Первые тревожные новости о Романе Костомарове поступили 10 января, когда ему диагностировали прогрессирующую пневмонию, сепсис и интоксикацию организма, а также одновременно подключили к ИВЛ и ЭКМО. А ведь казалось, совсем недавно фигурист катался с Валерией Ланской в «Ледниковом периоде», демонстрируя абсолютную выносливость и крепкое здоровье. Кто мог подумать, что симптомы ОРВИ обманчивы и приведут к страшным последствиям?
«Бактерия, которая была выявлена при поступлении, давала нам сигналы, что течение болезни будет очень тяжелым, что оно будет протекать с некрозами и некротическим поражением подкожной клетчатки и мышц. Еще через час было понятно, что без более интенсивных методов лечения здесь не справиться. Что может быть более интенсивным? Это экстракорпоральная мембранная оксигенация легких (ЭКМО). Поражение легочной ткани было тотальным — даже ИВЛ не позволяла нам поддерживать уровень кислорода на достаточном уровне», — делился главврач Коммунарки Денис Проценко.
Тяжелая полиорганная недостаточность, проблемы с легкими и сердцем, инсульт, ампутация конечностей – страшно представить, как тогда переживала жена Романа. «С Оксаной Домниной я каждый день на телефонной связи, утром и вечером обмениваемся смс, созваниваемся. Я слышу ее голос, она держится большим молодцом, очень сильная женщина. Восхищаюсь ей, ее любовью, каждый день она едет в больницу и проводит время с Ромой», - рассказывал Илья Авербух.
Инсайдеры из клиники сообщали, что врачи боятся выводить Костомарова из искусственной комы, ведь шансы, что его иммунная система выдержит нагрузку, составляли 50 на 50. Помогли молитвы поклонников или поддержка близких, но в марте спортсмена сняли с ИВЛ. И хотя Роману ампутировали стопы и пальцы на руках, он не сдался перед лицом трудностей.
«Спасибо всем, кто переживал за меня, молился, верил, что я выкарабкаюсь из этой сложнейшей ситуации, которую предоставила мне жизнь! Много трудностей еще впереди, но надеюсь я справлюсь со всем благодаря моим близким, родным и врачам, которые вытащили меня с того света и по сей день работают со мной. Спасибо всем! Впереди много тяжелой работы над собой…» — признался Костомаров в соцсети в мае.
Обращение фигуриста, буквально побывавшего на том свете, восхитило публику. Позднее возникли слухи о депрессии спортсмена, переживавшего из-за ампутации конечностей. Но каково было удивление поклонников, когда 26 июня Роман продемонстрировал в соцсетях первую тренировку после протезирования!
«Горжусь тобой! Никогда не сомневалась, что ты настоящий боец. Наш чемпион, на которого равняются миллионы людей не только в России, но и во всем мире! В эти тяжелые дни ты являешься символом победы над собой и обстоятельствами. Уверена, что ты сделаешь еще много прекрасного для себя, семьи и поклонников. Горжусь, жду», — отреагировала Татьяна Навка.
История Романа Костомарова вдохновляет и поражает, многие знаменитости и эксперты в области протезирования считают, что целеустремленный спортсмен даже может вернуться на лед. Самое время вспомнить и о других фигуристах, победивших недуг тогда, когда казалось, что смерть дышит в затылок.
Елена Бережная
Спортсменка мечтала построить блестящую карьеру, а потому согласилась выступать за Латвию с Олегом Шляховым, несмотря на слухи о том, что от него буквально сбежали семь прошлых партнерш. Как многие девушки в романтических отношениях, Лена считала, что с ней все будет по-другому, только в профессиональном ключе. Надежды Бережной не оправдались.
«Сначала бил, чтобы не видел никто, и прощения просил. А когда начали выигрывать на крупных соревнованиях, будто с ума сошел. Стоило допустить ошибку, он заводился с места в карьер, орал, набрасывался с кулаками. Есть люди вокруг нас, нет — ему было уже все равно», — вспоминала Бережная.
В 1994-м пара перебралась в Петербург, чтобы сотрудничать с Тамарой Москвиной. Тренер прямо сказала, что Лена живет в рабстве, и уж лучше быть одной, чем с партнером, который издевается, грубит и бьет. В тот период у Бережной завязалась дружба с Антоном Сихарулидзе. Парень заступался за хрупкую блондинку, но даже он не мог уберечь ее от трагедии, произошедшей 6 января 1996-го.
В тот злосчастный день Олег и Лена отрабатывали параллельные вращения. Неожиданно фигуристка увидела, что конек партнера совсем близко, но даже не успела вскрикнуть, когда лезвие пронзило ее висок. Впоследствии Сихарулидзе говорил, что опытный спортсмен предчувствует подобный исход, а значит, Шляхов или настолько увлекся собой, что потерял контроль и не следил за траекторией, или же жестоко отомстил девушке, планировавшей уйти.
Самое страшное, что лезвие задело оболочку мозга и повредило речевой центр, так что Елена не могла не только ходить, но и говорить. При этом девушка страшно боялась, что Олег будет ее преследовать. Мама увезла спортсменку подальше от абьюзера, ну а на протяжении всего периода реабилитации рядом находился Антон Сихарулидзе.
Спортсмен кормил Лену с ложечки, читал ей книги, сопровождал на прогулках и не сомневался, что фигуристка поправится, хотя врачи давали шансы 50 на 50, что она когда-нибудь снова заговорит. Поначалу Бережная заикалась, путала простые слова и имела проблемы с координацией, но поддержка Антона и собственная амбициозность не только поставили блондинку на ноги, а вернули ее на лед.
Спустя год после страшной травмы Лена и Антон завоевали вместе бронзу чемпионата Европы, ну а затем и серебро Олимпиады в Нагано и скандальное золото Солт-Лейк-Сити, которое паре пришлось разделить с канадцами. На этом сказка закончилась — карьера фигуристов завершилась, как и их любовная история.
«Как мы говорим друг другу на протяжении долгих лет, наши отношения перешли в родственные. Кто-то хотел идти, кто-то не желал плясать в этом малиновом пиджаке дальше. Антон хотел себя пробовать в других ипостасях, пошел в депутаты», — резюмировала Бережная.
Впоследствии Елена пыталась обрести счастье в союзе с канадцем Стивеном Казинсом, но несмотря на рождение двух детей, через шесть лет отношения закончились, и папа пропал из жизни Тристана и Софии. А вот Сихарулидзе остался — он по-прежнему дружит с Бережной и готов помогать ей в любых ситуациях. «Так у Лены жизнь сложилась, но ничего особо страшного в этом нет, — заключил Антон в программе „Судьба человека“ канала „Россия 1“. — Зато есть двое чудесных детей, да и она сама великолепная. Справимся, выкормим всех».
Александр Горшков
Фигурист стал шестикратным чемпионом в паре с Людмилой Пахомовой, но мало кто знал, как дорого ему досталась победа в Олимпиаде в Инсбруке. Начнем с того, что еще в 1972-м в Калгари спортсмены преодолевали сильнейшее недомогание, выходя на лед.
«Это темная история. Мы пошли на прогулку, потом вернулись на обед в гостиницу, где проживали все участники чемпионата. Заказали разные блюда, причем Мила поклевала совсем немного. Легли вздремнуть и одновременно проснулись от одинаковых ощущений — обоих выворачивало наизнанку. Есть предположение, что кто-то из конкурентов пытался нас отравить. На эту мысль подталкивает тот факт, что мы с Милой ели разные блюда», — делился догадками Горшков.
Гораздо серьезнее обстояло дело за год до Олимпиады, в 1975-м. Александр почувствовал внезапную боль в спине, и сперва его лечили от невралгии. Но фигуристу становилось все хуже, ведь у него случился спонтанный пневмоторакс — разрыв плевры легкого. «Три дня я лежал дома, и мне никак не могли поставить диагноз. В конце третьего дня наконец-то выяснилось, что межплевральная полость начала заполняться не только воздухом, но еще и кровью. И я оказался на операционном столе», — вспоминал фигурист.
Повреждение легочной артерии — серьезный диагноз, так что врачи предрекали Горшкову прощание со спортом. Однако Людмила Пахомова поддержала возлюбленного, да и рвение фигуриста к победе было таким сильным, что через неделю после сложной операции он уже вышел на лед.
Объем легких спортсмена уменьшился вдвое, но постепенно он приспособился кататься. Фигуристов допустили к Олимпиаде, которую они выиграли, как и чемпионат мира. После выстраданной победы у супругов наступила апатия, и они ушли из соревнований, не желая ей сопротивляться.
Людмила стала тренером, а Александр — спортивным функционером, и все шло хорошо, пока фигуристка не заболела. Если Горшкову удалось обмануть смерть, то Пахомова сгорела от лимфогранулематоза, с которым безуспешно боролась в течение семи лет.
Возлюбленную спортсмен пережил на много лет и даже успел вторично жениться, однако никогда не забывал о Людмиле Пахомовой. Дочь пары Юлия верит, что родители воссоединились на небесах: в ноябре 2022-го 76-летний Александр Горшков скончался от инфаркта миокарда.