Тема развода недаром становилась одной из ключевых в фильмах Андрея Звягинцева: мальчику было пять, когда папа ушел из семьи к другой женщине. Впоследствии второго сына мужчина тоже назвал Андреем, словно стремился заменить первенца. Наладить общение с отцом Звягинцеву так и не удалось.
Режиссер прошел огромный путь, прежде чем добился международного признания. Он окончил актерский факультет Новосибирского театрального, а после службы в местном ТЮЗе и армии уехал в Москву, где поступил в ГИТИС.
Артист писал рассказы, а параллельно с просмотром ретроспектив Годара, Куросавы и Бергмана трудился дворником, так как это позволяло оставаться в служебном жилье рядом с театром имени Маяковского. До 2000-го Звягинцев снимал рекламные ролики, а затем дебютировал как режиссер, сняв три новеллы для сериала «Черная комната». С того момента минуло 24 года, ну а самому Андрею Петровичу 6 февраля исполняется 60. Самое время вспомнить его историю, полную не только достижений, но и препятствий и поистине смертельных опасностей.
Триумфатор Канн
Первый полнометражный фильм Звягинцев выпустил в 2003-м и сразу же стал сенсацией: «Возвращение» с Константином Лавроненко завоевало главный приз в Венеции, а также «Нику» и «Золотого орла». На конкурсном показе драме 15 минут аплодировали стоя. Однако не обошлось и без трагедии: юный исполнитель роли Андрея Владимир Гарин погиб за два месяца до премьеры.
Спустя четыре года Звягинцев представил картину «Изгнание», за которую Лавроненко получил приз за лучшую мужскую роль в Каннах. Затем для альманаха «Нью-Йорк, я люблю тебя» постановщик снял короткометражку «Апокриф», но ее вырезали при монтаже, как, впрочем, и режиссерский дебют Скарлетт Йоханссон — так решили американские продюсеры после показа фильма фокус-группе.
Большим успехом обернулась для Звягинцева картина «Елена» — еще до старта съемок драма получила награду за сценарную разработку на кинофестивале «Сандэнс», затем удостоилась специального приза жюри каннской программы «Особый взгляд», ну а в 2019-м оказалась единственным фильмом из РФ, вошедшим в список 50 лучших лент второго десятилетия XXI века по версии Rolling Stone.
«Левиафан» был номинирован на «Оскар» и премию «Гойя», но в итоге получил награды на «Золотом глобусе» — как лучший фильм на иностранном языке — и в Каннах — за лучший сценарий. На «Оскар» выдвигалась и следующая лента Андрея Петровича, — «Нелюбовь» — однако за границей ей присудили «Сезар» и приз жюри Каннского фестиваля.
С того момента режиссер больше ничего не выпустил, хотя неоднократно анонсировал задумки СМИ. Съемки срывались из-за отсутствия финансирования и разногласий со спонсорами, а затем в дело вмешались и проблемы со здоровьем…
«Нелюбовь»?
По накалу страстей личная жизнь кинематографиста не уступала творческой. На последнем курсе в Новосибирском училище Звягинцев влюбился в актрису театра «Старый дом» Веру Сергееву. Уже когда артист ушел в армию, выяснилось, что девушка беременна.
«У Веры и Андрея родилась двойня, мальчики. К несчастью, один умер через неделю после рождения, — откровенничала педагог новосибирского училища Наталья Никулькова. — Для меня было неожиданностью, что они разбежались. Сначала, конечно, узнав об их романе, я подумала о диссонансе в возрасте: мальчик и взрослая женщина. Но Вера уверенно, как старшая сестра, взяла его за руку и повела по жизни. Они оба замечательные люди, и мне казалось, что им суждено быть вместе навек. Вера — человек верующий, даже фанатично: соблюдает ритуалы, ходит в церковь. И Андрей питается, я бы сказала, духовной пищей. Может, причина расставания в том, что Андрей уехал в Москву, а Вера осталась работать в нашем театре «Старый дом».
Сын Звягинцева Никита вырос в Новосибирске и не потерял связи со знаменитым отцом. Но вернемся к любовным приключениям режиссера: в ГИТИСе он встретил 17-летнюю Инну. Первокурсница покорила постановщика настолько, что в 1988-м они поженились. Поговаривали, что брак распался из-за измены студентки, но сама она уверяла: просто самого Андрея тяготила ответственность, и пришлось его отпустить. Уже спустя годы ставшая врачом-акушером женщина вышла замуж за Владимира Мишукова и родила четверых детей. «Интересно, что Володя и Андрей случайно встретились по работе на фильме „Возвращение“ и стали друзьями», — отмечала Инна Мишукова.
Затем Звягинцев проникся чувствами к другой Инне — Гомес. Режиссер пригласил модель сниматься в «Черной комнате», а вот связь с ней тщательно скрывал, словно понимал — долго роман не продлится. Так и случилось.
Гораздо более серьезными оказались отношения с Ириной Гриневой — вместе артистка и режиссер провели шесть лет. «Если бы не Андрей, я никогда бы не стала известной актрисой, — рассуждала Гринева в программе „Судьба человека“ канала „Россия 1“. Звягинцев долгое время был для меня тем мужчиной, в котором я была на 100 % уверена. Я считала, что мы однажды умрем в один день. И он, и я были готовы отдать душу друг за друга. Но у нас вдруг не стало счастья бытия в отношениях. Я, если честно, до сих пор не могу объяснить себе, почему так произошло, хотя все начиналось хорошо. Я поняла, что мы не можем быть вместе, и мы расстались».
Наконец, Звягинцев встретил выпускницу экономического факультета ВГИКа Анну Матвееву и расписался с ней. Фотограф и монтажер подарила режиссеру сына Петра, и вплоть до 2018-го брак казался идеальным. Слухи о разводе супруги не подтвердили, а с учетом, что в 2020-м Андрей Петрович рассказывал, как в условиях самоизоляции его стригла жена, сплетни сочли выдумкой. Тем более что в дальнейшем постановщик подчеркивал: если бы не вторая половина, он бы не выжил…
Вернулся с того света
В конце июня 2021-го режиссер заболел COVID-19. Высокой температурой дело не ограничилось: 1 июля Андрей Звягинцев едва успел умыться, когда почувствовал, что теряет сознание. Дома была жена, и постановщик попросил срочно вызвать скорую, сказав, что умирает. До приезда врачей драматург измерил сатурацию, и при нормальных значениях 94-99% его уровень кислорода в крови опустился до 64.
Лишь чудом доктора успели подхватить режиссера, дать ему кислород и довезти до клиники. Но на этом беды не закончились, ведь к концу августа 2021-го в организм постановщика попала инфекция. Начался сепсис, что при 92-процентном поражении легких грозило гибелью. В ситуацию вмешались Роман Абрамович и глава «АФК Система» Владимир Евтушенков, так что Звягинцева срочно перевезли в Ганновер и ввели в искусственную кому на полтора месяца.
Выходя из комы, Андрей Петрович ощутил состояние делирия – помутнения сознания, сопровождающегося галлюцинациями. Дальше ему предстояла долгая реабилитация, ведь ноги и руки не шевелились из-за повреждения нервной системы. Поначалу Звягинцев не мог говорить из-за задетых при трахеостомии связок, а интервью весной 2022-го давал в инвалидном кресле.
«Реально умирал и воскресал дважды как минимум. Врачи считали, что этот парень не жилец. После таких пертурбаций совершенно невозможно из этого вылезти без последствий. Мои последствия — это то, что зрители наблюдали в интервью 2022-го, когда я еще был в коляске, так как не мог ходить. Где-то спустя три месяца, в июле, после парижской клиники и физиотерапии, я встал, а еще через несколько месяцев — пошел. Это долгий путь», — делился режиссер весной 2023-го с Forbes Kazakhstan на YouTube.
Реабилитация Звягинцева продолжилась во Франции, однако эмигрантом он себя не считал, ведь оставался русским режиссером. Заработать на жизнь постановщику помогала ретроспектива его фильмов, показываемая во Франции, Бельгии и других странах. Кроме того, Андрей Петрович возобновил работу над своими давними задумками, и весной 2024-го планирует начать снимать картину об олигархе, вынужденном дорого заплатить за будущее семьи.