18 июня 1959-го в Татарске Новосибирской области появился на свет Сергей Степанченко. Папа будущего артиста служил во флоте, так что через два года семья перебралась в Черниговку Приморского края, где Сергей и окончил школу.
Подростком Степанченко не сомневался, что пойдет по стопам отца, однако мама отпускать сына во флот отказалась. Как многие одноклассники, Сергей решил подать документы в Хабаровский институт физкультуры. Примерно в то время Свердловская киностудия снимала фильм о Гражданской войне, и наш герой легко влился в массовку, где неплохо платили. «Какие-то заделы все же имелись, - рассуждал позднее актер. - Так не бывает, чтобы из-под штанги вылез и сразу — в артисты. В школе попались хорошие педагоги, серьезно занимались с нами литературой. Еще я окончил музыкальную школу и играл на гитаре на танцах, в ресторанах. И если пока не находился в театральном пространстве, то уже дышал в том направлении. Хотелось лицедействовать».
Молодой человек работал в стройотряде, чтобы накопить денег и спокойно поступить в Дальневосточный институт искусств. Казалось, ему все удавалось, так почему же популярность пришла не сразу? Отвечаем на этот и другие вопросы в день 65-летнего юбилея Сергея Степанченко.
Любовь и театр
Работая в стройотряде, Степанченко сильно уставал, так что однажды решил развеяться и пойти покутить с другом в молодежное кафе «Зодчий». «Заказали вкусную еду, поскольку изголодались на макаронах и тушенке. Рядом студентки педучилища праздновали чей-то день рождения. Среди них была Ирина. Я пригласил ее на танец, познакомился и счастливо живу до сих пор», - коротко отмечал артист.
Влюбленные вскоре поженились, и у них родилась дочка Катя. В тот момент Ирина уже вовсю работала, ну а ее мужу-студенту денег подкидывали родители. Кроме того, Сергей не чурался тяжелого труда: ночью разгружал вагоны, помогал людям перевозить вещи на дачи, бывал ведущим на плавбазах.
После окончания вуза Степанченко пригласили в Сызранский драмтеатр, причем с предоставлением жилья, что было важно семейному человеку. За три года артист переиграл на местной сцене весь репертуар, и даже приезжие режиссеры стали намекать, что в провинции ему тесновато.
Советам коллег Сергей внял, причем нацелился не куда-нибудь, а в «Ленком». Весенние пробы прошли удачно, и Марк Захаров даже разрешил актеру задержаться в Сызрани до осени — иначе бы гастроли провинциального театра были парализованы. «Я понимал: это театр с особой эстетикой, новаторский, его худрук осваивает просторы, замахнуться на которые никакому другому режиссеру и в голову не приходит. „Ленком“ смело идет на эксперименты, и они мне близки. Хотелось быть соучастником», — пояснял свой выбор Степанченко.
Актера приняли на новом месте тепло, никто не строил козней и не критиковал его за игру. Еще в день показа Александр Абдулов похвалил мастерство коллеги, с чего началась долгая дружба артистов. И хотя поначалу Степанченко доставались эпизоды, через два года он уже получил главную роль Ламме Гудзака в постановке «Тиль».
«Чайка», «Вождь в «Затмении», «Поминальная молитва» - артист блистал в самых знаменитых спектаклях «Ленкома». За заглавную роль в «Фальстаф и принц Уэльский» он удостоился «Хрустальной Турандот», ну а в 2021-м впервые за долгое время засветился на других подмостках, сыграв в Большом театре в постановке «12».
NEXT
Как и в театре, в кино Степанченко начинал с небольших ролей. Сперва артист мелькнул в картинах «За прекрасных дам!» и «Катала», а на заре 90-х сыграл Джакомо Пиранделло в «Чокнутых». Он успел засветиться в сериале «Горячев и другие», также поклонники помнят, как мастерски актер исполнил роль бандита Гречки в телефильме «Петербургские тайны».
Значимые роли посыпались на Сергея уже в нулевых: Александр Абдулов предложил ему перевоплотиться в Осла в своей версии «Бременских музыкантов», ну а затем друзья сыграли в популярном сериале NEXT. Образ Санчо в криминальной трагикомедии надолго приклеился к Степанченко: даже сейчас зрители ассоциируют его с ярким персонажем.
Еще одним значимым героем для актера стал лейтенант Егор Немигайло из сериала «Сыщики», растянувшегося на пять сезонов. Позднее артист играл в «Путейцах», проектах
«Полиция Хоккайдо. Русский отдел», «Земский доктор», «Тобол», «Прыжок Богомола».
Степанченко мог легко сыграть как Дона в «Криминальном блюзе для саксофона», так и начальника следственного отдела в «Медиуме». Всего на счету у артиста — более 120 проектов, а вот режиссерская работа всего одна. И снят фильм «Следы на песке» неспроста: картину Сергей посвятил своему лучшему другу, которого, увы, потерял в 2008 году…
Смерть Александра Абдулова
Абдулов был для Степанченко больше чем другом: звезда «Обыкновенного чуда» поддерживал Сергея в работе, дружил с его семьей, а однажды даже устроил товарищу сюрприз на день рождения.
«Я приехал к нему во Внуково, и вдруг потянулись люди с подарками — Лена Проклова с мужем, Сережа Никоненко, многие другие. Оказывается, Саша всех обзвонил и сообщил, что у меня день рождения. Причем сам все и приготовил: пловы свои замечательные, какие-то шашлыки чудесные. Он любил готовить, умел это делать и вполне обоснованно считал себя знатоком узбекской кухни», — отмечал Степанченко.
Абдулов обожал рыбалку, и Сергей тоже пристрастился к этому увлечению друга, но не из-за стремления наловить побольше марлинов. «Я больше ценил минуты, когда мы оказывались где-нибудь в лодке вдвоем. Эти счастливые моменты задушевных бесед, воспоминаний, рассказов о жизни, о семье, об отце сохраню в душе навсегда», — признавался артист.
Товарищи делились друг с другом сокровенным, поэтому Степанченко вошел в число первых людей, узнавших о том, что Абдулову диагностировали четвертую стадию рака легких. «Мы тогда были на съемках. Играли вместе в фильме, и Саша сообщил о своей болезни. Он был бойцом, настоящим мужчиной. Я ни разу не видел его подавленным, потерянным. Саша никого не обременял своей болезнью. Наоборот, говорил, что скоро все будет хорошо», — признавался Сергей в программе «Судьба человека» канала «Россия 1».
К сожалению, даже лучшие врачи не сумели спасти Абдулова от недуга, и он скончался в январе 2008-го. Для Степанченко уход друга стал трагедией, и лишь работа над фильмом «Следы на песке», посвященном Александру Гаврииловичу, спас его от всепоглощающей депрессии. «Кто-то точно сказал: незаменимых людей нет, но есть — невосполнимые…» — заключил Сергей Юрьевич.
Степанченко продолжил сниматься и играть в «Ленкоме», хотя все там напоминало об ушедшем в 54 года друге. Пережить горе артисту помогло не только творчество, но и семья: после 19 лет брака у Сергея и Ирины родился сын Юрий, потом пошли внуки, которые тоже нуждались в заботе и внимании.
Главной гордостью артиста остается крепкий брак, ведь более 45 лет он счастлив с супругой. «Ревности у нас с Ирой нет, я же не герой-любовник, совсем другой репертуар играю. Жена умная женщина, мудрее всех нас в семье. Она уберегла меня от многих вещей в жизни. Когда-то я хотел уйти из профессии, радикально поменять жизнь. Ира деликатно меня убедила этого не делать», — резюмировал актер.