9 октября 1926 года в городе Горьком (сейчас Нижний Новгород) появился на свет Евгений Евстигнеев. Тогда никто даже не мог предположить, что мальчик, родившийся в семье простых рабочих, однажды станет кумиром миллионов зрителей.
Отец Евгения умер рано, когда мальчику только исполнилось шесть лет, поэтому воспоминаний о нем осталось не так много. Центральной фигурой его детства стала мама, Мария Ивановна Евстигнеева-Чернышева. Ирина Цывина, третья жена актера, описывала его взаимоотношения с мамой словами «тихое, тайное обожание». Теплоту отношений между родственниками подмечали позднее и коллеги Евстигнеева: «Он любил свою маму самой глубокой и трогательной любовью».
Однако родительница, простая женщина, не всегда понимала и разделяла увлечение Евгения музыкой. А он практически все свободное время проводил, пытаясь овладеть различными инструментами. Пианино, гитара, духовые — юноше хотелось попробовать все. В этот же период Евгений Евстигнеев познакомился с джазом — и тот покорил его мгновенно и бесповоротно, став любовью на всю жизнь.
ОДНА, НО ПЛАМЕННАЯ СТРАСТЬ
С началом войны Евгений пошел работать электромонтером, позднее окончил техникум и устроился на завод слесарем. Но несмотря на это, не забывал о своей любви к музыке, занимался самодеятельностью и даже стал участником провинциального джаз-бенда. Одновременно он увлекся театром и поступил в студию при Драматическом театре города Горького.
Однако Мария Ивановна категорически не желала видеть единственного сына актером. Сводный брат Евгения по отцу, Сергей, был артистом и рано погиб — возможно, это навело женщину на мысль о том, что эту профессию всегда сопровождают несчастья, и она не захотела такой участи для наследника. Настолько, что даже пошла к начальнику отдела кадров завода и уговорила его не отдавать документы ни под каким видом. С завода Евстигнеева не отпустили, так что мечту стать звездой пришлось отложить.
Впрочем, спустя несколько лет юношу все же зачислили в театральное училище Горького. Ни то, что учебный год уже начался, ни отсутствие нормального образования — Евгений закончил всего-навсего семь классов — не помешало ему стать студентом. Получив диплом, Евстигнеев по распределению попал на работу во Владимир, в областной драматический театр имени Луначарского. Но и здесь задержался ненадолго: уехал в Москву, поступать в школу-студию МХАТ. И она покорилась актеру с первого раза: его приняли сразу на третий курс.
Не последнюю роль в переезде Евстигнеева в Москву сыграла мама — но на сей раз роль положительную. Во Владимирском театре не хотели расставаться с талантливым артистом, так что пришлось пойти на хитрость: предварительно договорившись с Марией Ивановной, Евгений попросил отпустить его домой, в Горький — и, как только администрация дала добро, умчался покорять столицу.
Почему же Евстигнеев так стремился в Москву, несмотря на то, что во Владимире много играл в театре, и зрители его любили? «МХАТ для всех нас являлся вершиной театрального искусства, и все мы стремились, конечно, только туда, желая совершенствоваться», — пояснил Владимир Кашпур.
АКТЕР ТЕАТРА И КИНО
В школе-студии МХАТ Евстигнеев учился с Олегом Басилашвили, Олегом Табаковым, Игорем Квашой, Михаилом Козаковым. Как верно подметил один из тогдашних студентов, это была настоящая кузница талантов. Олег Басилашвили очень тепло вспоминал годы совместной работы.
«Мне всегда было хорошо с Евгением. Никогда не забуду его «буги-вуги» на пианино, имитацию ударных ножом и вилкой, нашу курсовую поездку с концертами на целину, наш общий котел, концерты на грузовиках посреди необъятной степи», — рассказывал прославленный актер.
По окончании школы-студии МХАТ Евстигнеев получил предложение остаться там работать, но в итоге выбрал «Современник», который в это время только создавался под руководством Олега Ефремова. И не прогадал — сыграв главную роль в спектакле «Голый король», он получил долгожданную известность. Позднее, впрочем, артист снова вернулся вместе с Ефремовым в родной МХАТ, которому продолжал служить на протяжении двух десятков лет.
Посыпались на актера и предложения о съемках в кино. Сначала незначительные, например, в картине Владимира Петрова «Поединок». Хотя даже в эпизодических ролях Евстигнеев умел запомниться зрителям.
Затем пошли более серьезные работы. Евстигнеев играл разноплановых, но в равной мере ярких персонажей. Товарищ Дынин из «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», Петр Петрович из «Гиперболоида инженера Гарина», Евгений Александрович из «Берегись автомобиля», подпольный миллионер Корейко из «Золотого теленка», наконец, профессор Преображенский из «Собачьего сердца» — этих героев полюбило не одно поколение зрителей, а фразы их давно разобрали на цитаты.
ТРИ ИСТОРИИ ЛЮБВИ
С первой женой Галиной Волчек Евгений Евстигнеев познакомился в школе-студии МХАТ. Это была странная пара: дочь известного оператора, режиссера и профессора ВГИКа и провинциальный актер, старше ее на семь лет, да еще далеко не красавец. Не все понимали такой союз. «Поначалу папа пребывал в смятении», — признавалась Волчек.
Актеры были счастливы вместе, хотя в итоге им пришлось съехать от родителей Галины и искать собственное жилье: разногласия оказались слишком сильны. У пары родился сын Денис, ставший впоследствии оператором, режиссером и продюсером. Евгений Александрович души не чаял в ребенке, вставал к нему по ночам, успокаивал, разрывался между домом и работой.
Волчек учила Евстигнеева стильно одеваться, помогала ему с ролям и, в принципе, делала все для счастья любимого мужчины. Тем тяжелее оказалось принять правду о неверности Евгения Александровича. На протяжении нескольких лет он изменял супруге, и коллеги то и дело рассказывали об этом Галине. Женщина закрывала глаза на сплетни, пока не поймала актера с поличным на съемках картины «Строится мост».
К удивлению коллег, после семейного скандала Евстигнеев и Волчек проявили себя как настоящие профессионалы и продолжили съемки, а ведь в некоторых сценах им приходилось играть супругов, будто ничего не случилось. Галина страшно переживала предательство и так и не сумела простить бывшего мужа, хотя позднее даже начала общаться с его новой избранницей.
Актриса «Современника» Лилия Журкина была младше Евгения Александровича на 11 лет. Но ни это обстоятельство, ни наличие у Лилии обеспеченного супруга-скульптура не помешало артистам сойтись. У пары родилась дочь Маша, которая впоследствии пошла по стопам родителей, поступив в школу-студию МХАТ. А вот Журкина после скандальной истории с Волчек и появления ребенка театр забросила. В какой-то момент она попыталась воскресить карьеру, вступив в труппу МХАТа, но ролей там ей почти не доставалось. Евстигнеев отказался помогать с этим вопросом супруге, считая неприличным просить Олега Ефремова о работе.
Лилия винила в своих неудачах мужа, страдая из-за рухнувшей карьеры, впала в депрессию и начала выпивать. Каждый вечер она устраивала супругу истерики, ревнуя его к ролям. Евстигнеев все чаще задерживался на работе, лишь бы не скандалить с женой. Позднее у Журкиной обнаружили серьезное неврологическое заболевание, а также остеохондроз и псориаз. Переводы из клиники в клинику не давали положительного результата, Евгений Александрович не знал, что и делать. А в августе 1986-го 48-летняя актриса умерла.
Вскоре после трагедии вскрылось, что, как и в первом браке, уже несколько лет Евстигнеев крутил роман со студенткой Ириной Цывиной, но боялся разводиться из-за диагноза Лилии. Теперь же препятствий не осталось, и актер женился на любовнице, которая была младше на 37 лет. Кто-то обвинял Цывину в корыстных целях и желании пробиться благодаря славе мужа, другие верили, что сам Евгений Александрович черпал силы в общении с молодой пассией.
НАРИСОВАННОЕ СЕРДЦЕ
В последние годы жизни Евгений Евстигнеев жаловался на сердце, которое стало его подводить. Первый инфаркт случился в 1980-м, второй —в 1986-м после смерти Лилии. В марте 1992-го было решено лететь в Англию, чтобы сделать там сложнейшую операцию. Евстигнеев уверял, что его переполняет энергия, но постоянные проблемы со здоровьем не дают воплотить все планы и задумки, так что видел в хирургическом вмешательстве единственный выход из ситуации.
«У меня столько сил, я столько еще могу сделать, а сердце, как двигатель в старой машине, не тянет. Надо только двигатель отремонтировать, и все будет в порядке», — полагал артист.
Дальнейшие события развивались стремительно. 1 марта 1992 года Евстигнеев в последний раз вышел на сцену в спектакле «Игроки XXI», 2 марта вместе с женой Ириной вылетел в Лондон, а уже 4 марта его не стало. По словам супруги, ему должны были сделали коронарографию, небольшую предварительную операцию. Все шло как положено, Евгений Александрович был в хорошем настроении, строил планы, шутил, «ночные страхи были забыты».
После смерти актера Цывина еще дважды выходила замуж, но многие по-прежнему называли ее вдовой Евстигнеева. Личная жизнь актрисы не складывалась: рухнул союз с Георгием Пусепом, в отношениях с которым родились дети Евгений и Зина, 11 лет продержался следующий брак с Александром Благонравовым. Ирина утверждала, что продолжает любить Евгения Евстигнеева и никогда не сможет найти ему замену. А потом на горизонте появился молодой ухажер Денис Сердюков. Следом понеслись слухи о том, что после расставания с парнем артистка стала злоупотреблять алкоголем. 18 апреля прошлого года 55-летняя женщина скончалась от кардиомиопатии — патологии сердечной мышцы, однако до сих пор поклонники гадают, что убило Ирину Цывину: депрессия, спиртное или серьезное заболевание.
Так вышло, что на сегодняшний день все жены Евгения Евстигнеева умерли. Последней в цепочке оказалась Галина Волчек, которая давно болела. Организм 86-летней женщины не справился с двусторонней пневмонией, и ее сердце остановилось 26 декабря. Сын режиссера похоронил маму рядом с отцом, несмотря на то, что в свое время Евгений Александрович изменял ей годами и в итоге ушел к любовнице. Говорят, Волчек не давала четкого ответа, где бы хотела найти последнее пристанище, однако решение Дениса многие осудили или как минимум назвали нелогичным.
По материалам книги Евгения Евстигнеева «Я жив».
Фото: Legion-Media, Комсомольская правда/PhotoXPress.ru, личный архив, кадр программы «Прямой эфир», кадры фильмов «На ясный огонь», «Зимний вечер в Гаграх», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», «Собачье сердце»