Большинство режиссеров видели Борислава Брондукова исключительно в комедийных амплуа. Роли были сплошь эпизодическими, но артист умел вдохнуть жизнь в героя так, чтобы за пару минут достучаться до сердца зрителя. Всесоюзная популярность пришла к актеру после воплощения персонажа Федула из «Афони». Но слава оказалась двоякой: он стал заложником образа алкоголика и подлеца, ведь так органично смотрелся на экране. Посыпались однотипные предложения, схожие по характеру с прошлым материалом.
Способный артист вел бой не только за карьеру, но и за личное счастье. Брондукову трудно было доказать миру, что он не поверхностный актер, но еще тяжелее — найти вторую половину. Мало кто знает, что это удалось Бориславу Николаевичу не с первой попытки. Зато супруга Екатерина Петровна много раз спасала звезду эпизодов, которую болезни пожирали изнутри.
В судьбе артиста, покинувшего возлюбленную 10 марта 2004 года в возрасте 66 лет, было множество испытаний. К памятным датам на жизненном пути актера мы расскажем его одновременно прекрасную и трагическую историю.
ДОРОГА К КИНЕМАТОГРАФУ
Борислав Брондуков не сразу превратился в актера. Выходец из рабочей семьи родом из села Дубовая Киевской области годами боролся за настоящее призвание. После окончания строительного техникума он успел стать прорабом, а потом трудился на заводе «Арсенал». Увлечение самодеятельностью открыло Брондукову путь в кино: однажды на его выступление обратил внимание ректор Театрального института имени Карпенко-Карого и предложил ему подать документы в вуз.
Впервые Брондуков осознал жестокость жизни, появившись в учебном заведении. Члены приемной комиссии были непреклонны и грубы.
Если бы не вмешательство ректора, студентом театрального вуза Борислав так бы и не стал. Но Николай Заднепровский возмутился словами коллег: «Вы чего его гоните? Да он знаменитым артистом станет! Я видел, как он в заводском народном театре играет. А ну-ка, берите у него документы!»
Кинопремьерой для Брондукова стал фильм «Цветок на камне», где он сыграл Ковалева. К слову, примерно тогда его и узнали под именем «Борислав», хотя изначально мама нарекла сына Болеславом. Это действительно стало вторым рождением бывшего рабочего, рождением актера.
КУЛЬТОВЫЙ ГЕРОЙ
Борислав Брондуков говорил, что не сильно переживал из-за отсутствия крупных работ. «Черт с ними, с главными ролями! Вы дайте мне хороший эпизод, и я из него сделаю конфетку!» — утверждал артист. Так, в 70-х ему предложили сыграть Федула, алкоголика из картины «Афоня», и Брондуков так вжился в образ персонажа, что публика не сомневалась: в реальности он такой же подлец и пьяница. Мнение зрителей было ошибочным, но режиссер фильма Георгий Данелия специально дописал для Борислава Николаевича пару сцен: так ему понравилась проба актера.
Если бы не перенос съемок с киевской студии на «Мосфильм», Брондуков мог бы получить главную роль в картине. Но все сложилось иначе, и сантехника Борщова сыграл Леонид Куравлев. Тем не менее, любви поклонников Бориславу Николаевичу хватало. Данелия говорил, самое большое количество аплодисментов на встречах в кинотеатрах срывал Федул.
Ассоциации дали свое: артиста звали на пробы персонажей с криминальным прошлым, пьяниц и дебоширов. Брондуков никогда не имел проблем с алкоголем, поэтому иногда обижался на прохожих, сравнивающих его с Федулом. «Многих обманывала внешность простака. И часто зритель, увидев актера на улице, путал экран с жизнью, не понимая, насколько Борислав Николаевич страдал от излишнего внимания. К нему ведь многие относились как к комику и постоянно ждали шуток, анекдотов, что он будет смешить. А ему не нравилось, что донимают, и порой он достаточно жестко отгонял назойливых поклонников. Фамильярность он пресекал мгновенно. Борислав Николаевич не был поверхностным артистом, и за внешним комическим рисунком чувствовалась и тонкая ранимая душа, и перенесенная некогда боль, и непростая судьба», — говорил Дмитрий Харатьян, знавший Брондукова по работе в «Зеленом фургоне». И Харатьян оказался прав: путь артиста нельзя было назвать легким.
НЕУДАЧНЫЙ БРАК И ВСТРЕЧА С «АНГЕЛОМ-ХРАНИТЕЛЕМ»
О первых свадебных колоколах, прозвучавших в жизни Борислава Брондукова не принято много говорить. В начале 60-х он женился на студентке Ленинградского политеха. Но союз продлился недолго, известно лишь, что у супруги артиста обнаружили психическое заболевание, существовать с которым в браке было невозможно. После развода Борислав Николаевич несколько лет не помышлял о женщинах, грустил и даже начал выпивать.
Любовь неожиданно постучала в двери Брондукова. Случайная встреча с 18-летней Екатериной в аэропорту положила начало большому светлому чувству. Катя мечтала поступить в театральный институт, и Борислав Николаевич вызвался научить ее азам актерского мастерства. Благодаря урокам артиста девушка поступила в вуз. Но на первый взгляд, звезда эпизодов показалась ей нахальной. Целый год ухаживаний потребовался влюбленному, чтобы добиться расположения новой музы.
Екатерина спасла актера от депрессии, а взамен получила безграничную заботу и трепетное отношение. Они поженились в 1969 году и с тех пор не расставались. Из начинающей артистки получилась изумительная супруга: она неустанно готовила, стирала, убирала, ждала возлюбленного с репетиций и подарила мужу двоих сыновей, Костю и Богдана. Несмотря на разницу в возрасте в 13 лет, в семье Брондуковых царило удивительное взаимопонимание. Со временем Екатерина Петровна признала себя посредственной для сцены и полностью посвятила жизнь домашнему очагу. Она мечтала о дочери.
Брондуков был довольно популярен, сыграв незадачливого жениха в «Гараже», инспектора Лестрейда в «Приключениях Шерлока Холмса», фальшивого капитана в «Мы из джаза». Но, как отмечала супруга артиста, получал он не больше других. Сначала семья жила в коммуналке, а четырехкомнатную квартиру позволила себе, разменяв подаренное государством жилье в Березняках. Главные трудности были впереди: здоровье подвело Борислава Николаевича, и ему как никогда помогла поддержка Кати, которую прозвали его ангелом-хранителем.
ТЯГОТЫ БОЛЕЗНИ И НИЩЕТА
Первый инсульт случился у Брондукова после работы над картиной Николая Мащенко «Карастояновы». Супруги снимались там вместе. Борислав Николаевич играл командира партизанского отряда, которому сообщают, что вся его семья погибла. «Как он сыграл трагедию! Я даже забыла, что это съемки, и хотела крикнуть: «Прекрати, а то сейчас умрешь!» Наверное, это было предчувствие чего-то страшного. Съемки были в декабре, а в январе случился приступ», — рассказывала жена актера.
Несколько машин скорой помощи приехали в дом артиста. После инсульта Екатерина Петровна заново учила его говорить, занималась сценической речью. Брондуков даже не думал бросать профессию и вскоре согласился на новый эпизод, правда, в озвучивании другого актера. Но второй приступ не заставил себя ждать, застав Борислава Николаевича спешащим на съемки.
Это было в 1993-м, и только когда через три года артисту дали президентскую стипендию, семье стало чуть легче. Актер немного восстановился после болезни, но в кино настало кризисное время. Супруга оставила работу, чтобы ухаживать за Брондуковым, и денег почти не осталось. Приходилось угощаться пирожками, предложенными узнавшими Борислава Николаевича прохожими, и брать «суповой набор» от знакомого мясника.
В последний раз артист появился на экране в 1997 году в картине «Хиппиниада, или Материк любви». Вскоре он перенес очередной инсульт. На этот раз актер уже не смог восстановить силы, не говорил и почти не двигался, но жена утверждала, что все читала по глазам возлюбленного. Екатерина Петровна не оставляла супруга до самого конца, благодаря ее заботе он прожил еще семь лет. Из-за высокой температуры у Брондукова нарушилось кровообращение, и он скончался на руках у спутницы жизни 10 марта 2004 года.
Екатерина Брондукова держится благодаря детям, внукам и воспоминаниям. Через четыре года после смерти супруга она опубликовала книгу с его признаниями в любви. Снявшись в 115 фильмах, Борислав Николаевич часто повторял, что лучшей работой считает роль заботливого мужа любимой Екатерины.
Составлено по материалам издания «Культурология» и «События».