Детство будущей актрисы выпало на тяжелое послевоенное время: папа-инженер и мама-швея из кожи вон вылезали, лишь бы обеспечить дочку необходимым. Вот только Анна Фроловцева росла настоящей пацанкой и заводилой во всех дворовых играх, поэтому наряды, которые родительница так старательно мастерила, портила постоянно.
«В школе я была активисткой, председателем совета отряда, однако за мои хулиганства маму то и дело вызывали к директору. Но она никогда меня сильно не ругала, только сокрушалась: „Ань, как тебе не стыдно? Ты же девочка“, — вспоминала Анна Васильевна.
Как же из такой оторвы получилась самая строгая телесвекровь страны? 30 августа Анна Фроловцева отмечает 76-й день рождения, и самое время рассказать о ее пути в кинематографе и личной жизни.
Самостоятельная, но влюбленная
Свою судьбу Фроловцева вершила самостоятельно: с малых лет девочка собирала фотографии советских актеров и твердила, что будет сниматься с ними в кино. После школы Аня с блеском прошла конкурс в Щукинское училище, но бюджетного места для нее все равно не нашлось: члены комиссии предложили учиться в Ярославле, что в планы нашей героини не входило.
Через год абитуриентка поступила в «Щепку», где не только хорошо училась, но и успевала совмещать занятия с подработками — девушка мыла полы в кафе, а ночами сторожила автостоянку. Родители предлагали взять на себя все расходы студентки, лишь бы она не утруждала себя чем-то еще, помимо лекций, но Анна жаждала самодостаточности, а если уж что решила — шла напролом.
Так сложилось и в любви — в 1972-м студентка попала в клинику с болью в животе, и в медучреждении встретила проходившего практику санитара Юрия Кузьменко. Полгода молодые люди встречались, затем поженились и одновременно получили дипломы. Стоматолога распределили в Челябинск, и Анна, разумеется, поехала туда вместе с ним, устроившись в местный драмтеатр.
«Это было потрясающее время. Мы — молодые, счастливые, — вся жизнь впереди… Я играла 10 больших ролей, наигралась, прочувствовала профессию. И то, что мы с Юрой были заброшены в чужой город, что никто нам не помогал, мы могли рассчитывать только на себя, нас очень сплотило, укрепило наш союз», — не сомневалась актриса.
Спустя три года артистка забеременела, и супруги решили вернуться в Москву. У пары родился сын Денис, которого впоследствии звезда называла «театральным» ребенком — мальчику едва исполнилось три месяца, когда мама вышла из декрета, и порой его задействовали в спектаклях. Так, ребенок участвовал в новогодних елках, а в постановках мелькал до 11 лет. На этом актерская карьера закончилась — наследник захотел пойти по стопам папы, став стоматологом.
Маленькие роли
Что же касается самой Фроловцевой, то она активно развивалась в творчестве, хотя и не могла похвастаться громкими ролями в кино. Звезда Московского областного театра имени Островского и «Москонцерта» дебютировала на экране в 1977-м в фильме «Риск — благородное дело», а затем засветилась в эпизодах «Гаража», «Экипажа» и «Карнавала». Интересно, что в ленте Александра Митты у Анны было немало сцен, однако в итоге режиссер почти все вырезал, оставив лишь момент с криком во время крушения самолета, что серьезно обидело звезду.
«В „Вокзале для двоих“ неделю изображала официантку. Вместе с Людмилой Гурченко и Ольгой Волковой бегала с подносами. Даже за кадром. Чтобы быть убедительнее, мы весь день массовку обсуживали. Вначале нам пустые миски на подносы ставили, а вскоре режиссер Эльдар Рязанов велел добавить туда еды, чтобы наша походка изменилась. Снимали на Рижском вокзале в Москве. В пустом помещении рядом с перроном», — отмечала артистка другие опыты.
Она играла Аннушку в «Жестоком романсе» и горничную в «Формуле любви», Екатерину I в сериале «Михайло Ломоносов» и сотрудницу ОВИРа в «Интердевочке». Особенно же Фроловцевой запомнились съемки в «Убить дракона», ведь на площадке фильма Марка Захарова ей довелось сблизиться с Евгением Леоновым.
«Однажды голодные зашли с ним в ресторан, — делилась актриса. — А он был так похож на моего папу, с таким же носом картошкой и добрыми глазами. Я ему сказала об этом. „Аня, раз твой папа ушел из жизни, можешь теперь меня папой называть!“ — трогательно улыбнулся Евгений Павлович».
После активных съемок в 70-80-е артистка снизила темпы работы в 90-е: спроса тогда почти не было, вот Фроловцева и засветилась лишь в семи проектах за десятилетие. Зато в нулевых актриса вновь стала востребованной: появилась в «Семейных тайнах», «Парниковом эффекте», сериале «Затмение».
Разумеется, порой Анну Васильевну узнавали на улице, однако до народной любви небольшие роли в проектах «Знахарь», «Синие ночи» и «Папины дочки» в случае Фроловцевой не дотягивали. Все изменилось, когда в 2008-м актрису позвали на кастинг в ситком «Воронины». И ведь этот момент странным образом наложился на события в личной жизни…
Приобретения и потери
Анне Васильевне пришлось пройти целый ряд кастингов, чтобы получить роль главной телесвекрови страны. «Нас с ней роднит одно — мы любим своих детей. У меня своя любовь, у нее — своя. Галина Ивановна как наседка, боится остаться одна, поэтому и вмешивается в их жизнь. Не потому, что она плохая и невежа. А все потому, что ей хочется быть нужной им! Любой человек хочет так. Любой человек хочет быть востребованным. Если в один момент дома вдруг перестает звонить телефон — это самое страшное. Значит, человек никому не нужен. Я люблю своих детей, и внуков тоже. И стараюсь помогать им. Иногда даже специально говорю, что включу Галину Ивановну, если будете плохо себя вести», — иронизировала актриса.
А ведь именно в 2008-м, когда артистку позвали на прослушивание в сериал, сделавший ее звездой в 60 лет, от неизлечимой болезни скончался Юрий Кузьменко. «Меня спасли друзья, работа. Я сказала себе: „Не ныть!“ — и другим тоже запретила плакать. Потому что, надеюсь, там, в ином мире, ему хорошо. Так зачем же рыдать? Я теперь вообще не плачу, не могу, меня как будто заклинило… Да, мне плохо одной, без Юры. Но ничего ведь не изменишь, видно, так уж суждено. Жизнь продолжается, я еще здесь нужна, должна помочь вырастить внучек. Хотя, честно говоря, очень часто чувствую себя такой одинокой. Когда дома тебя никто не ждет, не встречает — это невероятно тяжело», — признавалась Фроловцева спустя три года после трагедии.
За годы съемок «Ворониных» актеры успели действительно стать семьей. Особенно близка Анна Васильевна была с экранным мужем Борисом Клюевым — обоим работа в ситкоме подарила долгожданную славу. 10 лет артисты играли супругов, пока Клюев не скончался 1 сентября 2020-го.
«Он два с половиной года скрывал свое тяжелое заболевание. В съемочной группе уже все знали, но на площадке он работал, как и остальные, без поблажек. Боря ушел из жизни, и сериал закрыли, а хотели и дальше снимать, но без него я сразу отказалась. Конечно, проект мне принес неплохие заработки, стала много путешествовать. Но не только ради денег работала. Нравится моя героиня, ее любовью к детям и мужу, этим похожа на нее», — отмечала артистка.
Когда Фроловцева не появилась на похоронах коллеги, многие решили, что она слегла от горя. Это оказалось не совсем так: Анна Васильевна заболела и ждала результатов теста на коронавирус, не имея возможности прийти в место скопления людей без уверенности, что не заразит их. «Я не могу ничего говорить. Нахожусь в шоковом состоянии. Понимаете, я даже не в Москве. Переживаю, как там Вика. Возможно, ей помощь нужна. Только 4 сентября буду в Москве. Ничего не могу сказать. Я сама… как в штопоре», — отвечала актриса журналистам.
Хотя Анна Васильевна потеряла и настоящего, и экранного мужей, жизнь продолжалась. Звезда участвовала в фестивале «Танцуй, Россия!» вместе с Екатериной Волковой и Станиславом Дужниковым, ну а теперь играет с ними в спин-оффе «Ворониных» под названием «Костя — Вера».