Валерий Носик появился на свет за восемь месяцев до начала Великой Отечественной войны, а вот его брату повезло больше — Владимир родился в 1948-м, когда народ хоть и переживал последствия экономического кризиса, но избавился от фашистской угрозы. «Если кто-нибудь из знакомых удивлялся тому, что мы не похожи друг на друга (например, у нас была приличная разница в росте), брат говорил: «Что вы хотите? Володька — акселерат, он родился после войны», — делился Владимир Носик.
Валера шел на серебряную медаль, так что периодически делал за учившегося похуже Вову домашние задания. Пока младший ребенок играл во дворе в казаки-разбойники, старший — пропадал в театральной студии. Как же получилось, что в семье бухгалтера и начальника цеха химфармзавода выросли два актера?
В 18 Валерий впервые снялся в кино, что уже впечатлило 10-летнего Володю. Тем не менее Владимир Носик окончил ПТУ по специальности «слесарь», и лишь когда родственник засветился в «Стряпухе» и комедии «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», заявил, что тоже хочет податься во ВГИК. Валера был в ужасе, ведь рабочая профессия могла обеспечить Вове стабильную жизнь, а о своих переживаниях из-за периодической неустроенности он с близкими не делился.
Вопреки сомнениям семьи, Владимир пошел по стопам брата, о чем ни разу не пожалел. Но какой ценой далась ему слава? 3 апреля актеру исполняется 75, и самое время поведать о его испытаниях.
В ожидании звездной роли
Окончив вуз, артист устроился в Театр-студию киноактера, ну а мелькать на экране начал еще до получения диплома. Так, дебютировал Владимир в эпизоде «Иду искать», а через три года засветился в картинах «Две улыбки» и «Король манежа». Нередко актеру доставались образы преступников — например, в «Обвиняются в убийстве» и «Валете».
Первую главную роль артист получил в фильме «Жили три холостяка», однако комедия не принесла ему широкой известности. «Когда наступает сентябрь» и «Под крышами Монмартра» тоже прошли мимо зрителей, а вот образы Симпомпончика из «О бедном гусаре замолвите слово» и деда Павла из «Гостьи из будущего» публике запомнились. Сам актер сожалел лишь, что не сумел разделить этот успех с братом.
«Из-за сильной Валериной загруженности нам не удалось сыграть космических пиратов — Крыса и Весельчака У — в „Гостье из будущего“. Хотя пробы состоялись и режиссер Павел Арсенов остался доволен. Мы с Валерой разные по комплекции, как и Вячеслав Невинный с Мишей Кононовым, которые пиратов в итоге и сыграли. Когда выяснилось, что в предложенные сроки Валера не сможет сниматься, Арсенов дал мне другую роль — деда Павла. Помните, которому 132 года? Мне самому в то время было 36», — вспоминал Владимир.
Носик говорил, что образ деда Павла к нему не приклеился, ведь в фильмографии уже скопилось немало других ролей. Сильный всплеск популярности наблюдался, когда Владимир Носик сыграл Гену Сысоева в «Самой обаятельной и привлекательной».
«С режиссером этой картины, Геральдом Бежановым, мы учились на параллельных курсах ВГИКа, и роль Гены, влюбленного в главную героиню, он предложил мне без проб. Сценарий понравился, и я сразу согласился. Как раз на этой картине мы впервые встретились с Ирой Муравьевой, моей нынешней коллегой по Малому театру», — рассказывал Владимир Бенедиктович.
Смерть брата
«Лиловый шар», «Заряженные смертью», «Ералаш» — артист соглашался на разные роли, чтобы не застревать в одном амплуа. В середине 90-х актер признался старшему брату, что мечтает играть с ним на сцене Малого театра. Валерий промолчал, но вскоре обратился к худруку Юрию Соломину с просьбой рассмотреть родственника в труппу. Вопрос отложили, ну а в январе 1995-го Валерий Носик неожиданно скончался.
«4 января утром у Валеры должна была состояться репетиция „Конька-Горбунка“. Накануне я освободился поздно и Валере не позвонил. Хотелось, но побоялся, что разбужу. В последнее время мы с ним сблизились, часто виделись, перезванивались. На следующий день меня разбудил звонок из театра: „Вы не знаете, где Валера? Он пропустил репетицию, к телефону не подходит. Съездили к нему домой — не открывает“. Я сразу понял: что-то случилось, потому что пропустить репетицию Валера не мог», — вспоминал Владимир Бенедиктович.
Владимир Носик сел на «запорожец» и рванул к дому брата. Он сразу обратил внимание на открытую в квартире форточку. Рядом оказалась пожарная машина, и актер попросил сотрудников службы подняться и заглянуть в окно. «Один парнишка меня узнал, вызвался помочь. Заглянул в квартиру… А там Валера лежит на кровати, будто спит. Сломали дверь — он уже не дышал: сердце остановилось внезапно. Рядом — листочки с новой ролью. Была бы в то время жива наша мама, может, его удалось бы спасти: они с Валерой жили вместе. Но она умерла за пять лет до этого», — сетовал артист.
Вскоре после трагедии Владимира Бенедиктовича приняли в Малый театр. По наследству от брата ему досталась и гримерка с табличкой «В. Носик». «Жизнь есть жизнь. К тому же в стенах Малого театра я с первого дня ощущаю себя как дома. Валеру очень любили в коллективе, звали Солнышком — настолько он был светлым, добрым человеком, с юмором. И эта любовь перекинулась на меня. На этой сцене служил мой учитель Борис Андреевич Бабочкин. И когда я выхожу на нее, всегда думаю: не стыдно ли им с Валерой за меня?» — отмечал актер.
Смеем предположить, что брат мог бы гордиться Владимиром Носиком, блиставшим на подмостках в спектаклях «Дядя Ваня», «Три сестры» и «Ревизор». Регулярно актер играл и в кино, появившись на экране в сериалах «Королева Марго», «Закрытая школа» и «Никто не узнает».
Одна любовь и невосполнимая потеря
В далеком 1973-м на дне рождения племянницы Владимир Носик встретил Елену Зиничеву и понял, что она — та самая женщина, с которой он готов провести жизнь. Несколько месяцев артист ухаживал за избранницей, ну а свадьбу влюбленные сыграли через три года — после проверки чувств.
В 1978-м у пары родился первенец Тимофей, ну а в 1984-м на свет появились близнецы Даша и Катя. Сын окончил экономический факультет ВГИКа, девочки поступили соответственно в «Щепку» и ГИТИС, продолжив актерскую династию.
Идеальную семью накрыло горе, когда в 2002-м 23-летний Тимофей уехал в составе съемочной группы Сергея Бодрова в Кармадонское ущелье и погиб. «Как только я узнал о случившемся, сразу вылетел на место трагедии, — вспоминал Владимир Бенедиктович. — Когда говорят о том, что, мол, поздно прибыли спасатели, что можно было кого-то спасти, я не верю. В сложившейся ситуации спасти ребят, спасти моего сына никто не мог».
Спустя несколько месяцев после смерти Тимофея, его возлюбленная родила дочку, первую внучку Владимира Носика. И вновь мудрый артист не сломался, а лишь коротко отметил, что пути господни неисповедимы, а жизнь продолжается, несмотря ни на что — во все новых поколениях.