29 августа 1986-го «Адмирал Нахимов» стартовал из Одессы, а в 14:00 31 августа точно по расписанию прибыл в Новороссийский порт. В 22 часа капитан Вадим Марков приказал отдать швартовы, чтобы двинуться в Сочи, и лишь на 10 минут судно задержалось: по слухам, из-за догонявшего его на катере опоздавшего пассажира. Эта заминка не могла изменить общей ситуации, а вот сообщение, что навстречу лайнеру со стороны Босфора движется сухогруз «Петр Васев», стало для участников истории роковым.
Несмотря на предварительные договоренности о порядке расхождения, в 23:12 в пароход, на котором находились 897 пассажиров и 346 членов экипажа, врезался балкер. Уже через восемь минут «Адмирал Нахимов» опустился на дно. Семидневное путешествие по Черному морю вылилось для туристов в катастрофу, погубившую 423 человека. А ведь трагедии могли избежать: погода стояла прекрасная, капитан и его помощник были опытными мореходами… Что же пошло не так?
История судна
Выше мы назвали тот злосчастный рейс «Адмирала Нахимова» прощальным, так как еще в июле 1986-го был подписан приказ о сдаче лайнера на металлолом: все потому, что пароход уже разменял седьмой десяток. Судно под названием «Берлин» построили в 1925-м в Германии. Оно совершало трансатлантические переходы, затем использовалось для круизов по Средиземному морю, а во время Второй Мировой войны превратилось в плавучий госпиталь.
В 1945-м «Берлин» подорвался на мине и затонул, а спустя два года его вытащили советские водолазы. Переименованный в «Адмирал Нахимов» пароход отремонтировали и ввели в состав пассажирского флота СССР, и в 1957-м его капитаном стал Николай Соболев. Мужчина буквально влюбился в лайнер, напоминавший внутренним убранством скорее дворец, чем корабль.
При Соболеве судно стало легендой: на борту даже сняли фильм «Дамы приглашают кавалеров». По некоторым данным, уход капитана в конце 70-х на пенсию ознаменовал упадок лайнера: после принятия новых правил безопасности «Адмирал Нахимов» перестал выполнять международные рейсы, а на внутренние круизы соглашались немногие моряки. Это не значит, что команда собралась непрофессиональная, просто сработаться сменявшие друг друга члены экипажа, вероятно, не успевали.
Три фактора и одна большая причина
31 августа судном командовал опытный 56-летний капитан Вадим Марков. Его не смутило сообщение, что навстречу движется балкер «Петр Васев»: нужно было лишь договориться по радиосвязи, кто кого пропускает.
С Поста регулирования движения судов экипажу сухогруза «Петр Васев», перевозившего 30 тысяч тонн зерна, предложили пропустить пассажирский лайнер, что формально уже считалось нарушением правил: корабли должны расходиться левыми бортами, а тут речь шла о правых. Впрочем, на подобное часто закрывали глаза, ведь маневр не был сложным.
Капитан «Петра Васева» Виктор Ткаченко был уверен, что при определенной скорости и координатах легко разойдется с «Адмиралом Нахимовым» на расстоянии чуть меньше километра. В успешности маневра не сомневался и Вадим Марков: убедившись, что пароход идет точно по курсу, он передал командование второму помощнику Александру Чудновскому и спустился в каюту. Еще несколько раз Чудновский и Ткаченко связывались по радиосвязи, подтверждая, что все в порядке.
Вот только Ткаченко ориентировался не на вид из бинокля, а на показания системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса. Судя по данным локатора, разойтись суда должны были «красиво». Такие «маневры на грани» Виктор очень любил, за что и прослыл лихачом, хотя и мастером своего дела.
Совсем иначе размышлял Чудновский, видевший с мостика, что корабли опасно сближаются. В итоге нервы второго помощника не выдержали, инстинктивно он стал уводить пароход левее, сменив курс без ведома капитана. Так как координаты локатора обновлялись с запозданием, Ткаченко поздно разглядел, что столкновение неизбежно, и не успел скорректировать направление движения. В 23:12 балкер врезался в лайнер, буквально протаранив борт «Адмирала Нахимова».
«Трагедии бы не произошло, если бы хоть один из трех факторов сработал: Ткаченко пропустил бы судно, Марков остался бы на рабочем месте, а Чудновский не сменил бы курс. В ту ночь все три фактора были против пассажиров «Адмирала Нахимова», — заключил следователь Борис Уваров.
Большинство коллег не видели вины в действиях Вадима Маркова, ведь проблема крылась гораздо глубже. Согласно заключению экспертов по безопасности, к 1986-му «Адмирал Нахимов» был не пригоден к перевозке людей, так как плавучесть судна при столкновении находилась на нуле: в то время как новые зарубежные корабли, получив пробоину, могли тонуть сутками, «Нахимов» опустился на дно морское за считанные минуты.
Внутренние створки, которые созданы для закрытия отсеков в трюме и, по сути, обеспечивают живучесть корабля, не работали: они просто сгнили. Но Черноморское пароходство обойтись без старого лайнера не могло, поэтому «Нахимова» отправили в очередной рейс, понадеявшись, что все пройдет без инцидентов. Выходит, сама советская система с ее плановой экономикой приблизила катастрофу, да не когда-то, а все в том же 1986-м — в год аварии на Чернобыльской АЭС…
Жертвы и герои
Пассажиры, наблюдавшие за звездами с правого борта, первыми увидели 170-метровый сухогруз «Петр Васев», надвигавшийся прямо на них. Люди бросились врассыпную в последний момент, ведь сигнала тревоги не прозвучало. Тут же затопило энергетическую установку, и погас свет. Капитан Марков выбежал наверх, приказал голосом объявить о ЧП и сбрасывать на воду шлюпки.
Однако дыра размером с трехкомнатную квартиру (по разным оценкам, расщелина достигала от 80 до 90 квадратных метров) не оставляла судну шансов. Затопление происходило так быстро, что экипаж успел сбросить лишь одну шлюпку, и тогда в ход пошли спасательные плоты.
На пароходе воцарилась паника, но когда старший механик Герман Юркин спустился вниз и включил аварийное освещение, пассажиры сумели сориентироваться и выбраться наверх. Сам Юркин погиб, не успев присоединиться к остальным.
Героически повела себя и 28-летняя бортпроводница Вера Федорчук, отправившаяся вниз за запасными ключами, чтобы спасти оставшихся в каютах детей: родители были на вечеринке в честь Дня шахтера на верхней палубе, а ребят уложили спать. К сожалению, Вера не смогла выбраться: водолазы обнаружили ее мертвой с зажатой в руке связкой. «Крики детей, звавших на помощь родителей, были самыми страшными звуками той ночи, когда затонул «Адмирал Нахимов», — вспоминали впоследствии очевидцы.
Стюардесса Татьяна Федорова была чуть ли не единственной, кто в критический момент сохранял спокойствие и направлял окружающих. Женщина раздавала пассажирам спасательные жилеты, не думая о собственной безопасности. Ее бездыханное тело нашли только через два дня…
Люди оказались в воде, куда из баков «Адмирала Нахимова» литрами выливалось топливо, а из поврежденного носа «Петра Васева» — краска. Поэтому некоторые пострадавшие, сумевшие доплыть до берега, погибли на берегу от отравления.
«Под водой я плыл наугад, — делилась одна из жертв. — Мне повезло, что плыл в противоположную сторону от корабля, иначе просто затянуло бы в воронку. Каждый раз мне приходилось нырять глубже, чтобы не натыкаться на других пассажиров, которые в панике могли бы потянуть на дно. Таким способом, на ощупь, мне удалось добраться до перевернутой шлюпки, которая вместе с другими вещами слетела с «Нахимова».
На помощь бросились лоцманский катер, весельные ялы курсантов инженерно-морского училища Новороссийска, судна из порта, а потом и вертолеты из Сочи. 423 жертвы спасти не удалось, однако общественность узнала о крупнейшей катастрофе в истории пассажирского флота не сразу, так как сведения засекретили.
Виновные
Огромное число жертв и возмущение родственников погибших ускорили следственный процесс. Обвинение предъявили капитанам Маркову и Ткаченко, а также второму помощнику Чудновскому. Последний не предстал перед судом: той ночью мужчина заперся в каюте, где его и нашли водолазы…
Капитанам вменяли «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта»: мол, Марков рано покинул мостик, а Ткаченко не смотрел в бинокль. На самом деле Вадим Марков имел право уйти в каюту, ведь убедился в правильности курса и оставил за старшего второго помощника, ну а Виктор Ткаченко оправдывался тем, что немедленно начал спасать пассажиров после столкновения. В любом случае, на показательном суде обоим дали по 15 лет колонии.
В 1992-м офицеров помиловали благодаря ходатайствам различных капитанских ассоциаций. Марков вернулся на Черноморский флот, где обучал курсантов, а в 2007-м умер от рака.
Еще во время суда на фоне чувства вины у Ткаченко развилось психическое расстройство, которое усугубилось из-за угроз родственников погибших его семье. После освобождения Виктор сменил фамилию и перебрался в Израиль, где водил уже не сухогруз, а частную яхту. Он погиб в 2003-м в кораблекрушении у берегов Канады. По страшному совпадению, именно там стартовало путешествие «Петра Васева»…