В свете трагедии многие поставили бы крест на творчестве, но Ольга Дыховичная посчитала своим долгом продолжить дело избранника и открыла фестиваль «2morrow/Завтра». Звезда играла в кино, занималась продюсированием и режиссурой, но что творилось в ее личной жизни — оставалось загадкой.
Как актриса справлялась с одиночеством, потеряв человека, замужем за которым была почти 10 лет? Поддерживала ли она отношения с детьми Ивана Дыховичного и пыталась ли вновь обрести семейное счастье? 4 сентября Ольге исполняется 41, и настало время найти ответы на эти вопросы.
Судьбоносное знакомство
Ольга родилась в Минске в семье, далекой от мира киноискусства. «Моя мама работала начальником цеха, у нее в подчинении было больше ста мужчин. Она — пример успешной советской женщины. Красивая, мягкая, яркая. Поэтому эпоха 70-х для меня была связана с образом мамы», — делилась актриса, работая над сериалом «Деньги».
Девушка училась в лицее при Белорусском госуниверситете, а первый опыт работы на телевидении получила, когда начала вести программу «Утренний коктейль». Неизвестно, в какую сторону свернула бы карьера Ольги, если бы она не осмелилась перебраться в Россию. «Иногда я все-таки совершала какие-то решительные поступки. Я приехала в Москву в 17 лет, рано вышла замуж, вообще приняла решение, что выйду за этого человека...» — обмолвилась спустя годы артистка.
Речь, конечно, об Иване Дыховичном, рядом с которым Ольга начала профессионально развиваться как актриса и, кроме того, поступила на Высшие режиссерские курсы. А ведь изначально девушка планировала двигаться по проторенному пути: работа в телекомпании ВИD, пробы на РТР. К слову, кастинг прошел удачно, но Оля отказалась от перспективной должности, чем, вероятно, и покорила Дыховичного.
«Наверное, это было проявление моей импульсивности. Мне предлагали на «России» заниматься примерно тем же самым, что я делала в течение четырех лет на Белорусском телевидении — вести эфир утреннего канала. Конечно, я понимала, что это куда более престижно и выгодно, но на самом деле это безумно скучная работа, а я искала каких-то совсем других ощущений и впечатлений... Такой авантюризм, конечно, впечатляет, я знаю, что не совсем продуманные поступки Ивану в людях нравятся. Так же, как и мне нравятся его нелогичные действия», — рассуждала артистка.
Ее отношение к Ивану Владимировичу сложилось с первой минуты знакомства. «Я почувствовала, что человек, который вошел в студию во время кастинга, надолго останется в моей жизни», — поясняла Ольга.
«Вдох-выдох»
В 19 девушка вышла замуж за 52-летнего режиссера, за плечами которого осталось два рухнувших брака. Символично, что всех жен драматурга звали именем Ольга. «Я отношусь к его прежним романам как к историям, не имеющим никакого влияния на нашу с ним жизнь. Более того — я в замечательных отношениях с предыдущими женами Ивана. Этот человек вошел в мою судьбу с таким шлейфом опыта и воспоминаний, что от этого он становится только интереснее», — подчеркивала актриса.
Итак, Ольгу не смущала ни большая разница в возрасте, ни «багаж» Дыховичного. Поладить она сумела и с сыновьями режиссера: старший Митя обосновался в Германии, но часто наведывался в гости к папе и мачехе, а младший Вова нередко жил вместе с супругами, так что актриса привыкла считать его родным.
Кто-то мог посчитать союз юной ведущей, решившей построить актерскую карьеру, и известного режиссера мезальянсом, но в глаза Ольге своих подозрений никто не высказывал. Проблемой не стал и быт: молодая жена справлялась с ведением хозяйства в загородном доме, к тому же обнаружила в себе кулинарный талант. Но не слишком ли идеально все звучало на словах?
По совету мужа Ольга отучилась в мастерской Алексея Германа, а в дальнейшем получила и образование психолога. Приятным бонусом жизни с режиссером стало участие в его проектах: Дыховичная засветилась в фильме «Копейка», а широкую известность получила благодаря картине «Вдох-выдох». Отзывы на последнюю были весьма противоречивыми: одни зрители называли ленту шедевром, другие — отражением «больной сексуальной фантазии» Ивана Владимировича.
Параллельно Ольга реализовывалась в режиссуре: на заре нулевых она сняла короткометражку «Показалось» по новелле Владимира Набокова, далее последовали документалки «Тыва. Земля под высоким небом», «Мария Бочкарева. Зовущая на смерть…», «Война в лесах».
Разлучница-смерть
Многие знали, что в 2005-м у Ивана Дыховичного диагностировали рак гортани, но никто не сомневался: режиссер одолеет недуг. «Я помрачнел немножко, потому что это было неожиданно для меня, — говорил постановщик о своей реакции на вердикт врачей. — Но потом я понял, что совершенно не боюсь смерти. Я был там три раза и оттуда возвращался. Это не страшно совершенно. Страшно — быть бесчестным человеком, не иметь друзей, быть одиноким. Моя жизнь — это мои друзья, семья и коллеги».
Увы, «Европа-Азия» стала последней картиной 61-летнего режиссера: в 2009-м болезнь победила. «Иван никогда бы не позволил себя жалеть, — комментировала трагедию вдова. — Просто он понимал, что мы чувствуем. И помогал — мне, детям, друзьям. Мне кажется, что мы все были слабее его. Ваня до последнего дня жил как здоровый человек, что требовало невероятной воли и усилий. За четыре года, которые мы лечились, я видела, как по-разному люди принимают свою болезнь».
После смерти мужа Ольга продолжила общаться с его сыновьями, называла их родными людьми и своими большими друзьями. Вдова рассказывала журналистам о художественных выставках Дмитрия Дыховичного, музыкальных экспериментах и киноролях Владимира. В 2019-м актрисе пришлось сообщить окружающим дурную весть: 30-летний Вова ушел вслед за отцом.
«Смерть очень близкого, любимого и очень молодого человека погружает в немоту и безвременье. И последнее, о чем есть желание говорить — это о причине ухода... Потому что нет такой причины, которая может примирить со случившимся, тем более что причиной является болезнь, с которой Вова жил с 15 лет — сахарный диабет 1-го типа, — поясняла она в Facebook (запрещенная в России экстремистская организация). — И казалось, что это не болезнь, а часть нормальной жизни — несколько ежедневных уколов, и жизнь не отличается от будней остальных. Но нет...»
Продолжение карьеры
Карьера Ольги не затухла после ухода любимого человека. В 2011-м на экраны вышли сразу два фильма с ее участием: «Два дня» Авдотьи Смирновой и обласканный фестивалями в Рейкьявике, Варшаве и Онфлере «Портрет в сумерках» Ангелины Никоновой. В последнем Дыховичная не только играла, но и выступала в качестве сценариста и продюсера.
Следующей знаковой ролью для Ольги стала героиня эмигрантки Саши в «Велкам хоум» — снова у Никоновой. Зрители отметили, что актриса великолепно выглядит: сцена стриптиза продемонстрировала подтянутую фигуру и моложавость звезды.
Затем были Weekend Станислава Говорухина, главная роль в сериале «Деньги», мелодрама «Пуанты для плюшки» и отмеченный международными фестивалями «Чужой дом». Но по-настоящему сенсационной стала новость о сотрудничестве актрисы со звездами Голливуда: в 2017-м Ольга снялась в фантастическом триллере «Живое» вместе с Джейком Джилленхолом и Райаном Рейнольдсом.
«Райан «вплывает» в любой текст, мизансцену, у него нет «шва» между тем, как он репетирует сцену и «заходит» в сцену. Иногда у него выходит такой обманный трюк, и ты не понимаешь, вы начали играть или нет? У Джейка совершенно другой подход. 20 лет у него не было перерыва более полугода между ролями. Это человек, который избегает не просто актерских, а собственных клише», — рассказывала Ольга.
Дыховичная не питала иллюзий, что Голливуд раскрыл перед ней двери, однако мечтала об интересных ролях в европейском и американском кино. Пока же она больше востребована в России: возрастная героиня досталась актрисе в сериале «Детки», Агату она сыграла в детективе «Налет».
Тайны личной жизни
Если о творчестве артистка периодически давала интервью, то о частной жизни молчала с тех пор, как умер муж. Тем более резонансной оказалась новость о связи Ольги с коллегой Ангелиной Никоновой. В 2013-м даже пронесся слух о помолвке подруг в Нью-Йорке, где разрешены однополые браки. В разговоре с Ксенией Собчак Дыховичная назвала информацию о свадьбе сильно преувеличенной.
В 2017-м в звездных кругах заговорили о романе актрисы с бизнесменом Сергеем Адоньевым: большой московской компанией они поехали в Тбилиси на крестины детей Миранды Мирианашвили и Леонида Огарева. Можно ли было назвать миллионера и артистку парой — еще один вопрос, оставшийся без ответа. «Я крайне закрытый человек, моя личная жизнь всегда была для меня единственной зоной, которую я готова охранять огромными каменными стенами», — этого лозунга Ольга придерживается до сих пор.
По материалам «
Фото: Michael Loccisano, Frederic Nebinger, Michael Loccisano/Getty Images, PhotoXPress.ru, Екатерина Чеснокова/РИА Новости, личный архив, кадры фильмов «Копейка», «Вдох-выдох», «Велкам хоум» , кадр сериала «Деньги»