Публике надолго запомнился 60-летний юбилей Яна Арлазорова: три часа артист провел на сцене, блистая с лучшими номерами и делясь с залом размышлениями о жизни. Концерт стоил юмористу неимоверных усилий, ведь тогда он уже был тяжело болен. Еще один день рождения, несколько выступлений — и Яна Майоровича не стало.
26 августа пародисту могло исполниться 73 — если бы случилось чудо, и рак отступил, а не забрал его жизнь в марте 2009-го. Если бы Арлазоров не пренебрегал здоровьем и начал лечение раньше, не был бы в депрессии из-за личных бед…
Таких «если» в судьбе Яна Майоровича — бессчетное количество. Близкие люди знали природу его печального взгляда и причины, по которым в финале веселых монологов юморист вдруг заводил беседы философского характера. Что же творилось в душе этого любимого тысячами зрителей и одновременно одинокого человека?
ВСЕНАРОДНО ЛЮБИМЫЙ «МУЖИК»
Отец юмориста, Меер Шульруфер, прошел войну десантником, а по возвращении с фронта стал адвокатом. Мама, Раиса Яковлевна, была врачом-хирургом, и именно по ее фамилии впоследствии зрители узнали Яна Майоровича. «Она была удивительно красивой женщиной. Наверное, для каждого человека его мама — самая-самая, но моя действительно была самой-самой… У них с папой была необыкновенная любовь. Он очень мужественный, несгибаемый человек, удивительно честный и порядочный. Все, что есть во мне хорошего, — от моих родителей», — подчеркивал Арлазоров.
Семья жила на Пречистенке, и мальчик получил возможность поступить в школу, при которой открылся первый в Москве детский театр. У ребенка была прекрасная учительница, поощрявшая самовыражение воспитанников. Уже тогда Арлазоров грезил об актерской карьере, но родители не верили, что из него выйдет артист: сын рос замкнутым и застенчивым, к тому же страдал от избыточного веса. Тщетно мама пыталась помочь Яну, записывая его в спортивные секции — вместо занятий он бежал в кафетерий за пирожками.
Когда Арлазоров повзрослел, то понял, что до выпуска нужно привести себя в форму. В итоге юноша получил звание кандидата в мастера спорта по плаванию. При поступлении в Щукинское училище целеустремленного абитуриента взяли сразу на третий тур.
Тем не менее карьера Арлазорова стартовала с Центрального детского театра, а «Моссовету» он и вовсе отдал 30 лет жизни. Также актер засветился в фильмах «Хроника ночи» и «Пиф-паф, ой-ой-ой», но в итоге оказался не слишком доволен результатами съемок.
На сцене артист показывал уморительные пародии, и как-то его пригласили выступить на «Антиюбилее Плятта». На вечере актера заметил Леонид Утесов, вскоре позвонил и позвал к себе домой. Увидев еще пару номеров, Леонид Осипович отправил Яна Майоровича на конкурс, где председателем жюри был неподкупный Аркадий Райкин. «Я стал лауреатом, для эстрадных артистов это было высшее звание», — подчеркивал Ян Арлазоров.
Вскоре о пародиях Арлазорова узнала вся страна: номера «Кассирша», «Проводница» и «Свадьба», написанные Семеном Альтовым, заставляли хохотать даже самых искушенных зрителей. Знаменитого «Мужика» придумал для Яна Майоровича Анатолий Трушкин, знавший, что взаимодействие с залом обернется громким успехом.
УХОД ИЗ «АНШЛАГА»
Публика пьянела от собственного куража и от возможности шутить наравне с пародистом. Арлазоров же безумно волновался перед каждым выступлением, боясь попасть впросак. Лишь он и авторы номеров знали, что монологи детально отрепетированы, а об импровизации не шло и речи. На каждую возможную реплику поклонников заранее был заготовлен ответ, если же вопрос оказывался неожиданным, артист просто менял тему или переходил на личности фразами, вроде: «Да ну тебя, мужик, ты пьяный, что ли?».
«Я — человек легкий и достаточно безалаберный, а Ян — тщательный и дотошный, — признавался Семен Альтов. — Мне все время хотелось идти дальше, делать что-то новое, а он скрупулезно доводил до совершенства каждый номер».
Пик популярности пародиста пришелся на конец 90-х, когда он стал частью «Аншлага». Правда, и покинул шоу артист одним из первых. Вскоре разлетелись слухи, что виной всему — ссора с Региной Дубовицкой. Ведущей не нравилось месяцами ждать от перфекциониста-Арлазорова новых монологов, ведь передаче срочно требовались свежие номера. Поговаривали также, что юморист ревновал Регину Игоревну к главному соратнику Владимиру Винокуру, желая быть ближе к ней.
Сам пародист утверждал, что ушел, так как программа перестала отвечать его моральным и нравственным требованиям: уровень юмора снижался, а скатываться до «бытовухи» взращенный театром Арлазоров не хотел. «Свою роль в становлении этой передачи я сыграл и ушел. Я стараюсь придерживаться принципа, которым руководствуются шахматисты: жертвуя фигурой, выигрывай качество. Мне есть чем заниматься, только не ленись. Я сделал несколько выпусков: кстати, благодаря мне Дубовицкая начала снимать артистов за кулисами. А потом она решила, что обойдется без моей персоны. Вообще, мне не хочется развивать эту тему», — рассуждал актер.
После прекращения сотрудничества с «Аншлагом» программы с участием Арлазорова продолжали крутить по телевидению, так что он подал в суд на производителей шоу, как и Ефим Шифрин. Дело юмористы выиграли, но с тех пор коллеги говорили, что оставлять Яна Майоровича наедине с Дубовицкой было нельзя из-за неизбежности конфликта.
Артист давал сольные концерты, вел шоу «Арлазорро» на «Авторадио», издал сборник «Яньки: книга мудрости Яна Арлазорова». Он жил и дышал творчеством до тех пор, пока это было возможно…
СМЕРТЕЛЬНЫЕ ОБИДЫ
Монологи юморист неизменно заканчивал лирическим финалом: говорил о мире, любви, единстве. В нем просыпался философ, становилось очевидно, что перед публикой стоял не беззаботный балагур, а глубоко думающий, печальный и одинокий человек. Во многом характер артиста изменился вследствие личной драмы.
В вузе Ян Майорович встретил актрису Елу Санько. За девушкой ухлестывали все парни курса, но взаимностью она ответила только Арлазорову. «Мы подходили друг другу телесно. Я чувствовала за него ответственность, но когда кровообращение на двоих одно, очень трудно существовать. Мы не были идеальными друг для друга. Он мечтал о женщине, которая сидит дома и варит борщи, а я рвалась на съемки», — делилась Санько в эфире программы «Судьба человека».
Ела прославилась благодаря роли в «Кабачке «13 стульев», работала с Анатолием Эфросом. Санько часто упрекала мужа за маленькую зарплату, ведь получала гораздо больше него. В скандалах и взаимных претензиях, их семейная жизнь тянулась 12 лет. Появление на свет дочки Алены не только не убедило актрису в необходимости сохранить брак, а наоборот толкнуло на побег. Однажды Ян Майорович вернулся домой и понял, что там нет ни супруги, ни четырехмесячной наследницы.
Скрыв от бывшего возлюбленного адрес, актриса на пять лет переехала во Львов, затем вернулась в Москву, но общение с Арлазоровым так и не возобновила. Чего только не писали об артистке после развода: якобы в первый раз она сбежала от Яна Майоровича еще со свадьбы, закрутив роман с режиссером, но потом одумалась. Свекор не сомневался, что Санько изменяла юмористу и настроила против него дочку.
«Я не препятствовала их встречам, но дело в том, что Ян не умел общаться с людьми. Поэтому он прожил, к сожалению, несчастливую жизнь, хоть и был безгранично талантлив», — оправдывалась актриса.
Так или иначе, наследница появилась в судьбе пародиста уже взрослой, три года они общались, вместе путешествовали. Арлазоров оплатил Алене учебу, а затем она исчезла без объяснений, как когда-то ее мать. Второй раз потеряв близкого человека, юморист впал в глубокую депрессию.
ТЯЖЕЛАЯ БОЛЕЗНЬ
Главной поддержкой для него стала концертный директор Людмила Карчевская. Женщина спасала доверчивого артиста от ненадежных заказчиков, пыталась помочь ему наладить контакт с дочкой. Знакомые всерьез называли Людмилу Евгеньевну женой юмориста, хотя пара упорно отрицала слухи о романе. «Не могу сказать, что мы стали семьей, но были вместе 24 года. Он открывал мне чувства, звал замуж. Но у него был непростой характер, я всегда звонила и извинялась, не Ян», — откровенничала позднее Карчевская в программе «Далекие близкие».
Именно она забила тревогу, когда в нулевых артист начал жаловаться на боли в груди: Ян Майорович не пил, не курил, занимался йогой и плаванием, любое отклонение от нормы казалось предзнаменованием серьезной болезни. Снимок легких ничего не выявил, и Арлазоров успокоился, решив, что это просто невралгия. Лечь на обследование он согласился только после того, как госпитализировали отца: все равно находился в клинике. Тогда звезде и поставили страшный диагноз — рак поджелудочной железы.
Реакция юмориста на слова врачей оказалась необычной: он заявил, что сперва вылечит папу, а уж потом займется собой. Да и отрываться от выступлений не хотелось. Только после юбилейного концерта в 2007-м отец, брат и Карчевская со скрипом уговорили артиста согласиться на операцию в Германии. К сожалению, драгоценное время было упущено, и процедура лишь уменьшила страдания звезды на короткий срок. Второе хирургическое вмешательство в 2008-м также не оправдало ожиданий.
В надежде на чудо Ян Майорович принял православие, после чего ему показалось, что самочувствие улучшилось. Увы, зимой 2009-го состояние стало критическим. Последние два месяца жизни Арлазоров провел в онкоклинике, оборвав контакты с внешним миром: не желал, чтобы его видели слабым. Людмила Евгеньевна серьезно поругалась с братом звезды: тот считал, что директор претендует на наследство, — и не смогла попасть в палату. Единственная, кого искренне мечтал увидеть артист перед смертью — это дочка. Хотя Алена знала о раке отца, она так и не посетила его в медцентре.
7 марта 61-летний юморист скончался, и только на похоронах на Востряковском кладбище близкие увидели его дочь. Жалела ли она о том, что не успела проститься с папой, который так жаждал хотя бы мимолетной встречи? Мать Алены вовсе не явилась на церемонию, ведь давно не поддерживала связи с бывшим мужем и не считала приезд уместным.
В памяти коллег и друзей Ян Арлазоров останется «грустным клоуном», человеком, умевшим веселить толпу, но снедаемым внутренними противоречиями и личными драмами. Кто виноват в его раннем уходе? Однозначного ответа на этот вопрос мы не получим никогда.
По материалам umoristy.ru, city-n.ru, bulvar.com.ua.
Фото: Legion-Media, Наталья Логинова/PhotoXPress.ru, личный архив, архив театра им. Моссовета, кадры программы «Судьба человека» канала «Россия 1»