Сергей Соловьев появился на свет в карельском городе Кеми, где отрядом контрразведки управлял его папа. После войны Александра Соловьева забросило в Пхеньян, ну а уже в 50-х семья обосновалась в Ленинграде.
Кто знает, как сложилась бы судьба режиссера, не попади он в Северную столицу: именно здесь на Невском проспекте к школьнику подошел Игорь Владимиров, искавший юных артистов в постановку «Дали неоглядные». На сцене БДТ мальчика заметил Георгий Товстоногов, посоветовавший получить актерское образование.
Однако наш герой выбрал режиссерский факультет ВГИКа и уже на втором курсе написал сценарий документалки «Взгляните на лицо». На Лейпцигском фестивале лента получила золотую медаль, и 19-летний постановщик убедился, что правильно выбрал профессию. Но если с призванием все сложилось сразу, то в личной жизни Соловьева долгое время царила неопределенность. 13 декабря исполняется два года со смерти Сергея Александровича, и хотя его уже нет с нами, мы с интересом листаем страницы его истории.
Культовые фильмы
Получив красный диплом, режиссер снял две новеллы по Чехову для альманаха «Семейное счастье», ну а в полнометражном кино дебютировал фильмом «Егор Булычов и другие». Вскоре постановщик представил на суд зрителей ленту «Станционный смотритель», а затем собрал целый ряд наград благодаря подростковой драме «Сто дней после детства».
«Чужая белая и рябой», «Асса», «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви», сюжет которой Соловьеву подсказала Татьяна Друбич, чья сестра влюбилась в цыгана – к концу 80-х режиссера считали мастером своего дела.
В 90-х он почти не снимал, отметившись лентами «Гений», «Тюремный романс» и «Три сестры», а вот в нулевые ворвался с фильмами «Нежный возраст», «О любви» и «Анна Каренина». Также режиссер презентовал продолжение картины «Асса», мелодраму «Одноклассники» и «Ке-ды».
Чувства к Екатерине Васильевой
В студенчестве Соловьев крепко влюбился в Екатерину Васильеву: девушка казалась ему неземной феей, подступиться к которой парень стеснялся. Актриса же долгое время полагала, что они с сокурсником просто дружат. Поэтому, когда однажды Васильева заявилась к Сергею в гости, он так опешил, что спустился на первый этаж в магазин, чтобы успокоиться.
«Я пошел, купил хлеба, колбасы, конфет, еще каких-то глупостей. Возвращаясь назад, вдруг почувствовал: во дворе что-то изменилось. Задрав голову вверх, я увидел в своем окне на шестом этаже Катю. Она сидела на подоконнике, свесив ноги во двор, рыжая, длинная, необыкновенно красивая… И сейчас бы, думаю, меня такое сразило, а тогда показалось: с моим домом, да и со всей моей жизнью стряслось нечто невероятное», — вспоминал режиссер.
Соловьев никогда не решился бы раскрыть свои чувства, если бы не Эдуард Володарский: студент сделал Екатерине предложение, а когда получил отказ, спросил, уж не выйдет ли она тогда за Сергея? Васильева неожиданно заявила, что почему бы и нет, и авантюра вылилась в реальную свадьбу — видимо, симпатия к режиссеру у актрисы все-таки имелась.
Брак продержался семь лет, после чего супруги расстались друзьями. Поговаривали, что верность в семье была понятием относительным: по слухам, Васильева изменила Соловьеву с Геннадием Шпаликовым, хотя режиссер сплетни опровергал. Когда же Екатерина влюбилась в драматурга Михаила Рощина, стало очевидно, что пора разводиться с Сергеем.
От Кушнеровой к Друбич
Следующей любовью Соловьева стала привлекательная студентка киноведческого факультета ВГИКа Марианна Кушнерова. Сниматься в кино девушка не собиралась, но не сумела отказать режиссеру «Рыцаря мечты» Вадиму Дербеневу, а впоследствии сыграла Дуню в «Станционном смотрителе» Сергея Александровича — эта роль оказалась для артистки последней.
Влюбленные поженились, но пока Марианна занималась домом, Соловьев продолжал творческие поиски. Для «Ста дней после детства» он хотел найти вторую Ирину Купченко, однако в итоге проникся игрой 14-летней Татьяны Друбич. И не только игрой — соавтор сценария к картине Александр Александров утверждал, что спать с юной девушкой режиссер начал при беременной супруге — в 1974-м Кушнерова родила сына Митю.
С учетом, что Александров разошелся с коллегой со скандалом, не все верили его словам. Однако в итоге Соловьев все равно расстался с Марианной, а в 1983-м женился на 23-летней Друбич, которая вскоре подарила ему дочку Анну. Сам режиссер уверял, что к моменту начала отношений с Таней, девушка уже была сформировавшимся человеком, хотя точных дат не называл.
«Когда мы поженились, Таня говорила: „Ты странно себя ведешь…Я же тебя могу в любой момент посадить. Я такое могу рассказать на суде, в любой момент сядешь как миленький на 15 лет, понимаешь?“ Не понимаю», — откровенничал постановщик в интервью для программы «Легенда» на YouTube-канала RTVI.
Еще когда Марианна только узнала о намерении режиссера бросить ее, женщина угодила в психиатрическую клинику. Поговаривали, что Соловьев навещал вторую супругу из-под палки, а главврача просил подготовить ее к разводу. Так или иначе, после тяжелого разрыва Кушнерова зареклась выходить замуж, хотя предложения были, а окончательно ушла в тень, когда умер их с Сергеем Александровичем сын…
Очередной развод и смерть сына
Если отношения Друбич с Соловьевым длились годами, то их брак продержался всего шесть лет. По слухам, не последней причиной развода стал роман Татьяны с женатым Иваном Дыховичным, и на одном мероприятии Сергей Александрович обмолвился, что некая интрижка правда случилась, вот только жизни он ей не дал. В дальнейшем же риторика режиссера неоднократно менялась.
«Мы с Таней вовсе не разведены. Просто это у нас форма брака такая. Подумаешь, свои закорючки в документе о разводе поставили! Это не мешает нам любить друг друга и быть вместе…» — заявлял когда-то режиссер.
Так или иначе, общение актрисы и постановщика не прекращалось, и ради Друбич Соловьев снял «Анну Каренину», считая, что бывшая жена — идеальная героиня Толстого. В свою очередь артистка не бросала режиссера в беде: именно она особенно поддержала Сергея Александровича, когда тот потерял сына.
Митя окончил ВГИК, в 1991-м снялся в ленте «Дом под звездным небом», ну а в 2000-м стал соавтором сценария и исполнителем главной роли в проекте папы «Нежный возраст». Последние 20 лет жизни Дмитрий помогал отцу, например, сделал дизайн фестиваля «Дух огня». Талантливый мужчина дружил с бывшими женами Соловьева, да и вообще был душой компании, поэтому его неожиданная смерть в 2018-м оказалась ударом для всех знакомых.
43-летнего Дмитрия Соловьева сгубил панкреатит: он не обратился к докторам вовремя, да и не предполагал, какие серьезные последствия несет заболевание. Сергей Александрович был сломлен горем, и если бы не Друбич, мог уйти вслед за сыном.
«Ее красота — больше чем красота. Татьяна обладает той красотой, которая по Достоевскому может спасти мир. И она спасает мир. Таня —врач. Настоящий врач. Она спасла мою жизнь», — признавался постановщик.
Воссоединение с наследником
Казалось, жизнь Соловьева замерла с уходом Мити, однако он еще снимал короткометражки, которые участвовали в кинофестивалях, давал интервью и комментировал поступки коллег. При этом возраст начинал брать свое: в 2019-м у режиссера диагностировали язву желудка и проблемы с сердцем. «В последнее время у Сергея Александровича было много перелетов, связанных с показами его фильмов, это привело к переутомлению», — заявили в окружении звезды.
В 2020-м Соловьев оказался в больнице из-за инфильтрата нижних конечностей — скопления в тканях клеточных элементов с примесью крови и лимфы. Параллельно у режиссера обнаружили диабет, ну а 13 декабря 2021-го 77-летний постановщик умер от инфаркта.
Его похоронили на Троекуровском кладбище рядом с родителями и детьми. Символично, что на прощание с легендой кинематографа пришли две бывшие жены, — Екатерина Васильева и Татьяна Друбич — а вот Марианна Кушнерова не явилась. Видимо, простить Соловьеву уход из семьи Марианна так и не смогла…