За годы карьеры в кино у Георгия Буркова сложилось определенное амплуа: он часто играл выпивох и дебоширов. Хотя наряду с комичными персонажами артист показывал зрителям отважных военных и милиционеров, а на театральной сцене в нем и вовсе просыпался философ, ассоциация с алкоголиками оказалась самой крепкой — публика полагала, что и в реальной жизни Бурков перебарщивает со спиртным. Так ли это было на самом деле?
31 мая исполняется 90 лет со дня рождения актера. Легко представить, что и сегодня он продолжал бы появляться на экране, если бы не трагическая случайность: в июле 1990-го 57-летний Георгий Бурков упал с журнального столика, потянувшись за книгой, стоявшей на верхней полке. Как перелом ноги привел к смерти и почему поговаривали, что в этой истории замешано цыганское проклятье?
Упорный провинциал
Георгий Бурков появился на свет в Перми в семье главного механика машиностроительного завода и домохозяйки. Родители обожали единственного сына, а с особым трепетом начали к нему относиться после серьезной болезни. В шесть маленький Жора путешествовал с мамой и папой по Волге, а к окончанию плавания слег с брюшным тифом. Врачи провели сложную операцию, но недуг не отступил. Тогда Мария Сергеевна Буркова забрала ребенка из клиники и стала отпаивать целебными травами. К удивлению докторов, безнадежный пациент вскоре выздоровел.
С детства Жора много читал и обожал спектакли, однако по окончании школы поступил на юрфак местного госуниверситета. Параллельно юноша занимался в вечерней студии при драмтеатре и в итоге решил пойти в актеры. Четыре раза приемная комиссия отклоняла кандидатуру Буркова из-за дефекта речи — невнятной дикции.
Самое удивительное, что как только артист поднимался на сцену, то проблема исчезала: он говорил разборчиво, словно превращался в другого человека. Отметив эту особенность, руководство Березниковского драмтеатра приняло актера в труппу. В дальнейшем Бурков служил в учреждениях Перми и Кемерово, пока его талант не оценил режиссер Борис Львов-Анохин.
«На художественный совет и главного режиссера Театра имени Станиславского он произвел грандиозное впечатление. Но кто-то из худсовета Буркова все-таки спросил: «Какое у вас образование?». — «Никакого, — ответил Жора. — А что, разве не видно?» Уж и не знаю, что присутствующих поразило больше — его талант или редкостная провинциальная непосредственность, но Буркова приняли в труппу. В то время ему было 32 года», — рассказывала супруга артиста.
Специального образования Георгий Иванович так и не получил, зато мог похвастаться тем, что одолел все произведения Станиславского и Михаила Чехова. Начитанность, эрудированность, природный артистизм и богатый сценический опыт сделали из Буркова большого актера. В театре он играл Маяковского, Крамольникова, Поприщина из «Записок сумасшедшего», а вот в кино получал преимущественно второстепенные роли.
Впрочем, в картине «Хмырь» Буркову доверили главного героя, да и персонаж алкоголика Пети из «Зигзага удачи» Рязанова очень понравился зрителям. Позднее Георгий Иванович появился в образах вора в «Печках-лавочках», Губошлепа в «Калине красной», Миши в ленте «Ирония судьбы, или С легким паром!»
Для массового зрителя Бурков, прежде всего, стал героем комедий Эльдара Рязанова, ведь засветился в картинах мэтра «Служебный роман», «Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово» и «Жестокий романс». Сам артист мечтал о двух вещах: сыграть у Рязанова главную роль и попробовать себя в режиссуре. Первое могло бы случиться, так как Эльдар Александрович пригласил Георгия Ивановича в «Небеса обетованные», ну а второе актер осуществил, сняв драму «Байка» и выпуск «Беспокойное хозяйство» киножурнала «Фитиль». Однако друзья и близкие сетовали, что талант Георгия Буркова так и не раскрылся до конца.
Брак вопреки запретам
Дружба с чудаком из Перми
Когда талантливого самородка только приняли в Театр имени Станиславского, вся труппа жаждала посмотреть на чудака-провинциала. Актриса Татьяна Ухарова столкнулась с ним у доски с распределением ролей на новый спектакль и спросила: «Вы Бурков?» В ответ артист бросил: «А вы — Ухарова?», — после чего добавил, что играть им предстоит вместе. Тогда Татьяна и не подозревала, что познакомилась с будущим мужем.
Первое впечатление Бурков производил неважное: заботливая мама, стараясь одеть артиста понаряднее, сшила ему пиджак из пледа в крупную фиолетовую клетку и смастерила штаны из морской робы. Образ дополняли красный свитер и щедро намазанные бриллиантином волосы. Тем не менее Ухарова прониклась симпатией к целеустремленному провинциалу, который сумел попасть в труппу столичного театра.
«Он вообще не ухаживал. Мы просто дружили до тех пор, пока однажды Жора не заявил: «Выходи за меня замуж». Я не стала ломаться и сразу сказала «да». В день свадьбы рано утром побежала в парикмахерскую, где мне соорудили модную тогда прическу «корзиночку» — наверху высокий начес, а около ушей волосы подворачиваются вниз. Если вы видели на старых пленках Майю Кристалинскую, то поймете, о чем идет речь. Конечно, смотрелась я комично — этакое теловычитание — весила тогда 45 килограммов — с огромной головой», — вспоминала Ухарова.
Неидеальная свадьба
Бурков уже успел выпить в честь грядущей свадьбы с приятелем и, увидев невесту, воскликнул, что не станет жениться на девушке с нелепой прической. Пришлось мыть голову и ехать в загс с мокрыми волосами. Картину дополняло платье с выпускного и рваные туфли: другой обуви у Татьяны не было, так как накануне родители выгнали ее из дома… Дело в том, что папа Ухаровой прочел в газете, что в Москве появился маньяк из Перми, причем все приметы по странному стечению обстоятельств совпадали с данными Буркова — и возраст, и внешность.
«Мы могли бы долго ругаться, но когда папа, который за всю жизнь не притронулся ко мне даже пальцем, ударил меня скакалкой, я безумно обиделась и ушла из дома. Не лучше сложились у нас поначалу отношения и с Жориной мамой. Будущая свекровь приехала на свадьбу, но я ей так не понравилась, что она тут же уехала обратно, а все, что привезла, забрала с собой», — сетовала актриса.
Чем же Татьяна насолила свекрови? «Я совершенно не была похожа ни на невестку, ни на артистку. Мне было 18, а выглядела я лет на 14-15. Да еще и встретила ее с косичками на голове! «Господи, Жора, — сказала его мама, — она тебе даже и не родит!» И со словами «Или я, или она!» отбыла восвояси», — признавалась Ухарова.
Георгий Иванович обожал мать, но и с возлюбленной разойтись не мог. Так как обе семьи отвергли пару, с деньгами у молодоженов было туго. Татьяна отмечала, что жили они бедно, но весело, хотя трагические моменты все же случались. Так, Ухарова перенесла два выкидыша, перед тем как подарила мужу долгожданную дочку Машу.
Слухи об алкоголизме
«Он был замечательный муж и отец, со всех съемок всегда стремился домой. Даже есть мог только дома — рестораны и кафе терпеть не мог. Да, любил выпить, и я часто на него за это сердилась, но сейчас все те мои переживания кажутся смешными», — подчеркивала актриса.
Почему же в сознании людей закрепился образ артиста-алкоголика? Виной тому — и достоверно изображенные Бурковым на экране пьющие персонажи, и его шутки про зависимость. Актер умел посмеяться над собой, чтобы развеселить других. Жена предупреждала, что окружающие начнут пересказывать его байки, да еще и нафантазируют лишнего, но это не пугало Георгия Ивановича.
«У зрителей, которые приходили на его концерты, за два часа происходил полный переворот в сознании. Они рассчитывали посмотреть на выпивоху, которого знали по фильмам, а видели философа. Те, кто хотел послушать актерские байки и анекдоты, наверное, бывали разочарованы, у остальных же просто открывались глаза, они были ошеломлены его интеллигентностью и энциклопедическими знаниями», — делилась Ухарова.
Смерть друга
Супруга называла Буркова человеком наивным и доверчивым, порой ранимым и чувствительным. Настоящей трагедией для него стала смерть Василия Шукшина: артисты подружились после ленты «Печки-лавочки», планировали создать собственный театр, где Георгий Бурков был бы режиссером. Вместе актеры участвовали в съемках фильма «Они сражались за Родину», и именно Георгий Иванович обнаружил бездыханное тело Шукшина, когда зашел пригласить его на кофе…
Потеряв друга, Бурков буквально растворился в его творчестве: давал интервью о Шукшине, намеревался создать культурный центр имени товарища. Осуществить идею Георгий Иванович не успел из-за несчастного случая...
Роковое падение
В тот жаркий июльский день 1990-го Ухарова уехала на дачу, и Бурков остался дома один. Он решил почитать, а чтобы достать с верхней полки шкафа нужную книгу, поднялся на журнальный столик на колесиках. В итоге мужчина упал с неустойчивой конструкции и ударился бедром о старинный медный набалдашник в виде льва, заработав осколочный перелом.
История оказалась пропитана мистикой: весь день Татьяна Сергеевна думала вернуться домой. Во-первых, сам Бурков просил ее остаться, во-вторых, электричку задержали на целых четыре часа. Вечером на дачу приехал муж Марии Бурковой и сообщил, что тестю позвонил Рязанов с предложением сняться в «Небесах обетованных». Ухарова отреагировала нестандартно — вместо радости ощутила страшное волнение и попросила доставить ее к супругу. Уже смеркалось, так что никто не согласился мчаться обратно. А потом выяснилось, что в тот самый момент, когда родственники спорили, Георгий Иванович упал со стола.
«Из-за перелома у Жоры оторвался тромб, который закупорил легочную артерию. Фатальное стечение обстоятельств! Хотя врачи все-таки изначально равнодушно отнеслись к тому, что у него больное сердце. Возможно, ему нужно было пить что-нибудь для разжижения крови», — рассуждала актриса.
Артист чувствовал, что покинет этот мир рано: в юности цыганка нагадала ему гибель в 55. Ухарова не сомневалась, что слова предсказательницы запали впечатлительному актеру в душу: с того юбилея у мужчины возникли проблемы с сосудами, порой ему было тяжело передвигаться. Зловещее проклятие или совпадение, но, очутившись в клинике, Георгий Иванович заявил Татьяне, что уже пережил положенный ему срок. А 19 июля 1990-го 57-летнего Георгия Буркова не стало — из-за тромбоэмболии.
Вдова артиста признавалась, что так и не научилась жить без него. Она продолжала играть в театре и кино, но замуж больше не вышла: разве мог кто-то заменить возлюбленного? Порой женщине казалось, что супруг направляет ее с того света. В переломные моменты она включала телевизор и обязательно натыкалась на картины с участием Буркова. «Жора на экране поворачивается и говорит какую-то фразу, как будто именно мне. И всегда по существу, во всяком случае, его слова подсказывают, как мне поступить, — резюмировала актриса. — Я, кстати, никому об этом не рассказываю, еще решат, что умом тронулась. Просто я уверена, что он по-прежнему с нами, и это осознание мне очень помогает».