С кем только ни сравнивали Елену Панову: как Одри Хепберн, она мечтала стать балериной, но услышала от преподавателей, что примы из нее не выйдет; ну а после фильма «Мама» об актрисе заговорили как о второй Нонне Мордюковой. На самом деле в каждой картине и спектакле Елена представала разной, но при этом самобытной, неповторимой и, безусловно, одаренной.
9 июня прославившейся в сериале «Граница. Таежный роман» артистке исполняется 44. В день рождения звезды кино и театра вспоминаем, как она обрела призвание, популярность и простое женское счастье.
Несостоявшаяся балерина
Елена росла в творческой семье: папа Виктор Петрович основал Архангельский областной молодежный театр, мама Жанна Валентиновна преподавала игру на фортепиано, а старшая сестра Яна блистала на подмостках. Вот только Панова поначалу не хотела повторять путь близких и идти в актрисы: девочка лелеяла мечту стать примой. Она надеялась, что после третьего класса поедет в Петербург в балетную школу, но педагоги заявили, что шансов поступить и добиться успеха в танцах у воспитанницы мало, да и родительница не была готова отпустить ее так далеко.
Куда же было податься разочаровавшейся в хореографии дочке режиссера, как не в театральный вуз? К сожалению, первая попытка обернулась провалом: на прослушивании Елена переволновалась. «Мне сказали, что у меня ужасный говор, надо слушать дикторов. Потом я попала к Михаилу Козакову, он сказал, что если вернусь, то могу идти сразу на третий тур», — делилась актриса.
Следующий год она проработала курьером в папином театре. «И еще меня бросили, как котенка, играть унтер-офицерскую вдову в «Ревизоре», — отмечала Елена. — Съездила с театром отца в Париж и заработала свою первую тысячу долларов. Накупила подарков всем и себе. Помню вафельную рубашку сложного бежевого цвета, ботинки-мартинсы и другие оригинальные вещички».
Наконец, Панова успешно прошла в Школу-студию МХАТ на курс Олега Ефремова. В суровые 90-е с одним чемоданом Елена перебралась из Архангельска в Москву. Она поселилась в общежитии, и первое время ужасно тосковала по дому и подругам. Ежедневно девушка бегала к центральному телеграфу, чтобы связаться с семьей.
«Как-то я сказала себе: «Воспринимай это как приключение, ты же поступила в Москву, на курс к Ефремову, домой всегда успеешь, дай себе год». И в один день меня отпустило, я поняла, что все правильно происходит в моей жизни», — вспоминала артистка.
Голодное студенчество — понятие, знакомое актрисе не понаслышке. В какой-то момент ее маме-учительнице перестали платить зарплату, трудности с заработком возникли и у отца, а прожить в Москве на одну стипендию было непросто. «В общежитии друг друга выручали, но потом мне стало страшно: сколько можно однокурсникам меня кормить? Благо, это продолжалось недолго: на четвертом курсе я начала сниматься в кино», — поясняла Панова в программе «Судьба человека» канала «Россия 1».
Отказ эмигрировать и всероссийская слава
Дебют получился международным: Даниэль Шмид дал Пановой главную роль в картине «Березина, или Последние дни Швейцарии». «Это история о том, как русская девушка попадает к одной мадам, которую играет Джеральдина Чаплин. Она была настолько открыта в общении, что дарила мне всякие маленькие подарочки, украшения со словами: «Мне показалось, тебе это подойдет», — рассказывала Елена.
После съемок в Швейцарии актрисе предлагали остаться за границей, учить иностранные языки и работать. Дочь легендарного Чарли Чаплина даже обещала свести Панову с преподавателем английского, который помог бы избавиться от любого акцента. Но Елена по-прежнему чувствовала себя ученицей, а не готовой артисткой, и верила, что лишь русская драматическая школа сделает из нее профессионала.
В то время как западная пресса писала, что «русская соблазнила Швейцарию», на Родине актрисе пришлось начинать все заново. Полноценным дебютом в российском кино она считала эпизод ленты «Мама» Дениса Евстигнеева — здесь Елена сыграла Полину, героиню Нонны Мордюковой в молодости. Панова полагала, что походила на великую артистку только с серьезным лицом, не улыбаясь.
«После фотосессии Денис спросил меня: «Лена, а что ты такая серьезная? Чего не улыбаешься?» Я ответила: «Все нормально», но так и не улыбнулась. А Нонна Викторовна увидела фотографию и сказала: «А вот это я молодая». Помню, как меня с ней знакомили. Мы зашли в какой-то ангар, Нонна Викторовна сидела на стульчике, меня подвели к ней, я поздоровалась и стояла, улыбаясь во весь рот, потому что это было невероятным счастьем. Она спросила меня о чем-то жизненном и сказала: «Хорошая девочка. Пусть улыбается». В итоге в эпизоде, где Андрей Панин прыгает с поезда, я стою и улыбаюсь», — делилась Елена.
Это было маленькой победой начинающей артистки, а большая ждала впереди — роль Галины в сериале «Граница. Таежный роман» прославила ее на всю страну. С Александром Миттой и Михаилом Ефремовым актрисе довелось еще раз поработать в фильме «Лебединый рай» — здесь она сыграла мэра города.
Позднее были мистическая картина «Охотник», сериал «Доктор Тырса», драма «Дурак» и детектив «Шифр». Зрители особенно полюбили телефильм «Челночницы», где Пановой удалось достоверно изобразить жену офицера Светлану, которой приходится кочевать с огромными сумками из одной страны в другую, чтобы обеспечить близких.
Личная жизнь
Мы намеренно не упомянули ленту 2005 года «Бой с тенью», сыгравшую ключевую роль не только в карьере, но и в личной жизни Елены. Точнее сказать, особое место в фильмографии актрисы заняла вторая часть криминальной драмы — «Бой с тенью 2: Реванш». Первую картину снял Алексей Сидоров, а продолжение режиссировал уже Антон Мегердичев.
«Он был из мира телевидения, это оказался его первый художественный фильм. Случались жаркие споры с артистами, а у него был такой ироничный взгляд на нас. А на предпоказе мы были поражены качеству режиссерской работы», — вспоминала актриса.
На восхищении талантами друг друга тогда все и закончилось: по словам Елены, у каждого текла своя, отдельная жизнь. Мегердичев был женат, Панова — погружена в работу, так что их роман закрутился только через несколько лет, когда оба были свободны и готовы к отношениям.
Елена снималась в картине мужа «Метро», когда узнала о беременности. Зная этот факт, жутко смотреть кадры, где женщина находится в тоннеле в ледяной воде. Однако актриса прекрасно себя чувствовала, была одета в гидрокостюм, который не видно зрителю, и периодически пользовалась помощью дублеров и каскадеров, так что никакой опасности ребенку не угрожало. В феврале 2012-го Панова родила дочку Марианну.
Во время следующей беременности артистка повела себя иначе: почти никому не рассказывала о положении, сделала перерыв в карьере перед родами. В марте 2016-го на свет появилась малышка Лидия, а уже через четыре месяца Елена Панова взяла девочку с собой на съемки «Мамы Лоры». Хотя она продолжала сниматься, мировоззрение актрисы резко изменилось: стало очевидно, что какой бы ни была профессия, а семья — на первом месте. «Рождение дочерей открывает совершенно новые грани любви, — резюмировала Елена. — Хочется сделать все, чтобы они были счастливы».
Поклонники не раз задавались вопросом, с кем артистка строила отношения до замужества. Однако тот период жизни Пановой — закрытая книга. «Мне вообще хочется сказать, что до моего мужа у меня не было влюбленностей, — отмечала актриса. — Нет, они, конечно, были. Сейчас, вспоминая, понимаю, что молодой человек мог увлечь мое воображение. Мне было интересно думать о нем, ждать неожиданной встречи, но нельзя сказать, чтобы это меня сильно захватывало. В подростковом возрасте мы с подружкой влюбились в одного мальчика. Мне кажется, нам просто нечем было заняться, и мы придумали общее дело. Однажды весь вечер просидели у его квартиры. Но, честно говоря, я даже не помню, как его зовут. Были и серьезные отношения. Но сейчас мне не хочется это вспоминать: все предыдущее было лишь подготовкой к моей сегодняшней жизни».
По материалам
Фото: Сергей Джевахашвили, Интерпресс/PhotoXPress,ru, архив пресс-службы, Instagram (запрещенная в России экстремистская организация).com, кадры фильмов «Березина, или Последние дни Швейцарии», «Мама», «Бой с тенью 2: Реванш», кадр сериала «Граница. Таежный роман»