть было не отчислил со второго курса. И опять в судьбу Куравлева вмешался случай — друг, тоже готовящийся к исключению, сходил домой к Борису Владимировичу и упросил дать второй шанс. Тогда Бибиков решил оставить в институте и Куравлева — по справедливости.
А потом состоялось судьбоносное знакомство: Леонид Куравлев встретил в вестибюле ВГИКа Василия Шукшина. Гимнастерка и сапоги Шукшина смутили Куравлева — он решил, что это великовозрастный студент. В какой-то степени так оно и было, ведь режиссер учился в том же вузе.
Через некоторое время ассистентка Василия Макаровича по кадрам вспомнила о Леониде Куравлеве, когда в дипломную работу Шукшина «Из Лебяжьего сообщают» понадобился актер. Василий Шукшин узнал в молодом Лене того самого парня, образ которого вынашивал ночами, — простого, открытого, доброго, выросшего в бедности, но не сломленного этим и не обиженного на жизнь. И сценарий следующего фильма режиссер написал именно под него.
Шукшина отговаривали снимать в своей первой большой картине «Живет такой парень» начинающего актера, просили повременить со съемками из-за дождливой погоды в Москве. Но — опять мистика! — Василий Макарович вдруг решил воплотить свою киноидею на Родине. Алтай встретил друзей теплым бабьим летом, и дебют состоялся.
Много после этого было ролей у Леонида Куравлева — он снимался и у Гайдая, и у Данелии, и у Швейцера, и у Говорухина. Но лучшим своим воплощением актер до сих пор считает Пашку Колокольникова — ведь именно тогда, на площадке с Шукшиным, он сыграл самого себя.
Аура Гоголя
В настоящий круговорот мистических событий Куравлев был вовлечен во время съемок фильма «Вий». Эту картину воплощали в жизнь студенты Высших режиссерских курсов Союза кинематографистов СССР Константин Ершов и Георгий Кропачев.
Странности начались почти сразу — актриса Светлана Завьялова, которую утвердили на роль Панночки, тяжело заболела, а потом и вовсе ушла из картины по настоянию мужа. Следующая претендентка, Жанна Болотова, почувствовала себя плохо во время проб. И только Наталья Варлей не испугалась проклятой роли. Николай Кутузов, игравший старую Ведьму, во время съемок стал увлекаться крепкими напитками. А вот Куравлев серьезно отнесся к своему персонажу и работе — именно он вытянул фильм, который стал лидером проката в 1968 году.
Часть съемок проходила на Украине, в деревянной церкви святого Георгия, построенной без единого гвоздя, и в Елецком монастыре Чернигова. На площадке колдовская атмосфера достигла пика, так что досталось и самим актерам. В одном из дублей из летающего гроба выпала Наталья Варлей, а Леонид Вячеславович подхватил ее. «Увидев, что она падает, я протянул руки, и туда-то Наташа и угодила», — вспоминал актер.
Тогда артист потянул спину, и работу пришлось отложить на неделю. Тем не менее он вспоминал о съемках с теплотой: «Я получил большое наслаждение. Это счастье — сняться в фильме по Гоголю. Я авторский текст много раз перечитывал и перечитываю. Аура мистики существует там. Она мне очень помогала как актеру».
Снимай вора!
По стечению обстоятельств три раза Леонид Куравлев играл воров: Шуру Балаганова в «Золотом теленке», Копченого в картине «Место встречи изменить нельзя» и Жоржа Милославского в комедии «Иван Васильевич меняет профессию».
Информация о кинопробах на «Жоржика» пришла телеграммой в Сухуми, где Куравлев снимался в фильме «Робинзон Крузо» Станислава Говорухина. Леонид Вячеславович всегда любил творчество Михаила Булгакова, по мотивам пьесы которого «Иван Васильевич» было решено поставить картину. Он вымолил у Говорухина один день на кастинг и прошел его с блеском.
В этом фильме Гайдая как нигде проявился дар импровизации актера. В сцене, когда Милославский грабил квартиру Шпака, он должен был говорить: «Храните деньги в сберегательной кассе». Куравлев попросил у режиссера разрешения добавить «отсебятину»: «Если они у вас, конечно, есть!». Также он придумал появиться в кадре с пачкой любимых сигарет Леонида Иовича. Ну а на ручке, которую Милославский вручает послу, на самом деле была нарисована обнаженная девушка. Ее, естественно, вырезали из кадра.
Крепкая семья и горечь потери
Как и в творчестве, в семейной жизни без случая тоже не обошлось. Будущую жену Нину Куравлев встретил на катке. Хрупкая девчонка бесстрашно рассекала коньками лед, и Леонид сразу узнал в ней свою судьбу. Тогда он учился в девятом классе, она — в седьмом. К окончанию школы Куравлев предложил Нине дружбу. Они гуляли, ходили в кино, а после получения актером диплома ВГИКа в 1960 году — поженились. Молодая супруга была для артиста музой, но не забывала и о собственной профессии — работала учителем английского языка, а впоследствии стала директором школы. В крепкой семье родилась дочь Катя, а через 15 лет — сын, которого Леонид Вячеславович назвал в честь Шукшина Василием.
Будучи педагогом, Нина Васильевна «воспитывала» и мужа, ведь актеры до конца жизни в душе остаются детьми. В то же время она была веселым и жизнерадостным человеком, вкусно готовила, умела поднять родным настроение даже в самую тяжелую минуту. «Моя жена была очень красивой, невероятной. Нина не ревновала, ни в чем не подозревала. Я никогда ей не изменял. Зачем? У меня уже была любимая женщина, не хотелось искать кого-то еще», — отмечал звезда кино.
К сожалению, по наследству от отца жене Куравлева передалось сердечное заболевание, и в 2012 году ее не стало. Леонид Вячеславович уверен, что виной всему — халатность врачей. «У нее было два инфаркта, чувствовала себя плохо. Мы пришли к врачу, молодой девушке, но она не обнаружила никаких осложнений. Сказала, что можно обойтись без операции. Спустя какое-то время пошли к другому специалисту, и он настоял на немедленной госпитализации. Было проведено хирургическое вмешательство, но оно уже не помогло», — сетовал артист в документальном фильме Первого канала «Леонид Куравлев. Это я удачно зашел!»
.
Дети Куравлева не пошли по стопам отца. Каждый из них выбрал свою дорогу: дочь Екатерина, попробовав себя в кинематографе, стала психотерапевтом, а сын Василий преподает в Российском университете дружбы народов и занимается бизнесом. У Леонида Вячеславовича подрастают трое внуков: Григорий, Федор и Степан.
Члены семьи оставались чуть ли не единственными людьми, с которыми актер поддерживал общение. После смерти жены Леонид Куравлев не выходил в свет и практически не снимался в кино — последнюю небольшую роль он сыграл в 2015-м в картине «Весь этот джем». Зато артист интересовался политикой и религией, отмечая, что черпает силы в общении с Богом.
Пансионат и хоспис
Новостей о жизни актера почти не поступало, а если информация и появлялась, то совсем не радостная. Так, несколько лет назад выяснилось, что легенда отечественного кино заранее озаботился вопросом собственных похорон: он выбрал место на Троекуровском кладбище рядом с могилой супруги. На гранитном надгробии выбили имя артиста золотыми буквами.
По-настоящему печальные новости прогремели в начале января: накануне Рождества актера увезли в Коммунарку с признаками вирусной пневмонии. Как оказалось, скорая доставила артиста в реанимацию не из дома, где он жил с дочерью Екатериной, а из пансионата для пожилых людей «Идиллия». Учреждение, впрочем, относится к числу элитных, да и сотрудники заведения уверяли «СтарХит»: дети не пытались избавиться от Куравлева, а хотели помочь отцу вернуться к активной жизни, подтолкнуть к общению с другими людьми, вытащить из депрессии, съедавшей после смерти Нины Васильевны.
Наследники постоянно навещали папу в резиденции, а общение с другими жителями пансионата пошло звезде на пользу. Сотрудники подчеркивали, что артист сохранил непревзойденное чувство юмора: шутил и делал комплименты нянечкам. С радостью Куравлев встречал в стенах «Идиллии» и родных, хотя руководитель службы клиентского сервиса центра реабилитации Надежда Орлова, заявляла в эфире «Пусть говорят» о том, что актер поступил к ним в очень плохом состоянии, неумытый и неухоженный, в чем, по мнению Орловой, были виноваты дети знаменитости.
«Очень плохо к родственникам своим относится, дочка довела, он делал вид, когда она приходила, что спал. О ней даже слышать ничего не хотел. Но жил с ней. Его из дома привезли к нам в очень плохом состоянии. Не она сюда привезла, а сын. Думаю, что это был акт спасения какой-то», — признавалась Надежда.
21 января выяснилось, что врачам удалось стабилизировать состояние Леонида Вячеславовича, но у него оказалось тяжелое поражение мозга. Доктора уже ничем не могли помочь артисту, поэтому с неутешительными диагнозами «деменция смешанного типа» и «цереброваскулярная болезнь», при которой стремительно погибают нейроны головного мозга, Куравлева направили в хоспис. При этом сын Леонида Куравлева отмечал, что положительная динамика все же есть.
К сожалению, все надежды близких, коллег и поклонников на выздоровление актера рухнули утром 30 января. Союз кинематографистов РФ сообщил прессе печальную новость о смерти 85-летнего Леонида Куравлева. Источник из окружения артиста назвал причиной кончины звезды остановку сердца. И хотя многие говорят, что летальный исход был ожидаем из-за поражения мозга, нет сомнений, что первопричиной всех бед стала тоска Куравлева по любимой супруге, жить без которой он попросту не мог.
По материалам
Фото: Legion-media, Ломохов Анатолий/PhotoXPress.ru, личный архив, кадры из фильмов «Золотой теленок», «Вий», «Весь этот джем», «Самая обаятельная и привлекательная»