Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Советский «Титаник». Почему пароход «Адмирал Нахимов» затонул и убил 423 человека

Прощальный рейс лайнера обернулся массовой трагедией: балкер «Петр Васев» протаранил пароход «Адмирал Нахимов», и за восемь минут последний скрылся под водой. Около тысячи человек в ужасе ждали помощи на поверхности Черного моря.

31 августа 2024 11:004667 714
Лайнер «Адмирал Нахимов» с небольшими перерывами эксплуатировался 61 год | www.starhit.ru
Лайнер «Адмирал Нахимов» с небольшими перерывами эксплуатировался 61 год

29 августа 1986-го «Адмирал Нахимов» стартовал из Одессы, а в 14:00 31 августа точно по расписанию прибыл в Новороссийский порт. В 22 часа капитан Вадим Марков приказал отдать швартовы, чтобы двинуться в Сочи, и лишь на 10 минут судно задержалось: по слухам, из-за догонявшего его на катере опоздавшего пассажира. Эта заминка не могла изменить общей ситуации, а вот сообщение, что навстречу лайнеру со стороны Босфора движется сухогруз «Петр Васев», стало для участников истории роковым.

Несмотря на предварительные договоренности о порядке расхождения, в 23:12 в пароход, на котором находились 897 пассажиров и 346 членов экипажа, врезался балкер. Уже через восемь минут «Адмирал Нахимов» опустился на дно. Семидневное путешествие по Черному морю вылилось для туристов в катастрофу, погубившую 423 человека. А ведь трагедии могли избежать: погода стояла прекрасная, капитан и его помощник были опытными мореходами… Что же пошло не так?

История судна

Изначально судно называлось «Берлин»
Изначально судно называлось «Берлин»

Выше мы назвали тот злосчастный рейс «Адмирала Нахимова» прощальным, так как еще в июле 1986-го был подписан приказ о сдаче лайнера на металлолом: все потому, что пароход уже разменял седьмой десяток. Судно под названием «Берлин» построили в 1925-м в Германии. Оно совершало трансатлантические переходы, затем использовалось для круизов по Средиземному морю, а во время Второй Мировой войны превратилось в плавучий госпиталь.

В 1945-м «Берлин» подорвался на мине и затонул, а спустя два года его вытащили советские водолазы. Переименованный в «Адмирал Нахимов» пароход отремонтировали и ввели в состав пассажирского флота СССР, и в 1957-м его капитаном стал Николай Соболев. Мужчина буквально влюбился в лайнер, напоминавший внутренним убранством скорее дворец, чем корабль.

При Соболеве судно стало легендой: на борту даже сняли фильм «Дамы приглашают кавалеров». По некоторым данным, уход капитана в конце 70-х на пенсию ознаменовал упадок лайнера: после принятия новых правил безопасности «Адмирал Нахимов» перестал выполнять международные рейсы, а на внутренние круизы соглашались немногие моряки. Это не значит, что команда собралась непрофессиональная, просто сработаться сменявшие друг друга члены экипажа, вероятно, не успевали.

Три фактора и одна большая причина

Вадима Маркова настигло клеймо человека, погубившего пассажирский лайнер, поэтому он неоднократно менял место жительства, опасаясь преследования убитых горем родственников жертв
Вадима Маркова настигло клеймо человека, погубившего пассажирский лайнер, поэтому он неоднократно менял место жительства, опасаясь преследования убитых горем родственников жертв

31 августа судном командовал опытный 56-летний капитан Вадим Марков. Его не смутило сообщение, что навстречу движется балкер «Петр Васев»: нужно было лишь договориться по радиосвязи, кто кого пропускает.

С Поста регулирования движения судов экипажу сухогруза «Петр Васев», перевозившего 30 тысяч тонн зерна, предложили пропустить пассажирский лайнер, что формально уже считалось нарушением правил: корабли должны расходиться левыми бортами, а тут речь шла о правых. Впрочем, на подобное часто закрывали глаза, ведь маневр не был сложным.

Капитан «Петра Васева» Виктор Ткаченко был уверен, что при определенной скорости и координатах легко разойдется с «Адмиралом Нахимовым» на расстоянии чуть меньше километра. В успешности маневра не сомневался и Вадим Марков: убедившись, что пароход идет точно по курсу, он передал командование второму помощнику Александру Чудновскому и спустился в каюту. Еще несколько раз Чудновский и Ткаченко связывались по радиосвязи, подтверждая, что все в порядке.

«Ткаченко вел сухогруз, наблюдая за обстановкой с помощью САРП, хотя, согласно всем правилам, был обязан вести визуальное наблюдение с помощью бинокля, — отмечал следователь. — При этом освещенный яркими огнями пассажирский пароход ему был прекрасно виден. Когда мы его спрашивали, почему он не уступил дорогу, Ткаченко отвечал: «Думал, что проскочу»
«Ткаченко вел сухогруз, наблюдая за обстановкой с помощью САРП, хотя, согласно всем правилам, был обязан вести визуальное наблюдение с помощью бинокля, — отмечал следователь. — При этом освещенный яркими огнями пассажирский пароход ему был прекрасно виден. Когда мы его спрашивали, почему он не уступил дорогу, Ткаченко отвечал: «Думал, что проскочу»

Вот только Ткаченко ориентировался не на вид из бинокля, а на показания системы автоматизированной радиолокационной прокладки курса. Судя по данным локатора, разойтись суда должны были «красиво». Такие «маневры на грани» Виктор очень любил, за что и прослыл лихачом, хотя и мастером своего дела.

Совсем иначе размышлял Чудновский, видевший с мостика, что корабли опасно сближаются. В итоге нервы второго помощника не выдержали, инстинктивно он стал уводить пароход левее, сменив курс без ведома капитана. Так как координаты локатора обновлялись с запозданием, Ткаченко поздно разглядел, что столкновение неизбежно, и не успел скорректировать направление движения. В 23:12 балкер врезался в лайнер, буквально протаранив борт «Адмирала Нахимова».

«Трагедии бы не произошло, если бы хоть один из трех факторов сработал: Ткаченко пропустил бы судно, Марков остался бы на рабочем месте, а Чудновский не сменил бы курс. В ту ночь все три фактора были против пассажиров «Адмирала Нахимова», — заключил следователь Борис Уваров.

С виду «Адмирал Нахимов» оставался роскошным, как в начале эксплуатации, но на самом деле внутренняя система безопасности имела серьезные недостатки и поломки
С виду «Адмирал Нахимов» оставался роскошным, как в начале эксплуатации, но на самом деле внутренняя система безопасности имела серьезные недостатки и поломки

Большинство коллег не видели вины в действиях Вадима Маркова, ведь проблема крылась гораздо глубже. Согласно заключению экспертов по безопасности, к 1986-му «Адмирал Нахимов» был не пригоден к перевозке людей, так как плавучесть судна при столкновении находилась на нуле: в то время как новые зарубежные корабли, получив пробоину, могли тонуть сутками, «Нахимов» опустился на дно морское за считанные минуты.

Внутренние створки, которые созданы для закрытия отсеков в трюме и, по сути, обеспечивают живучесть корабля, не работали: они просто сгнили. Но Черноморское пароходство обойтись без старого лайнера не могло, поэтому «Нахимова» отправили в очередной рейс, понадеявшись, что все пройдет без инцидентов. Выходит, сама советская система с ее плановой экономикой приблизила катастрофу, да не когда-то, а все в том же 1986-м — в год аварии на Чернобыльской АЭС…

Жертвы и герои

У сухогруза пострадал лишь нос, в то время как «Адмирал Нахимов» затонул и навсегда остался на морском дне
У сухогруза пострадал лишь нос, в то время как «Адмирал Нахимов» затонул и навсегда остался на морском дне

Пассажиры, наблюдавшие за звездами с правого борта, первыми увидели 170-метровый сухогруз «Петр Васев», надвигавшийся прямо на них. Люди бросились врассыпную в последний момент, ведь сигнала тревоги не прозвучало. Тут же затопило энергетическую установку, и погас свет. Капитан Марков выбежал наверх, приказал голосом объявить о ЧП и сбрасывать на воду шлюпки.

Однако дыра размером с трехкомнатную квартиру (по разным оценкам, расщелина достигала от 80 до 90 квадратных метров) не оставляла судну шансов. Затопление происходило так быстро, что экипаж успел сбросить лишь одну шлюпку, и тогда в ход пошли спасательные плоты.

На пароходе воцарилась паника, но когда старший механик Герман Юркин спустился вниз и включил аварийное освещение, пассажиры сумели сориентироваться и выбраться наверх. Сам Юркин погиб, не успев присоединиться к остальным.

Героически повела себя и 28-летняя бортпроводница Вера Федорчук, отправившаяся вниз за запасными ключами, чтобы спасти оставшихся в каютах детей: родители были на вечеринке в честь Дня шахтера на верхней палубе, а ребят уложили спать. К сожалению, Вера не смогла выбраться: водолазы обнаружили ее мертвой с зажатой в руке связкой. «Крики детей, звавших на помощь родителей, были самыми страшными звуками той ночи, когда затонул «Адмирал Нахимов», — вспоминали впоследствии очевидцы.

В ходе спасательной операции удалось спасти более 800 человек
В ходе спасательной операции удалось спасти более 800 человек

Стюардесса Татьяна Федорова была чуть ли не единственной, кто в критический момент сохранял спокойствие и направлял окружающих. Женщина раздавала пассажирам спасательные жилеты, не думая о собственной безопасности. Ее бездыханное тело нашли только через два дня…

Люди оказались в воде, куда из баков «Адмирала Нахимова» литрами выливалось топливо, а из поврежденного носа «Петра Васева» — краска. Поэтому некоторые пострадавшие, сумевшие доплыть до берега, погибли на берегу от отравления.

«Под водой я плыл наугад, — делилась одна из жертв. — Мне повезло, что плыл в противоположную сторону от корабля, иначе просто затянуло бы в воронку. Каждый раз мне приходилось нырять глубже, чтобы не натыкаться на других пассажиров, которые в панике могли бы потянуть на дно. Таким способом, на ощупь, мне удалось добраться до перевернутой шлюпки, которая вместе с другими вещами слетела с «Нахимова».

На помощь бросились лоцманский катер, весельные ялы курсантов инженерно-морского училища Новороссийска, судна из порта, а потом и вертолеты из Сочи. 423 жертвы спасти не удалось, однако общественность узнала о крупнейшей катастрофе в истории пассажирского флота не сразу, так как сведения засекретили.

Виновные

Ежегодно в Новороссийск отправляется «рейс скорби и памяти»: на катере людей доставляют к мысу Дооб, откуда видно место гибели парохода, лежащего на глубине 47 метров. 64 человека так и не удалось найти и поднять на поверхность
Ежегодно в Новороссийск отправляется «рейс скорби и памяти»: на катере людей доставляют к мысу Дооб, откуда видно место гибели парохода, лежащего на глубине 47 метров. 64 человека так и не удалось найти и поднять на поверхность

Огромное число жертв и возмущение родственников погибших ускорили следственный процесс. Обвинение предъявили капитанам Маркову и Ткаченко, а также второму помощнику Чудновскому. Последний не предстал перед судом: той ночью мужчина заперся в каюте, где его и нашли водолазы…

Капитанам вменяли «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта»: мол, Марков рано покинул мостик, а Ткаченко не смотрел в бинокль. На самом деле Вадим Марков имел право уйти в каюту, ведь убедился в правильности курса и оставил за старшего второго помощника, ну а Виктор Ткаченко оправдывался тем, что немедленно начал спасать пассажиров после столкновения. В любом случае, на показательном суде обоим дали по 15 лет колонии.

В 1992-м офицеров помиловали благодаря ходатайствам различных капитанских ассоциаций. Марков вернулся на Черноморский флот, где обучал курсантов, а в 2007-м умер от рака.

Еще во время суда на фоне чувства вины у Ткаченко развилось психическое расстройство, которое усугубилось из-за угроз родственников погибших его семье. После освобождения Виктор сменил фамилию и перебрался в Израиль, где водил уже не сухогруз, а частную яхту. Он погиб в 2003-м в кораблекрушении у берегов Канады. По страшному совпадению, именно там стартовало путешествие «Петра Васева»…

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения