«Черкасов — любимый зрителями персонаж, которого блестяще исполняет из сезона в сезон Андрей Смоляков. Его команду все ждут и любят. Детективный жанр вообще у нас довольно популярен, а сам „Мосгаз“ стал уже таким народным. Благодаря зрительскому вниманию, он обрел такой высокий рейтинг, который и позволяет снимать все новые сезоны», — сказал в интервью Андрей Мерзликин, присоединившийся к составу героев картин о майоре Черкасове в роли Ковалева.
В мае был презентован сериал «Мосгаз. Последнее дело Черкасова», но до телевизионных экранов он добрался лишь 13 ноября. Девятый сезон стал финалом детективной саги (хотя мы в этом сомневаемся, и в Сеть уже просачиваются спойлеры о продолжении), в которой начальник уголовного розыска районного отделения милиции, майор, и на пару-тройку серий капитан полиции Иван Петрович Черкасов расследовал преступления и преследовал жестоких маньяков. Главный герой в исполнении Андрея Смолякова смело отправлялся на встречу опасности, хитро выстраивал планы по поимке убийц и учился работать в команде. Запутанные истории, масса несостыковок и множество загадок, на которые Черкасов мастерски находил ответы. Что такого особенного в этом сериале и почему вам обязательно стоит его посмотреть — рассказываем по порядку.
Все началось 11 лет назад
29 октября 2012 года на Первом канале вышел первый эпизод сериала «Мосгаз». Восемь серий были посвящены запутанному делу, в котором был замешан таинственный и кровожадный маньяк. Представляясь сотрудником «Мосгаза», бандит хладнокровно убивал людей, а затем забирал из квартир всякие мелочи: кофту, одеколон, фонарик и будильник. История была отчасти основа на реальных событиях, а сценарий к ней был написан еще в начале десятых. В его основу легла биография первого советского серийного убийцы Владимира Ионесяна. Действия в сериале разворачивались в далеком 1962 года в одном из московских районов.
Первой жертвой кровожадного маньяка в сериале стал мальчик. На место преступления прибыл опытный майор Черкасов и молодой криминалист Соня Тимофеева, роль которой исполнила Марина Александрова. Прототипом Ивана Петровича стал начальник уголовного розыска, легенда МУРа Владимир Чванов, а вот стиль и манеры героя сценарист сериала частично позаимствовала у Глеба Жеглова из «Места встречи изменить нельзя». Но и Софья не возникла из ниоткуда. Ее персонажа списали с Софьи Файнштейн, которая работала вместе с Владимиром Чвановым и была вторым следователем по делу Мосгаза.
Во время съемок сериала Александрова была беременна, так что ее положение приходилось тщательно скрывать под платьями свободного кроя, широкими юбками и объемными пальто. Актриса задействована во всех частях детективного сериала и за восемь лет съемок родила двоих детей. Для каждой части сериала гримеры и костюмеры создавали ее героине новый имидж, а в восьмом сезоне стиль Софьи актриса придумала сама, вдохновившись фотографиями английской певицы и иконы Джейн Биркин.
Еще в первом сезоне «Мосгаз» задал традицию собирать на съемочной площадке поистине звездные составы. Чего стоили только Андрей Смоляков, Светлана Ходченкова, Екатерина Климова, Юрий Чурсин, Максим Матвеев и Агния Кузнецова, блистающие на главных и второстепенных ролях в этих загадочных головоломках. По традиции, убийца был найден, сериал закончен, а зрители просили еще. И уже через два года на экранах появился «Палач». Как и в первом сезоне, история была построена в духе классического детектива. Все серии поклонники гадали о том, кто же на самом деле скрывается под маской убийцы, но ответ им было суждено узнать лишь в заключительном эпизоде. События берут свое начало в середине 1960-х годов, когда в начале мая жестоко убили обычного старшеклассника. Режиссеры решили задать другой вектор преступности, направив его на военные преступления. «Дело №2» тоже лишь отчасти основано на реальной истории разоблачения Антонины Макаровой — одной из трех женщин, расстрелянных в СССР после смерти Сталина. Во временя Великой Отечественной войны она служила немецким оккупационным властям и убила, по некоторым версиям, около полутора тысяч партизан и мирных жителей. Было заметно, что в этом сезоне майор Черкасов чуть ближе к сердцу принимал все происходящее, а его смелка не раз давала сбой. Кстати, возвращаясь к звездным составам, упомянем, что в этом же сезоне дебютировала Юлия Пересильд. Для нее «Палач» стал первой главной драматической ролью. И вновь раскрытое преступление и зрительская жажда новых расследований. Решено, майор возвращается. Так, к слову, будет еще семь раз.
Следующим делом для Черкасова стал «Паук». Тут создатели сериала немного пододвинули ход событий и взяли за основу историю ограбления Госбанка Армянской ССР в 1977 году, которое по сей день считается самым крупным хищением в Советском Союзе. Только вот затем станет ясно, что эти события лишь фон для других преступлений, происходящих в столице. Зрителям предстояло высказывать догадки касательно убийства манекенщиц. Раскрывать преступление отправляют Соню Тимофееву. Перед ней стоит непростая задача: втереться в доверие не только к эксцентричным женщинам, но и маэстро в исполнении Дмитрия Астрахана. Удастся ли ей это, советуем узнать самостоятельно. Считается, что именно третья часть «Мосгаза» задала новую глубину сюжета, сделав картину более закрученной и объемной. Личное смешивается с рабочим и политическим, а сама история постепенно начинает наполняться шпионами, иностранцами и двойными агентами.
Четвертый сезон цикла «Мосгаза» под названием «Шакал» начинается радикально и жестоко: на глазах зрителей расстреливают двух инкассаторов. После происходят приходят беспощадные налеты на универмаг и ювелирный магазин. Убийства и лужи крови — раньше все это оставалось за кадром. Здесь же зрители сразу видят бандитскую группировку и знают, кого теперь придется искать Черкасову и его команде. Эпизод за эпизодом режиссеры показывали не только службу Ивана Петрович, но и его внутренние метания. Он больше не кажется роботом, который просто и ловко выполняет свои обязанности. Теперь он настоящий человек, который вынужден прожить все стадии принятия горя и даже решиться на отчаянный шаг — уволиться с работы, без которой еще недавно он не представлял жизни…
В пятом сезоне все четче становится ясно, что стандартное повествование превращаются в полноценные, увлекательные шпионские расследования. Действия в «Сатане» развиваются в середине 1970-х. Тут американцы уже осознали, что в СССР готовят спецоперацию, а советские конструкторы (одного из них играет Владимир Ильин, однажды уже примерявший на себя роль Сергея Павловича Королева) по дороге к Брежневу обсуждают плюсы и минусы ракетного топлива и ядерного оружия. Не обошлось даже без агентов ЦРУ (Лора Купер передает привет легендарному «Твин Пиксу» Дэвида Линча).
Сам криминальный сюжет начинается немного мягче: с обнаружения в коллекторе тела неизвестной женщины. Несмотря на то, что все следователи сходятся в точке под названием «несчастный случай», Черкасов уверен, что в этом деле не все так однозначно. А что потом? Все в лучших традициях замысловатых детективов: шпионские заговоры, двуличные персонажи в ролях «серых кардиналов» и отсылки к историям, по традиции имевшим место в реальности.
Шестой сезон стал своеобразным перезапуском цикла, ведь будучи простым участковым в предыдущем сезоне, в «Формуле мести» Черкасов вновь возвращается в МУР, только вот уже под руководство Сони Тимофеевой. История вновь переносит зрителей в атмосферу «Мосгаза», акцентируя внимание на столкновении милиции и богемы. На первостепенный план выходит уже не человек или группировка, а сама проблема. Ей стала наркомания. Кажется, что история берет начало в 1990-х, но нет, это лишь 1977 год.
В крови сброшенного с крыши туриста находят синтетический наркотик. Среди подозреваемых уже отсидевший срок массажист и жители элитного дома. Разгадка преступления, кажется, на лицо уже в первых сериях, но все не так просто. Куда ведут ниточки этой загадочной истории Иван Петрович выясняет также мастерски, как и раньше. К слову, среди поклонников «Мосгаза», «Формула мести» считается одной из самых слабых. Далеко не все оценили размытую проблему, но ошарашивающему финалу удалось сгладить все неоднозначные впечатления.
В «Катране» майор Черкасов уступает свою главную роль героине Марины Александровой — Софье Тимофеевой. В конце 1970-х годов она отправляется в советское подпольное казино для поисков убийцы молодой картежницы и ее любовника из МВД. Запутанные клубки преступлений отходят на второстепенный план, уступая место любовным линиям и человеческим чувствам. Все-таки как-никак теперь у руля истории стояла женщина. В этом же сезоне появляется персонаж Максима Аверина — Музыкант. Этот сердобольный «Ромео» готовился очаровать не одну красавицу «Катрана», но и раскрывать все подробности своей жизни совсем не спешил… Несмотря на то, что «Дело №7» стало самым «романтичным», это нисколько не помешало общей идеи и лишь усложнило задачу выявить виновного.
Свои прежние криминальные обороты сериал набрал в восьмом сезоне. По словам поклонников дел Черкасова, «Западная» оказалась самой запутанной и жестокой. Множество сюжетных линий, масса загадок и намек на полноценный гангстерский триллер. Никаких шуток и нелепых ситуаций, да и как иначе, ведь в предолимпийской Москве 1980 года убит сам криминальный авторитет! Преступление было совершено на глазах недавно вышедшего из тюрьмы бандита по кличке Череп, но вот незадача: у мужчины есть брат-близнец, который, к тому же, уже успел украсть государственные бриллианты и скрыться с добычей. Следить за тем, как герои пытаются выкрутиться, а преступники безуспешно замести следы, не менее интересно, чем за самым популярным голивудским триллером.
Последнее расследование
У создателей цикла «Мосгаз» несколько раз менялись сценаристы. Те, кто следил за делами Черкасова, с первых серий заключительного сезона заметят след Зои Кудри, вновь вернувшейся к работе над проектом. Она покинула сериал еще в «Пауке» и легендарно вернулась в «Последнем деле», чтобы закольцевать историю и поставить красивую точку (или даже восклицательный знак) в истории Ивана Петровича. События, разворачивающиеся в девятом сезоне, имеют множество отсылок к предыдущим историям и даже возвращают персонажей, которые, казалось бы, должны были уже давно уйти в небытие.
На этот раз действие развернется в 1981 году. В городе появляется маньяк и раскрывать это дело берется неизменный «Эркюль Пуаро» в лице Ивана Петровича Черкасова. По привычке, начальство им вновь недовольно, но теперь майора не только отчитывают на летучках и собраниях, ему угрожают отлучением от дел.
Только вот на пенсию он отправляться совсем не собирается, хотя всем становится ясно, что после череды успешно раскрытых дел он мог поставить красивую точку в своей карьере. А уж когда на его горизонте появляется молодой следователь Ковалев, стажировавшийся за границей, да еще и с комплектом навороченных гаджетов, Черкасов принимает решение во чтобы то ни стало самостоятельно поставить точку в этом очередном запутанном деле. Создатели «Мосгаза» настаивают, что персонаж Мерзликина ни в коем случае не является заменой главному герою, а напротив, занимает роль его антагониста. Только вот зрители усмотрели совсем иной подтекст и как бы то ни было уже окрестили его «недостаточно хорошим и достойным замены Ивану Петровичу».
Так какой же он, 9 сезон? Простыми словами: с лихо закрученным сюжетом и огромным количеством символов. Под подозрением окажется каждый, но кто же на самом деле будет в амплуа преступника — узнайте самостоятельно.
Андрей Мерзликин, исполняющий роль «серого кардинала» и по совместительству напарника Черкасова поделился, что участие в проекте стало для него большой радостью:
«Иван Черкасов — уже ветеран, и ему на смену или в помощь приходят другие следователи. Роль такого следователя я и буду исполнять. Я и сам люблю детективы про расследования, вырос на эпохальном многосерийнике „Следствие ведут знатоки“. Кстати, мы часто здесь его вспоминаем, ведь Андрей Смоляков играл и в нем тоже. А на „Мосгаз“ зритель реагирует так же, как на очень качественный кинофильм про следствие и преступников. Надеюсь, что и мое присутствие в этом сезоне будет занимательным».
А вот Андрей Смоляков предпочел быть немногословным, наверное, тяжело прощаться с персонажем, который за долгие годы уже сталь едва ли не своим альтер-эго:
«Ну что я могу сказать, в название фильма все заложено — это „Последнее дело майора Черкасова“».
К слову, в этот раз неизменный звездный состав увеличится еще на несколько знаменитостей. Одну из ключевых ролей получил Леонид Ярмольник. Ему досталось амплуа загадочного мошенника и по совместительству одного из основных подозреваемых. Избежать спойлеров очень сложно, поэтому артист просто признался в любви к проекту и рассказал, что в отличие от событий, происходящих в сериале, его 1980-е прошли совсем под другой эгидой:
«"Мосгаз» — один из немногих сериалов, который я смотрю. Я играю афериста от искусства, ситуация мне достаточно знакома, поскольку у меня есть друзья, которые в этом разбираются. И мне это очень нравится, мой герой хотя и преступник, но профи в художественном деле. Действие фильма происходит в 80-х. Мои восьмидесятые, наверное, самые счастливые, интересные. Было так много работы, так много того, во что можно было влюбиться. Были замечательные фильмы, в которых я работал. Для меня — это было время надежд».
Зрители, которые уже посмотрели «Последнее дело Черкасова» назвали этот сезон одним из лучших. В динамике, зрелищности и загадочности ему просто нет равных, а то, каким закрученным оказался сюжет, в котором сплелось множество персонажей прошлых историй, поражает с первых серий. Создатели проекта проделали большую работу, а актеры будто бы уже настолько вжились в свои роли, что совсем не замечали своей игры. Начните сначала и сами не заметите, как первая серия «Мосгаза» превратиться в восьмую «Последнего дела Черкасова».