Окружающие твердили, что Андрей Ливанов не пил, не курил и вел активную жизнь. Как же вышло, что сын Ирины Безруковой и Игоря Ливанова умер молодым?
6 декабря Андрею могло бы исполниться 34, но еще 14 марта 2015-го его не стало. В памятную дату мы вспоминаем, чего Андрей Ливанов успел достичь, и почему знакомые так и не пришли к единому мнению о причине его раннего ухода.
Первый раз на грани гибели
В конце 80-х Игорь Ливанов и привлекательная студентка театрального училища Ирина Бахтура вместе поселились в коммуналке в Москве, а незадолго до появления на свет сына Андрея — расписались. Для актера это стало огромным шагом вперед: в 1987-м он потерял в железнодорожной катастрофе жену Татьяну и восьмилетнюю дочку Олю и не верил, что еще способен любить. Встреча с Ириной казалась артисту благословением.
Но за первыми приятными потрясениями, как правило, следуют горькие разочарования. Соседом пары по коммуналке оказался мужчина, больной туберкулезом, и чтобы поселиться в отдельной квартире, Игорю Евгеньевичу приходилось пропадать на работе в театре и на съемочной площадке. Чем занималась супруга, пока его не было дома, Ливанов не задумывался. Вскоре он убедился, что вовсе не знает возлюбленную.
—«С каждым днем открывал в Ирине черты, которые меня совсем не радовали. К примеру, всех наших знакомых она делила на „нужных“ и „ненужных“. В разряд последних попали многие мои друзья. Я успокаивал себя: ничего, молодая, глупая, ее еще можно перевоспитать, переделать. Как же я ошибался!» — сетовал актер.
Ирину начали изредка приглашать в кино, и однажды она отправилась на съемки в Коктебель. Ливанов же воспользовался выходным, чтобы отвезти трехлетнего сына на море. Погода стояла жаркая, и по прошествии какого-то времени артист понял, что если срочно не окунется, то схватит солнечный удар. Андрей был послушным ребенком, так что Игорь Евгеньевич не сомневался: если попросить малыша подождать на берегу и ни шагу не делать в сторону воды, он не сдвинется с места.
«Как только я нырнул, ребенок зашел в море, хотя до того во всем меня слушался, споткнулся, упал и уже не смог встать — нахлебался воды. Услышав крики людей, в несколько гребков добрался до берега. Андрюша лежал на песке белый и не дышал. Внутри все похолодело, но я собрался — сделал сыну искусственное дыхание, привел в чувство. Кто-то из отдыхающих предложил подвезти нас до турбазы, на которой жила съемочная группа», — вспоминал Ливанов.
Ребенка положили в реанимацию в Феодосии, и врачи прямо сказали, что мальчик находится на грани жизни и смерти: легкие полны воды. Ночь Ливанов провел под дверью палаты, моля Бога забрать себя вместо Андрея. Наутро доктора обрадовали актера, сказав, что у его сына сильный ангел-хранитель — Андрюша уже бегал по клинике. Артист бросился к наследнику, обнял и впервые с того момента, как увидел его тело, распростертое на песке, заплакал.
Крах семьи
«Не скрою, я был страшно зол, когда люди из группы рассказали, что Ирина, проснувшись, пошла завтракать, а потом целый день снималась. Думал: „Да, я один виноват в случившемся, но это же и ее ребенок! Единственный сын, которого она могла потерять!“ Но потом поразмыслил: у каждого человека в страшные моменты включается своя защитная реакция. Наверное, Ира пыталась забыться в работе, чтобы не сойти с ума, ведь наш сын был близок к смерти. Гнев прошел, но в моем отношении к Ирине все же что-то необратимо изменилось», — подчеркивал актер.
Однако, когда Игорь Евгеньевич увидел, с какой радостью ребенок бросился в объятья матери, то понял: этот брак нужно сохранить во что бы то ни стало, ведь мальчик заслужил счастливую жизнь без стрессов.
Тем временем супруга сосредоточилась на карьере, а вскоре у нее обнаружилась сильная тяга к потустороннему: раз 10 Ливанов сопровождал Ирину к ворожеям и колдунам. «Понятия не имею, о чем Ирина просила высшие силы. Надеюсь, о чем-то хорошем. Я подвозил ее до дома очередного «чародея» и уезжал. О том, что она стала сначала рьяной последовательницей дианетики и саентологии, а затем и инструктором этой школы, узнал гораздо позже», — признавался артист.
Но не скептицизм Ливанова по отношению к религиозному движению, причисляемому многими специалистами к секте, послужил причиной разрыва с женой. На съемках боевика «Тридцатого уничтожить!» Игорь Евгеньевич получил серьезную травму межпозвоночных дисков. Он был беспомощен, страдал от болей, не мог работать и тратил все средства на лечение. В тот период Ирина встретила Сергея Безрукова и вскоре стала открыто выходить с ним в свет. Муж подал на развод, осознавая, что брак окончательно исчерпал себя.
«В той ситуации меня волновало одно — судьба моего сына. Я очень хотел отобрать Андрюшу, но он был еще маленький, обожал мать, я не мог его травмировать. А забрать бы стоило. Безруков относился к мальчишке по-доброму, но все-таки не мог заменить родного отца», — рассуждал Ливанов.
Актер старался не вмешивать сына в семейные разборки. Лишь однажды вопрос о том, где Андрей будет жить, остро встал между бывшими супругами: когда на летние каникулы Ирина отправила ребенка в Волгоград, постигать премудрости саентологии на спецкурсах. Подросток позвонил отцу и срывающимся голосом прокричал, что не хочет этому учиться.
«За несколько дней, которые потребовались для его возвращения, я чуть не поседел. Неоднократно читал, как в таких организациях пропадали дети. В Интернете нашел телефон их головного офиса и набрал номер. Разговаривать со мной не хотели. Тогда я предупредил: «Либо вы немедленно сажаете моего сына в поезд и отправляете в Москву, либо я звоню в ФСБ. Там есть отдел, который заинтересует деятельность вашей организации. Я об этом позабочусь». И продиктовал имевшийся у меня телефонный номер. Андрей вернулся в Москву. Я предложил ему переехать ко мне. Но сын поблагодарил и отказался. Мать он безумно любит, Ирина оказывает на него огромное влияние», — подчеркивал Ливанов.
Но так ли хорошо Ливанов знал старшего сына? Ведь после смерти в комнате Андрея актер увидел не только кучу своих фотографий, но и не менее 10 дипломов по саентологии. Парень знал, как папа относился к данному увлечению, и, очевидно, многое скрывал…
Чем занимался сын звезд
Итак, после развода родителей Андрей остался с мамой и прекрасно поладил с ее новым мужем Сергеем Безруковым. Мальчик интересовался искусством, дебютировал в мюзикле «Норд-Ост», посещал курсы при Школе-студии МХАТ. Однако кинокарьера сына звезд ограничилась маленькими ролями в фильмах «Я — кукла» и «Спасатели. Затмение».
К слову, на площадке фильма Юрия Кары Андрей мог погибнуть: ему предстояло пробежать между зарядами, которые взрывались не понарошку. После первого же дубля 10-летнего ребенка оглушило. «И тут же случилась еще одна неприятность. Пиротехники закопали в землю цинковые ведра с тряпками, пропитанными горючим раствором, они должны были создавать эффект натуральных взрывов. И какое-то из ведер взорвалось так, что горящая тряпка взлетела в воздух и упала оператору прямо на ногу. У него загорелась штанина, но он даже толком не смог ее потушить, потому что проверял, все ли нормально с камерой и не угодило ли в нее это горящее ведро», — делилась Безрукова в микроблоге.
Почему же Андрей не продолжил актерскую карьеру? По мнению Игоря Ливанова, сыну не хватало жесткого воспитания, человека, который поднимал бы его по утрам, чтобы мальчик не прогуливал школу; обстоятельств, закаливших бы характер. Таким рычагом могла стать армия, но Ирина сделала все, чтобы наследник туда не попал.
Андрей бросил два вуза, прежде чем остановился в поисках и окончил филфак Московского государственного открытого университета. «Объясняю ему: «Учеба — дело нелегкое, придется немало колотиться, прежде чем кем-то стать». Сын отвечает, что это совсем не обязательно, мол, его давно дожидается место в швейцарском банке. В рассказе Андрея мне слышатся знакомые интонации. Ирина успела задурить парню голову фантазиями, под которыми нет никакой реальной почвы, — сетовал Игорь Ливанов. — Или сын мне сообщает: «Пап, я вчера был у врача». — «У тебя что-то болит?» — «Нет, он исправлял мое биополе, чтобы болезни вообще не могли проникать в организм». Может, «доктор» действительно потрясающий, но от слов Андрея мне каждый раз почему-то становится не по себе».
Так или иначе, Андрей Ливанов получил диплом и устроился администратором в Московский Губернский театр, худруком которого стал Сергей Безруков. Здесь наследник Ирины и Игоря Евгеньевича работал до самой смерти…
Загадочная смерть и тайные похороны
Незадолго до трагедии Ирина Безрукова летала с сыном во Вьетнам, а по возвращении сперва она, а затем и наследник слегли с вирусной инфекцией. Впрочем, у Андрея лишь немного повысилась температура, а его мама вскоре уже мчалась по работе в Иркутск. Актриса поймала себя на мысли, что уезжать не хочется.
Уже из Сибири Ирина позвонила сыну, но он не ответил. Тогда артистка набрала домработнице, и та заверила, что с молодым человеком все в порядке, наверняка он просто проспал весь день. Но материнское сердце чуяло беду.
«Я попросила подругу вызвать специалистов и вскрыть квартиру. Они обнаружили тело Андрея в коридоре. Подруга позвонила и сказала, что Андрюши больше нет. Я, конечно, сразу же спросила, что случилось? Оказалось, он неудачно упал и ударился виском. Тело тогда уже было синее», — делилась артистка в «Исповеди» для онлайн-платформы Premier.
Все знали, что Андрей умер 14 марта 2015-го, но вот почему — оставалось загадкой. Поговаривали, что парень страдал сахарным диабетом, и поездка в Азию могла спровоцировать осложнение. Ирина твердила о несчастном случае, ведь на голове погибшего даже осталась вмятина от удара при падении, ну а медики пришли к выводу, что причиной летального исхода стала острая сердечная недостаточность.
Позднее распространились слухи, что место, где похоронен Андрей, держат в тайне. Масла в огонь добавляли сплетни о том, что родные якобы отказались проводить вскрытие тела, а значит, что-то скрывают. Выяснилось, что могилы у сына актеров, по сути, нет, так как его кремировали: при жизни парень негативно относился к кладбищам.
«Его прах находится в чистейшем озере в Карелии. Андрюха очень любил воду и ездить на рыбалку с отцом. Туда они не успели доехать. И Игорь это сделал», — призналась артистка в программе «Однажды...» на НТВ.
Пережить горе
Пережить потерю Игорю Ливанову помогла новая семья: в тот момент он уже был женат на избраннице Ольге и растил младшего сына Тимофея. Более того: когда умер Андрей, супруга Ливанова носила под сердцем второго ребенка. Чувствуя ответственность за возлюбленную и других детей, Игорь Евгеньевич держался изо всех сил.
На первых порах Сергей Безруков поддерживал Ирину и пытался защитить ее от нападок СМИ. Сам Сергей безумно страдал из-за потери пасынка и топил тоску в алкоголе. Через несколько месяцев справляться с утратой актрисе пришлось в одиночку: брак не выдержал испытания горем. Со временем артистка осознала, что каждой душе отмерен свой срок, и научилась вспоминать о сыне не со слезами, а с улыбкой.
«Иногда мозг играет с нами непростую штуку. Незадолго до смерти Андрея я сильно заболела. Он буквально ходил за мной по пятам: следил, чтобы я принимала лекарства, хоть немного ела. Потом ко мне пришло осознание того, что, может, наши души что-то знали? Было такое ощущение, что в последнюю неделю своей жизни Андрей хотел научить меня чему-то и отдать мне всю свою любовь…» — заключила Ирина в программе «Судьба человека» канала «Россия 1».