Уолт Дисней родился 5 декабря 1901-го, минуло больше века, но его имя по-прежнему на слуху у взрослых и детей. В 26 лет основатель собственной студии открыл миру Микки Мауса. Еще большее впечатление на публику произвел мультфильм режиссера «Белоснежка и семь гномов», а затем «Дамбо» и «Бэмби». Его «Золушка», «Леди и бродяга» и «101 далматинец» стали классикой анимации, а неповторимый стиль рисунков, копирующий повадки настоящих животных и в то же время превращающий их в сказочных персонажей, сделал The Walt Disney Company абсолютным лидером среди голливудских студий.
Последним проектом, созданным при жизни Уолта, стала «Книга джунглей». Конечно, со смертью продюсера в 1966-м производство анимации и фильмов не могло остановиться, и под руководством брата Диснея Роя компания продолжила работу. Успех «Русалочки» и «Короля льва» только упрочил триумф империи.
Но что же происходит в The Walt Disney Company сейчас? Зрители все чаще жалуются на отсутствие у руководителей студии свежих идей, ведь год за годом аниматоры представляют публике ремейки, порой покадрово воспроизводящие оригиналы.
Картинка становится более объемной, а компьютерная графика оживляет нарисованных персонажей. С другой стороны, поклонникам обновление любимых мультфильмов кажется кощунством. Почему же студия делает ставку на ремейки?
ЗАРАБОТАТЬ ДЕНЬГИ НА НОСТАЛЬГИИ
Переделывание классических фильмов и анимационных проектов не означает, что у медиаимперии нет идей. Франшизы, сиквелы и ремейки — грамотная стратегия, приносящая компании немалые доходы. Так, за последние девять лет The Walt Disney Company заработали на обновленных версиях хитов более 7 миллиардов долларов.
Как бы хейтеры ни критиковали покадровое копирование старых-добрых мультфильмов и отсутствие фантазии у руководителей студии, зрители готовы пойти в кино, чтобы окунуться в атмосферу своего детства и опять встретиться с любимыми героями. Компания делает упор на контент, о котором люди уже имеют представление. Знакомые персонажи, тривиальный сюжет, трогательная история в новой интерпретации — все это породило цепочку успешных проектов.
Четверть века назад ситуация была противоположной: глава корпорации Джеффри Катценберг уверял сотрудников, что необходимо расширять границы воображения, а люди не хотят смотреть одно и то же. Джеффри ошибся, ведь исследования показали, что вчерашние дети мечтают вновь испытать пережитые эмоции да еще и поделиться ими с подрастающим поколением. Маркетологи раскрыли глаза работникам студий, те отреагировали на запрос публики, и, разумеется, The Walt Disney Company стала лидером по запуску ремейков и сиквелов.
Переснятые шедевры гораздо проще рекламировать — не нужно изобретать велосипед, достаточно лишь отметить, что выходит технически улучшенная интерпретация самого кассового мультфильма прошлых лет. К тому же не стоит забывать: раньше анимация реализовывалась только на телевидении и подвергалась пиратскому копированию, ухудшающему качество изображения. Благодаря этому факту и расширению рынка сейчас на ремейках можно заработать больше, чем на оригинале. Так, «Красавица и чудовище» 1991-го собрала менее полумиллиона долларов, а ее киноверсия с Эммой Уотсон в главной роли — превысила сумму в миллиард.
«Новое и неизвестное» The Walt Disney Company тоже снимает, но приносят ли такие проекты коммерческую выгоду? «Ученик чародея», «Одинокий рейнджер», «Земля будущего» с треском провалились в прокате, а «Джон Картер» вовсе возглавил список самых убыточных фильмов всех времен. Неудивительно, что планы медиаимперии по реализации ремейков обретают все большую актуальность.
УСПЕХ АКТЕРОВ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ЖИВОТНЫХ
В 2000-х киностудия успела удивить зрителей чередой ремейков. Одни были весьма удачны, другие — не выдержали конкуренции с оригиналом.
Анимационный проект «Алиса в стране чудес» появился в далеком 1951 году. На разработку мультфильма ушло 10 лет, а еще пять — заняло его производство, зато эта версия сказки Льюиса Кэролла не оставила равнодушными зрителей по всему миру. Переосмысление истории родилось в 2010-м благодаря стараниям Тима Бертона и плеяды именитых актеров во главе с Джонни Деппом и Мией Васиковска. Итог оказался удачен: «Оскары» за костюмы и декорации, достойные оценки на «Кинопоиске», сборы в миллиард долларов.
Лента «Малефисента» с Анджелиной Джоли и Эль Фаннинг является хоть и вольной, но интерпретацией «Спящей красавицы» 1959-го. В фильме одеяло на себя перетягивает необычная злодейка-волшебница, которой нельзя не посочувствовать: одновременно она представляет из себя обманутую женщину, сильную воительницу и любящую мать. Возможно, хорошие рейтинги и номинацию на «Оскар» обеспечила картине сама Анджелина, измученная бракоразводным процессом, но несломленная.
«Книгу джунглей», снятую Джоном Фавро в 2016-м, высоко оценили не только зрители, но и критики. Шутка ли — 95% положительных отзывов экспертов и «Оскар» за визуальные эффекты. Самая сильная сторона ленты — это, конечно, картинка. Виртуальные джунгли прорисованы так детально, что работу аниматоров сложно отличить от видовых съемок. Единственное, что смутило публику, так это герой Каа. Впервые в истории змей стал персонажем женского пола.
Иногда коммерческий успех сопряжен с провалом по версии зрителей. В минувшем мае звезды повели детей на премьеру «Аладдина», снятого Гаем Ричи. Режиссер «Рок-н-рольщика» отошел от привычного амплуа и неожиданно представил сказку, где синекожим джинном стал Уилл Смит. Образ звезды «Людей в черном» вызвал неоднозначную реакцию у публики, и актера сделали героем мемов. Тем не менее кассу фильм собрал внушительную, к тому же его спасала графика и юмор.
Одной из самых нашумевших лент студии Уолта Диснея стал новый «Король лев». Поначалу СМИ обсуждали даже не виртуальную картинку ремейка, а саундтрек Бейонсе, перепевшей композицию Элтона Джона. Поклонники заявили, что отправятся на премьеру прежде всего из-за участия кумира в кинопроизводстве.
Если переплюнуть высокий рейтинг мультфильма 1994-го продюсерам не удалось, то затраты вполне окупились кассовыми сборами в 1,7 миллиарда. Безупречно красивый фильм с реалистичными животными разделил зрителей на два лагеря: одни восхваляли новаторство кинокомпании, другие считали, что аниматоры осквернили классику. Мнение Элтона Джона о картине было предельно ясным — исполнитель заявил, что разочарован тем, как испортили его музыку.
ПРОВАЛЫ
Легендарная «Золушка» вышла в 1950-м и на протяжении десятилетий приковывала внимание маленьких зрителей к экранам благодаря поющим мышкам, которым бедная девушка шила наряды. В 2015-м главной героиней сказки стала Лили Джеймс, но то ли компьютерные мыши были не те, то ли Ричард Мэдден не самый лучший принц для публики, однако картину приняли довольно холодно.
Двойственным оказалось и отношение поклонников The Walt Disney Company к ремейку «Красавицы и чудовища». С одной стороны, Эмма Уотсон получила за роль премию MTV, с другой — рейтинг «Кинопоиска» не достиг и отметки в семь баллов.
«То, что в мультфильме смотрится волшебно и сказочно, в полнометражной картине воспринимается как трэш и наркоманские фантазии. Особенно в этом плане поразил говорящий платяной шкаф — какой милашкой был там, и как страшно смотрится здесь. Не все то, что прекрасно изобразили в анимации, можно адекватно перенести на экран в формате фильма. Создатели с этой задачей не справились», — рассуждали пользователи Сети.
Адаптация «Дамбо», вышедшая весной, разочаровала большую часть людей, надеявшихся освежить детские воспоминания походом в кинотеатр. Ситуацию не спас даже Тим Бертон, которого обвинили во вторичности и надоевшем использовании штампов. Цирк режиссера не понравился ни критикам, ни публике, а новый слоненок с гигантскими ушами сочувствия у зрителей не вызвал.
«Абсолютно все персонажи картонные и неинтересные, ни за кого не переживаешь ни на грамм. Все они какие-то одномерные и карикатурные. На сюжет вообще никто особо не влияет, а хоть какое-то развитие героев и хоть какие-то события происходят исключительно по воле сценариста», — негодовали комментаторы в Сети.
ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ
Увидев в производстве ремейков и сиквелов золотую жилу, киностудия начала готовить к запуску множество подобных проектов. 12 ноября, миновав кинотеатры, на Disney+ вышла интерпретация «Леди и бродяги», где главного пса-плохиша озвучил бывший муж Дженнифер Энистон — Джастин Теру. Тем, кто уже успел сравнить классику 1955-го с новой версией, затянутый сюжет показался неуместным: лента стала длиннее на 27 минут.
«Вместо того, чтобы правильно преподнести зрителю знакомую историю, сценаристы решили расширить мир произведения. Disney не выделил на это крупных сумм, из-за чего пришлось идти на ухищрения. «Леди и бродяге» попросту не хватает кинематографической глубины, и виден большой разрыв между амбициями и желанием показать выразительный мир», — заключили зрители после просмотра.
К марту 2020-го компания планирует выпустить ленту «Мулан», копирующую, скорее, «Крадущегося тигра, затаившегося дракона», а не оригинальный мультфильм. Не будет ни песен, ни помощника главной героини Мушу, ни злодея Шань Ю, которого заменит ведьма.
Поклонники классики уже раскритиковали студию за подобные эксперименты. Но почему же медиаимперия решила не повторять оригинал, как это было с тем же «Королем львом», а привнести в него новые элементы? Оказалось, The Walt Disney Company заинтересована в китайском рынке, а «Мулан» 1998-го разозлила жителей Поднебесной полным несоответствием местной мифологии. Так, по мнению азиатов, главной героиней мультфильма двигало эгоистичное стремление к успеху, а драконы должны оставаться благородными и гордыми существами, а не лживыми и суетливыми, как Мушу.
На протяжении нескольких лет ходили слухи о создании ремейка «Русалочки», но лишь недавно они получили реальное подтверждение. Режиссером назначили работавшего над «Мэри Поппинс возвращается» Роба Маршалла, а музыкальной составляющей занимается автор песен к «Моане» Лин-Мануэль Миранда.
Создатели обещали оставить в картине всех знакомых героев, но вот кастинг на главную роль стал предметом споров. В итоге Ариэль сыграет начинающая певица Холли Бэйли, что смутило многих поклонников оригинала 1989-го: в мультфильме русалочка рыжая, а актриса — афроамериканка. Кто воплотит на экране принца Эрика, пока неизвестно.
В долговременной перспективе киностудия также займется адаптациями «Питера Пэна», спин-оффом о приключениях феи Динь-Динь и ремейком «Меча в камне». Проекты анонсировали несколько лет назад, но, видимо, пока у руководителей компании есть более важные дела и идеи, так что съемки отложены на неопределенный срок.
Фото: Legion-Media, кадр из фильма «Джон Картер», кадр из мультфильма «Спящая красавица», кадр из фильма «Малефисента», кадр из мультфильма и картины «Аладдин», кадр из фильма «Король лев», кадр из мультфильма и картины «Золушка», кадр из мультфильма и картины «Дамбо», кадр из мультфильма и картины «Леди и бродяга»