Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Кровоизлияние в мозг, исчезновение из кино и неизвестная жена «кардинала Ришелье» Александра Трофимова

Первое же появление на экране принесло артисту всесоюзную славу — ленту «Д’Артаньян и три мушкетера» полюбили киноманы всех возрастов. Вот только если исполнителей главных ролей знали по именам, Александра Трофимова вспомнить мог не каждый телезритель, в отличие от театралов.

18 марта 2023 10:301252 684
Кровоизлияние в мозг, исчезновение из кино и неизвестная жена «кардинала Ришелье» Александра Трофимова
Александр Трофимов

В следующем году исполнится 50 лет с момента, когда Александр Трофимов впервые взошел на сцену Театра на Таганке. Своей любимой ролью артист называл Иешуа из «Мастера и Маргариты», которого играл вплоть до 2012 года. Главным режиссером в жизни актер считал Михаила Швейцера, ведь снялся у него в картинах «Маленькие трагедии», «Крейцерова соната» и «Мертвые души». Однако прославила Трофимова лента «Д’Артаньян и три мушкетера», где он сыграл Ришелье.

Доволен ли был артист тем, что отныне зрители ассоциировали его с коварным кардиналом? И действительно ли он так же загадочен и скрытен, как легендарный герой романа Дюма? 18 марта актеру исполняется 71, и самое время вспомнить его биографию.

Сирота, ставший самым молодым кардиналом

Кровоизлияние в мозг, исчезновение из кино и неизвестная жена «кардинала Ришелье» Александра Трофимова
В «Преступлении и наказании» актер играл с Борисом Хмельницким

Александр появился на свет в Москве в простой рабочей семье: папа трудился слесарем, ну а мама занималась воспитанием детей. Когда Трофимову было 12, отец умер, а через три года скончалась и родительница, оставив Сашу и его сестру Нину сиротами. Чтобы прокормиться, после восьмого класса юноша пошел в приборостроительный техникум, хотя его всегда тянуло к творчеству — парень писал стихи и играл на двенадцатиструнной гитаре.

Чтобы быть ближе к театру, Трофимов устроился работником сцены в клуб офицеров. Однажды парень решился попросить для себя роль, и руководитель поразился его талантам. Воодушевленный парень подал документы в Щукинское училище и с блеском прошел конкурс.

Получив диплом, парень устроился в Театр на Таганке: увидев на сцене Владимира Высоцкого, артист уже не мог пойти куда-то еще, тем более что мечтал сотрудничать с Юрием Любимовым. Это оказалось взаимным, ведь режиссер был в таком восторге от образа Рахметова из «Что делать?» в исполнении Трофимова, что не давал актеру советов по поводу игры.

Кровоизлияние в мозг, исчезновение из кино и неизвестная жена «кардинала Ришелье» Александра Трофимова
Трофимов не обижался, что Клюев ненароком украл у него роль

В дальнейшем Александр перевоплощался на сцене в Раскольникова, Фауста и Гоголя, ну а телезрителям запомнился по «Д’Артаньяну и трем мушкетерам». На самом деле 26-летний артист пробовался на роль Рошфора, но пока ехал на киностудию, образ уже доверили Борису Клюеву. Трофимову предложили кастинг на фанатика Фельтона, что немало обескуражило актера.

«Мне дали текст, который я никак не предполагал произносить, и проводили в павильон на кинопробы. Я сел и стал ждать своей очереди. И уже потом, то ли сам режиссер, то ли кто-то из его ассистентов попросил меня подыграть Борису Клюеву, чтобы ему не играть с пустым местом. А у Клюева там как раз была сцена, где он должен изображать диалог с Ришелье. Я согласился, а у самого уже возникла не то что злость, а скорее обостренное чувство собственного достоинства. На меня накинули кардинальскую мантию, усадили в кресло, подошел Клюев в образе Рошфора и начал мне что-то говорить. Я, не глядя на него, стал ему по бумажке отвечать. И, возможно, мой облик и мое внутреннее состояние на тот момент — сделали свое дело. Мы с Борисом отыграли сцену, и тут я боковым зрением увидел, что вокруг меня все забегали, зашептались», — вспоминал Трофимов.

Георгий Юнгвальд-Хилькевич сказал, что устроит артисту отдельные пробы на роль кардинала Ришелье. Драматург настолько заинтересовался, что остановил выбор на кандидатуре 26-летнего Трофимова, хотя ранее рассматривал возрастных актеров, а по слухам, видел в образе Михаила Козакова. «Так как фильм снимался по заказу Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию, всех актеров на роли утверждало в Москве вышестоящее начальство. Меня утверждать не хотели. Сказали, мол, молодой и неизвестный актер, вообще нигде до этого не снимался. Но Хилькевич был настолько заинтересован, что мою кандидатуру буквально отстоял», — подчеркивал Александр Алексеевич.

Кровоизлияние в мозг, исчезновение из кино и неизвестная жена «кардинала Ришелье» Александра Трофимова
Десятилетия назад Трофимов не сдружился с коллегами по «Мушкетерам», так как все они были старше

Правда, озвучивать антагониста все же доверили Михаилу Козакову, чей голос казался режиссеру более подходящим. А вот музыкальный дуэт с Алисой Фрейндлих Трофимов исполнил самостоятельно.

«Саша — законченный индивидуалист, он сам себе хозяин и начальник. Конечно, у него есть какие-то комплексы, какие-то его внутренние переживания. Вообще это удивительный человек в «профессии экстравертов» (мы же, актеры, — открытые люди, мы идем к публике) — он честный интроверт-индивидуалист. Он трудно начинал в Театре на Таганке, но блестяще сыграл Раскольникова в спектакле «Преступление и наказание», замечательно исполнил роль Иешуа в «Мастере и Маргарите».

Были люди, которые его не любили, мол, он как-то трудно говорит, но людей, которые его уважали как актера было гораздо больше. Саша вырос в замечательного артиста, и началом этого роста было то, что он «разжался» на фильме «Д`Артаньян и три мушкетера». Хилькевич подобрал к нему правильный ключ, и еще правильнее — Дунаевский. Я думаю, Трофимову помогало отстранить свое интровертное альтер-эго в сторону то, что он — талантливый поэт, который чувствует стих, звук, музыку. И их пара с моей обожаемой Ритой Тереховой получилась превосходной», — рассуждал Вениамин Смехов, сыгравший в киноэпопее Атоса.

Проблемы, о которых никто не знал

Кровоизлияние в мозг, исчезновение из кино и неизвестная жена «кардинала Ришелье» Александра Трофимова
По мнению критиков, «Мертвые души» стали одной из лучших работ Александра Алексеевича

Многие звезды ненавидят фильмы, сделавшие их знаменитыми из-за назойливых ассоциаций с одним образом, но это не про Трофимова. «Д’Артаньян и три мушкетера» так полюбился публике, что зрители меня знают именно по этому фильму. Я благодарен, что меня не забывают. Понятно, что сегодня на улице уже никто не оборачивается и не останавливает меня, как было раньше. Тогда внимание немного надоедало», — признавался актер.

После экранизации романа Дюма артист снялся в «Маленьких трагедиях» и «Женщине в белом». Еще одной узнаваемой ролью для Трофимова стал образ Гоголя в «Мертвых душах». Но мог ли кто-то представить, что еще до съемок у Михаила Швейцера Александр перенес кровоизлияние в мозг? Врачи сделали звезде трепанацию черепа и предложили оформить инвалидность. Наш герой отказался, ведь верил, что встанет на ноги и вернется к работе.

Так и случилось — актер блистал в «Крейцеровой сонате», играл капитана Крюка в «Питере Пэне» и Фролова в фантасмагории «Посвященный». Почему же в 90-е поклонники задавались вопросом, куда пропал Трофимов?

Кровоизлияние в мозг, исчезновение из кино и неизвестная жена «кардинала Ришелье» Александра Трофимова
В 1992-м Александр Алексеевич стал заслуженным артистом России, а в 2013-м — народным

На самом деле артист по-прежнему снимался в кино, хотя гораздо реже, чем в предыдущих десятилетиях. Так, актер засветился в «Гамбринусе» и «Самоубийце», телекартине «Откровение Иоанна Первопечатника», сериале «Завещание Ленина». На ленте «На дне» 2014 года фильмография оборвалась, а вот на сцену «Таганки» звезда выходит по сей день.

Правда, Трофимов не скрывал, что в театре многое изменилось с приходом в руководители Ирины Апексимовой. «Когда-то Театр на Таганке был для меня родным домом. Теперь это дом чужой, я редко в нем бываю, раз в месяц, иногда — реже, — говорил Александр Алексеевич год назад. — Удивительное чувство: та же сцена, те же гримерные, а все чужое. За исключением двух-трех артистов, в основном — незнакомые люди. Много новых лиц. В труппе — сто с лишним человек. Специально я не отстранялся и был бы рад работать. Но очень мало работаю. Так получилось в силу тех или иных обстоятельств. После того как в театре сменилось руководство, было несколько предложений, не очень мне интересных. Вышел спектакль „Эффект Гофмана“, но по каким-то неведомым мне причинам его быстро убрали. Последний раз я играл в феврале. Что делать… Роль Иешуа за 35 лет, что я ее играл, многому научила, в том числе смирению».

Судя по афише Театра на Таганке, сейчас Александр Трофимов занят лишь в спектакле «Снегурочка. 16+», который в последний раз демонстрировался в прошлом декабре. А ведь ранее артист был задействован также в «Фаусте» и постановке о Владимире Высоцком. Впрочем, репертуар склонен меняться, так что в будущем звезда «Д’Артаньяна и трех мушкетеров» наверняка порадует зрителей новыми работами.

Семейные тайны

Кровоизлияние в мозг, исчезновение из кино и неизвестная жена «кардинала Ришелье» Александра Трофимова
Сын артиста не стал актером Театра на Таганке, предпочтя «Моссовет»

Мы знаем все о главной любви Михаила Боярского, но Александр Трофимов, как и его кардинал, оставался человеком загадочным. В редких интервью актер ни слова не говорил о личности супруги, да и творчестве в последнее время беседовать не желает.

«Ну а не о чем говорить, — пояснял артист. — За последние лет десять я ничего не сыграл. В новых спектаклях почти не занят. Я бы и хотел, чтобы работа была, но ее нет. Вспоминать былое, роли 20-30-летней давности нет смысла. Перед моим юбилеем звонили телевизионщики. Говорят: давайте снимем о вас документальный фильм, пускай о вас расскажет Михаил Боярский… Мне смешно: с Боярским не виделись с окончания съемок „Мушкетеров…“, то есть 45 лет. Ну и зачем снимать такое кино?»

Поклонники даже не знают, по-прежнему актер женат или же развелся, да и о других его родственниках информации мало. «Мой сын Алексей — артист Театра имени Моссовета, есть двое внуков. Мы очень дружны, я в курсе профессиональной жизни сына, часто с ним говорим о нашей профессии. Она очень специфичная и зависимая. Когда на тебя обрушивается поток предложений, когда играешь по 20 спектаклей в месяц, переезжаешь со съемки на съемку, об этом не задумываешься. Ты в обойме. Актерская профессия имеет смысл, когда все складывается. Но все меняется: предложения иссякают, происходит переоценка. Но то, что тебя не приглашают, не повод для депрессии. Что-то все-таки удалось и слава Богу. Это дает внутреннюю опору, чтобы не впасть в уныние…» — резюмировал артист.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения