Недовольство политикой перестройки и плачевными результатами реформ Михаила Горбачева привела к кризису доверия к лидеру и идее заговора против действующей власти. 19 августа 1991-го вице-президент СССР Геннадий Янаев подписал указ, где говорилось, что Горбачев не может больше выполнять обязанности главы государства из-за состояния здоровья, поэтому его заменит сам Янаев. Возник Государственный комитет по чрезвычайному положению, объявивший своей целью сохранение Советского Союза.
В итоге действия ГКЧП только приблизили распад СССР: после того как в Москву ввели войска, против временного правительства выступил Борис Ельцин, призвавший граждан дать отпор путчистам и вернуть страну «к конституционному развитию».
Все закончилось победой Ельцина и арестом членов ГКЧП, постановление о котором вышло 21 августа. Что же потом случилось с участниками путча?
Геннадий Янаев
Формальный лидер ГКЧП подписал указ о роспуске организации и сложил президентские полномочия. Неприкосновенностью он не обладал, так что уже 22 августа был арестован и помещен в следственный изолятор, откуда попал в «Матросскую тишину». Здесь политик провел полтора года, записывая свои мысли в дневник, ставший основой для авторской книги «Последний бой за СССР».
Из-под стражи Янаева освободили в январе 1993-го, а еще через год уголовное дело против бывшего вице-президента СССР и его соратников закрыли по амнистии. В дальнейшем политик всегда отрицал, что был инициатором создания ГКЧП: мол, решение принимали другие, а его буквально уламывали подписать необходимые документы.
После заключения Геннадий Иванович работал в Комитете ветеранов и инвалидов госслужбы и в фонде «Духовно-просветительский комплекс традиционных религий в Москве». К слову, у Янаева было два высших образования и звание кандидата наук, поэтому в последние годы он занимал пост завкафедрой отечественной истории Российской международной академии туризма. А вот в политику мужчина больше не лез.
«После провала ГКЧП и освобождения из тюрьмы Янаев полностью ушел в себя, закрылся и поддерживал отношения лишь с несколькими ближайшими друзьями, — отмечал Вагиф Гусейнов. — Его часто приглашали в разные партии и движения. Но он никуда не шел. Он все никак не мог простить себя за то, что он не сделал всего возможного для спасения СССР».
По слухам, мемуары Янаева вышли буквально накануне его смерти. 20 сентября 2010-го государственный деятель попал в больницу с пневмонией. Выяснилось, что у него рак легких в последней стадии, и химиотерапию делать поздно. 24 сентября Геннадия Ивановича не стало, и через три дня его похоронили на Троекуровском кладбище.
Борис Пуго
Пожалуй, у этого члена ГКЧП история самая короткая и трагическая. Упомянем сразу, что студент Рижского политеха в 1961-м женился на сокурснице Валентине, и вскоре у них родился сын Вадим. Через несколько лет по партийной линии Пуго перевели в Москву, куда за ним последовала вся семья. Супруга окончила здесь аспирантуру и стала кандидатом технических наук. Затем пара временно вернулась в Латвию, а в 80-х окончательно перебралась в столицу России.
Валентина работала преподавателем, а Борис Карлович дослужился до министра внутренних дел СССР. Как и многие соратники в 1991-м, он не хотел распада Советского Союза и образования СНГ, а потому принял участие в госперевороте, за что стал фигурантом уголовного дела. Но когда 22 августа главу МВД пришли арестовывать, кагэбэшникам и сотрудникам прокуратуры открылась страшная картина.
На кровати лежало бездыханное тело министра внутренних дел, а рядом с ним умирала раненая жена. По официальной версии, Борис Карлович нанес смертельный удар Валентине с ее согласия, а потом совершил суицид. Верная супруга политика скончалась в клинике на следующий день.
Бытовало также мнение, что супругов ликвидировали, а после — инсценировали суицид. К примеру, орудие убийства лежало на тумбочке, до которой не смог бы дотянуться истекавший кровью Борис Карлович. Впрочем, сын пары пояснял, что место преступления не осталось нетронутым: в комнате прибрался шокированный произошедшим тесть Пуго.
Олег Бакланов
Секретарь ЦК КПСС по оборонным вопросам был арестован 23 августа в санатории «Барвиха». В тот же день его исключили из партии, после чего последовали полтора года в «Матросской тишине». В 1994-м, как и других членов ГКЧП, политика амнистировали.
Вскоре он уже сидел в руководстве партии «Российский общенародный союз» и был советником Сергея Бабурина. В нулевых Бакланов председательствовал в «Корпорации «Рособщемаш» и в Международном союзе общественных объединений дружбы и сотрудничества со странами СНГ «Киевская Русь». В 2012-м свет увидели его мемуары о периоде жизни в изоляторе.
Новостей о советнике гендиректора ракетной корпорации «Энергия» не появлялось вплоть до этого года, пока Дмитрий Рогозин не сообщил о его кончине в 89 лет. «Ушел из жизни Олег Дмитриевич Бакланов, руководивший нашей ракетно-космической отраслью и возглавлявший Министерство общего машиностроения СССР. Олег Дмитриевич дружил с моим отцом, часто бывал в нашем доме. Мои искренние соболезнования его родным и близким!» — 28 июля написал Рогозин в Twitter.
Валентин Павлов
Премьер-министр СССР был арестован прямо в больнице. Он стал автором еще одной книги о заключении в «Матросской тишине» — «Август изнутри: Горбачев-путч». После амнистии политик развивался в финансовой сфере: был президентом «Часпромбанка» и советником Якова Дубенецкого.
В конце 90-х бывший государственный деятель занимал должность вице-президента американской Вusiness Мanagement Systems, а позднее работал в различных экономических институтах.
В начале нулевых здоровье Павлова ухудшилось. В августе 2002-го он перенес инфаркт, но уже через полгода вернулся в строй и обсуждал с коллегами грядущие выборы в Госдуму. К сожалению, в марте 2003-го 65-летний Валентин Сергеевич слег с обширным инсультом. Три недели врачи боролись за его жизнь, но организм политика не выдержал нагрузки.
Владимир Крючков
Председателя КГБ СССР называли неформальным лидером ГКЧП. В октябре 1994-го идейный вдохновитель участников путча ушел на пенсию, а через два года издал двухтомные мемуары. Позднее свет увидели еще три книги писателя.
С конца 90-х он входил в оргкомитет движения в поддержку армии, оборонной промышленности и военной науки. Поговаривали, что Крючков даже был советником Владимира Путина в 1999-м, однако подтверждения эта информация не получила.
Не стало бывшего председателя КГБ в 2007-м: его сразил обширный инфаркт.
Василий Стародубцев
В отличие от товарищей по несчастью, отвечавший на заре 90-х за аграрный сектор Стародубцев одним из первых покинул СИЗО: из-за слабого здоровья его выпустили в 1992-м. Политик сумел вернуться к прежней сфере работы и вскоре стал депутатом.
В 1997-м, набрав 62 процента голосов избирателей, Стародубцев занял пост губернатора Тульской области и не покидал его до 2005-го. Позднее Василий Александрович возглавлял различные организации сельскохозяйственных производителей и избирался в нижнюю палату парламента по спискам КПРФ.
До Нового 2012 года политик не дожил всего день: 30 декабря его сразил сердечный приступ. Отпевание Почетного гражданина Тульской области состоялось в Свято-Спасском храме Новомосковского района. Церковь была выбрана неслучайно: когда Стародубцев возглавлял колхоз имени Ленина, то инициировал восстановление здания.
Дмитрий Язов
Именно министр обороны отдал приказ о введении войск в Москву, за что жестоко поплатился: после амнистии Борис Ельцин уволил его с военной службы. Через год Язов выпустил мемуары под красноречивым названием «Удары судьбы: воспоминания солдата и маршала».
Ударов судьбы и правда было немало. «Отец умер, когда я был ребенком. Мне тогда было девять лет. Дочка — в кипяток упала и сварилась в два с половиной года. Жена умерла в 50 лет, сын — в 44 года. Внук разбился на машине и погиб в 16 лет. Несчастье случилось», — делился политик.
После событий 1991-го без дела последний маршал СССР не остался. Он руководил различными общественными организациями, а за свой вклад в развитие ветеранского движения и активное участие в военно-патриотическом воспитании молодежи в прошлом году был награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени.
Об уровне уважения земляков свидетельствовал тот факт, что еще при жизни Дмитрию Тимофеевичу поставили на территории омского интерната номер девять памятник-бюст. Последние же годы Язов провел в Москве, в квартире, выделенной ему Юрием Лужковым.
После вручения ордена «За заслуги перед Отечеством» прошло всего три недели, когда 95-летний Дмитрий Язов скончался. 27 февраля 2020-го последнего маршала СССР похоронили с военными почестями, а в апреле на его могиле установили памятник.
Борис Ельцин
Нельзя не упомянуть и о судьбе одного из главных героев событий августовского путча, вышедшего из ситуации с госпереворотом победителем. Борис Ельцин встал у руля в непростой для страны период: проводимые при нем рыночная реформа и приватизация собственности нещадно критиковались, а допущенное введение войск в Чечню сам политик называл ужасной ошибкой.
Близкие говорили, что в середине 90-х Ельцин не хотел баллотироваться в президенты, но победа коммунистов в парламентских выборах изменила его мнение. А ведь здоровье уже тогда подводило политика: приступы ишемии, инфаркты, бессонница. Ситуацию усугубляли слухи об алкогольной зависимости Бориса Николаевича и его эксцентричные поступки.
Так, президент дирижировал оркестром во время официальной церемонии, посвященной выводу российских войск из Германии, танцевал на сцене с Евгением Осиным, пропускал важные встречи, то ли наглотавшись снотворного, то ли выпив горячительного... Доверие народа таяло на глазах, а болезни обострялись, так что в конце 90-х Ельцин объявил Владимира Путина преемником, а 31 декабря 1999-го сообщил телезрителям о своей отставке и попросил у них прощения за совершенные ошибки. После эфира в глазах мужчины стояли слезы.
Пока позволяло здоровье, Борис Николаевич занимался общественной деятельностью. Но в 2005-м он сломал шейку бедра, затем к этой травме добавились проблемы со зрением и сердцем, а в 2007-м Ельцин умер в клинике, куда попал с обострением ОРВИ.
Фото: DIMA TANIN, VITALY ARMAND, Pascal Le Segretain/Getty Images, Владимир Федоренко, Владимир Акимов/РИА Новости, Legion-Media