Жаклин Кеннеди стала символом мужества, самоотверженности и духовной силы для миллионов людей. В отличие от многих жен политиков, Джеки принимала активное участие в деятельности мужа, помогала ему в предвыборной кампании, общалась с дипломатами в заграничных поездках. Ее эрудированность, мудрость и тонкое чувство стиля воспевались не только светским обществом и журналистами, но и простыми гражданами Америки.
Судьба Жаклин не была похожа на сказку: ей пришлось смириться с изменами мужа-ловеласа, пережить потерю двух детей. Когда отношения с Джоном Кеннеди только начали налаживаться, случилось непоправимое — выстрелы в Далласе сделали Джеки вдовой. В итоге эту роль она примеряла на себя дважды, так и не сумев обрести семейное счастье.
28 июля исполняется 95 лет со дня рождения Жаклин Бувье Кеннеди, и до сих пор о ее биографии пишут книги и снимают фильмы. Чем же вдова 35-го президента США заслужила уважение и любовь поклонников по всему миру?
Встреча, изменившая жизнь
Жаклин Бувье привыкла к роскоши: вместе с младшей сестрой Кэролайн первые годы жизни она росла в доме состоятельного брокера. После развода мама, Джанет Нортон Ли, вышла замуж за миллионера Хью Очинклосса, и материальное положение семьи еще больше улучшилось. Несмотря на то, что в новом браке у Джанет родились еще две дочери, Жаклин оставалась ее любимицей. Умная и ответственная девочка была прилежной и воспитанной ученицей, увлекалась рисованием и верховой ездой.
Преподаватели характеризовали мисс Бувье как грамотную и начитанную юную леди «с чертовщинкой»: по-видимому, бунтарство заключалось в несвойственном тому времени стремлению девушки к независимости. Амбициозная студентка мечтала добиться успеха в карьере, а не стать простой домохозяйкой. И у Жаклин были все шансы: она училась в Вассар-Колледже близ Нью-Йорка, на предпоследнем курсе ездила в Париж, где совершенствовала французский язык в Сорбонне и приобщалась к культуре Европы.
В начале 50-х Бувье окончила Университет Джорджа Вашингтона и получила диплом бакалавра искусств. В честь этого события она отправилась в путешествие по Европе вместе с сестрой Кэролайн и в паре с ней написала книгу «Одно особое лето», приложив к изданию авторские рисунки. По возвращении девушка устроилась корреспондентом в The Washington Times-Herald.
Жизнь юной Жаклин кипела: путешествия, интервью, романтические увлечения. Особенно серьезными оказались ее отношения с биржевым маклером Джоном Хустедом — три месяца влюбленные были помолвлены, однако свадьба так и не состоялась: по слухам, из-за того, что Джанет Ли считала начинающего брокера недостойным дочери. Расставание с избранником Бувье переживала так, как умела — вновь окунулась в учебу, на этот раз, в Джорджтаунском университете Колумбии.
Стоит ли резюмировать, что привлекательная, образованная и к тому же амбициозная Жаклин казалась идеальной невестой на выданье? С подходящим женихом ее познакомил журналист Чарльз Бартлетт, солидарный с мнением Джанет о том, что Жаклин нужен влиятельный, богатый и перспективный мужчина. Речь шла, конечно, о сенаторе Джоне Кеннеди. Отец политика давно присматривался к Бувье, считая ее прекрасной партией. Но неужели это был союз, четко спланированный родителями пары?
Впрочем, в силу убеждений девушка никогда бы не согласилась на брак без любви. Ей искренне понравился Джон Кеннеди, и чувство оказалось взаимным. Около года они встречались, в июне 1953-го объявили о помолвке, а 12 сентября — сыграли свадьбу. Церемония в церкви Святой Марии в Ньюпорте была грандиозной: ее посетили 700 человек. На приеме в доме Жаклин и вовсе собралась толпа в 1200 гостей. Однако Бувье многое раздражало: начиная от пышности торжества и заканчивая платьем, которое она назвала старомодным. Справедливости ради, наряд, созданный дизайнером Энн Лоу, вошел в историю.
Неидеальный брак
С самого начала к чете Кеннеди было приковано внимание общественности: оба выходцы из знаменитых семей, привлекательные, умеющие подать себя в светском обществе. Вот только родственники Джона недолюбливали Жаклин: ее называли снобом, едва ли не ставя в укор блестящее образование.
К сожалению, неприятие семьи оказалось не единственной проблемой Джеки, как отныне ее звали окружающие. О любвеобильности Джона ходили легенды, и даже узы брака не могли заставить его перестать обращать внимание на красивых женщин. Жаклин закрывала глаза на измены мужа, раз за разом давая ему шанс на исправление.
Еще одним ударом для Жаклин стала первая неудачная беременность: роды начались преждевременно, и девочка, которой дали имя Арабелла, появилась на свет мертвой. В тот момент Кеннеди находился в путешествии по Средиземному морю, что супруга приняла как предательство. Уже тогда она задумалась о разводе, но муж столь искренне раскаивался и окружил избранницу такой заботой, что Джеки согласилась сохранить семью.
В 1957-м она подарила супругу дочь Кэролайн, а спустя три года поняла, что вновь ждет ребенка. Несмотря на интересное положение, Жаклин не отказалась помочь Кеннеди в стартовавшей предвыборной кампании. Джеки отвечала на письма, давала интервью газетам, записывала рекламные ролики и вела колонку Campaign Wife. На публике она появлялась редко, особенно, на поздних сроках беременности, однако окружающие подмечали: публика гораздо лучше реагировала на Джона, если рядом была жена.
Счастливые события посыпались одно за другим: в ноябре 1960-го Жаклин родила сына Джона, 20 января 1961-го — Кеннеди принял присягу на пост президента. В 31 Джеки стала одной из самых молодых первых леди в истории, а впоследствии ее окрестили самой стильной и элегантной. Женщине прекрасно удавались официальные приемы, она привлекла к реставрации Белого дома известных дизайнеров и коллекционеров, а затем провела по зданию знаменитую телеэкскурсию, за что получила премию «Эмми».
Убийство Кеннеди
Каждое появление Джеки за границей вызывало восхищение толпы: вот она свободно говорит на французском, приехав с мужем в Париж, путешествует по Индии и Пакистану, грамотно рассуждая об истории и культуре этих стран. Плюс ко всему — за первой леди закрепилось звание иконы стиля, каждый ее наряд, лаконичный и элегантный, оказывался на страницах газет и журналов.
Репутация Жаклин оставалась безупречной, в то время как о президенте возникали все новые скандальные слухи. В обществе Джона Кеннеди заставали известных актрис и моделей, и почти никто не сомневался, что звезд с политиком связывали далеко не дружеские отношения. Чего только стоила история о возможном романе Кеннеди с Мэрилин Монро: роковая песня, исполненная на его день рождения, совместные снимки, сплетни знакомых… Поговаривали даже, что артистку убили из-за интрижки с Джоном, ведь она якобы угрожала раскрыть его тайны.
В прессу попала информация и об еще одной фаворитке Кеннеди: американке Джудит Экснер. В 70-х женщина издала книгу, в которой описала не только роман с президентом, но и его связи с датской шпионкой, Монро, вызове проституток в плавательный бассейн на территории Белого дома…
Но если Жаклин знала все подробности об изменах мужа, то почему не подала на развод? Ответ прост — первая леди не только любила супруга, но и не желала портить ему карьеру. Миф об идеальной семье давно рухнул, однако своими действиями Джеки продолжала показывать миру, что по-прежнему верит в Кеннеди.
В начале 1963-го Жаклин вновь забеременела и сократила официальные обязанности. На 5,5 недель раньше срока первая леди родила мальчика Патрика, а спустя два дня он умер из-за незрелости легких, ныне известной как респираторный дистресс-синдром младенцев. Эта трагедия очень сблизила Джеки и Джона, казалось, президент наконец осознал, что в его жизни существует лишь одна главная женщина.
Период единения оказался недолгим. 22 ноября 1963-го во время рабочей поездки по Далласу Джона Кеннеди застрелили, когда машина с ним и Джеки на заднем сиденье свернула за угол на Элм-Стрит в Дили Плаза. Все происходило как в страшном сне: часть салона забрызгало фрагментами мозга, розовый костюм Жаклин был весь в крови. В запачканном наряде она оставалась и в больнице, и когда Линдон Джонсон принимал присягу при вступлении в должность президента на борту самолета, доставлявшего тело покойного Кеннеди в Вашингтон. «Я хочу, чтобы все видели, что они сделали с Джоном», — заявляла экс-первая леди.
Дважды вдова
Последующие поступки еще больше возвысили Джеки в глазах народа: проявив удивительную силу духа и мужество, она сама занялась подготовкой похорон супруга, организовав масштабную церемонию прощания — так, по ее мнению, заслужил Кеннеди. Через неделю Жаклин дала интервью популярному американскому журналу, в котором сравнила карьеру Джона с правлением Короля Артура в Камелоте, в очередной раз подтвердив, как беззаветно любила мужа.
Жаклин переехала с детьми на Пятую авеню в Нью-Йорке и в течение года почти не появлялась на людях: из-за траура посещала только мемориальные мероприятия. Она поддержала брата Джона Роберта, когда тот решил выдвинуть свою кандидатуру на пост президента США. Однако это обернулось новой драмой: Роберта Кеннеди тоже застрелили. Джеки была в ужасе и не скрывала, что боится за жизни дочери и сына и хочет уехать из страны.
Выход нашелся быстро: в октябре 1968-го Жаклин вышла замуж за греческого судоходного магната Аристотеля Онассиса, который мог обеспечить ей не только безопасность, но и безбедную жизнь. Разумеется, многие назвали этот брак предательством клана Кеннеди. Впрочем, союз продлился всего 6,5 лет: здоровье Аристотеля резко ухудшилось, и он умер весной 1975-го.
В 45 Джеки второй раз стала вдовой, что вызвало новый всплеск интереса со стороны прессы. Два года женщина судилась за наследство Онассиса, пока его дочь Кристина не предложила отступные в размере 26 миллионов долларов. Впрочем, наслаждаться богатством и отдыхать не входило в планы деятельной Жаклин: она работала редактором в нескольких изданиях, выступала за сохранение объектов исторического значения Америки.
Бороться за то, во что верила, Джеки продолжала вплоть до 1994-го, когда у нее диагностировали лимфому. Болезнь быстро прогрессировала, и вскоре женщина оказалась прикованной к кровати. Она умерла во сне в ночь на 19 мая и была похоронена на Арлингтонском кладбище — рядом с дочерью Арабеллой и любимым супругом Джоном Кеннеди.