Больше полувека Алина Покровская отдала театру, однако широкую известность обрела благодаря кинематографу. Снявшись в фильме «Офицеры» с Георгием Юматовым и Василием Лановым, артистка покорила сердца зрителей. Увы, повторить успех картины ей больше не удалось. Это не сильно огорчало актрису: сцену она всегда уважала больше съемочной площадки.
29 февраля Алине Станиславовне исполняется 80. В ее жизни до сих пор присутствует творчество, но не любовь: минуло почти 10 лет, как артистка овдовела. В день рождения звезды театра вспоминаем ее нелегкую судьбу.
АКТЕРСКАЯ ДИНАСТИЯ
Алина Станиславовна появилась на свет в Донецке в семье, напрямую связанной с искусством: ее мама Александра Коваленко прославилась как актриса и певица, а папа служил работником сцены. Когда родители расстались, девочке не исполнилось и года. Ее детство сложно было назвать счастливым и из-за тягот войны.
«Мне было всего полтора года, когда меня разлучили с мамой и отправили в эвакуацию с ее младшей сестрой — тетей Линой. Мы перебрались во Фрунзе и там два с половиной года жили. Потом Лина досрочно окончила медицинский институт и уехала на фронт, а меня отослали в Чимкент к маме. Я ее не узнала и какое-то время называла тетей. Потом все наладилось, мы переехали в Вологду, где мама выступала в филармонии», — делилась Покровская.
Вскоре в жизни Коваленко появился новый избранник, дирижер Валентин Александров. Отчим сумел заменить Алине папу. К тому же именно Александров привил ребенку любовь к прекрасному: ходил с ней на спектакли, в библиотеки и музеи.
Осуществить заветное желание она смогла с переездом в Москву: Александру Коваленко пригласил в ансамбль сам Исаак Дунаевский. Вскоре Алина выучила весь репертуар артистов, и как-то раз Дунаевский застал ее за примеркой сценического костюма. Мэтр поинтересовался, умеет ли ребенок танцевать — в труппе заболела балерина, исполнявшая партию маленькой девочки. Этот случай проложил Алине Покровской дорогу на сцену и дал необходимый опыт, чтобы в дальнейшем продолжить актерскую династию.
По окончании школы девушка с первого раза поступила в Щепкинское училище. В 1962-м она устроилась в Театр Советской армии, которому в итоге посвятила всю жизнь. Актриса блистала в «Дяде Ване» и «Душе солдата», «Даме с камелиями» и «Британике». Она получала главные роли в ключевых постановках и вскоре стала местной звездой.
Кинокарьера Алины Станиславовны началась с картин «Государственный преступник» и «Урок литературы». После этих работ на артистку обратил внимание режиссер Владимир Роговой. На роль Любы в его «Офицерах» претендовали Лариса Лужина, Людмила Гурченко, Светлана Немоляева, однако в итоге честь воплотить на экране героиню выпала Покровской. Это был звездный час актрисы: после премьеры ее называли «русской Гретой Гарбо».
Как ни странно, но картина Рогового так и осталась единственным громким успехом Алины Станиславовны на экране. К сожалению, роман с кино у артистки не сложился. «Компания в «Офицерах» была славная: Георгий Юматов, Вася Лановой. А сейчас приходишь на съемки, все начинают тебя сразу оценивать, а ты думаешь: «Ой, быстрее бы домой, в смысле, в родной театр». В кино я не чувствую себя свободной, — отмечала актриса. — Мне нужен зритель, глаза, дыхание зала, его энергетика».
Сделав выбор в пользу театра, Алина Покровская все же засветилась еще в нескольких фильмах: «Нежданный гость», «Трое в лодке, не считая собаки», «Слабости сильной женщины». Кроме того, артистка рано начала работать на радио, а ее голос до сих пор востребован в дубляже. Так, звезда участвовала в озвучивании «Унесенных ветром».
НЕУДАЧНЫЕ БРАКИ
Первую любовь актриса встретила в стенах Щепкинского училища. Алексей Покровский был намного старше студентки и преподавал на ее курсе. Поддавшись мимолетному порыву, наставник и воспитанница поженились. Однако долго брак не просуществовал: видимо, сказалась разница в возрасте. От мужа артистке остались лишь воспоминания и фамилия, под которой ее узнала вся страна.
Вторую попытку обрести семейное счастье Алина Станиславовна предприняла с главным сердцеедом советского кино — Владимиром Сошальским. Актриса закрыла глаза на то, что даже сам Сошальский не мог припомнить всех своих романов и браков. Первой супругой артиста считают Ольгу Аросеву, хотя она не раз открещивалась от любых связей с ловеласом в интервью. После донжуан начал отношения с Нинель Подгорной. Затем Владимир ушел к Марии Скуратовой, а в итоге вновь вернулся к покинутой Нинель…
Мягко говоря, на Сошальского было трудно положиться. Но Покровская верила, что ради нее актер изменится и станет примерным семьянином. Конечно, она жестоко ошиблась: как и прежде, важнее дома для Владимира оказались веселые попойки с друзьями. Алина Станиславовна мечтала о ребенке, однако и тут муж имел другое мнение — у него уже росла дочка Катя от Подгорной, к чему еще дети? Спустя девять лет Алина Покровская оставила попытки перевоспитать супруга и развелась с ним.
Новой избранницей Владимира стала Нонна Мордюкова. В отличие от Покровской, Нонне Викторовне хватило нескольких месяцев, чтобы понять: с кутилой и балагуром Сошальским ей делать нечего.
«Потом мы столкнулись с Нонной на пробах к фильму «Комиссар», и она меня спросила: «Сколько лет ты прожила с Сошальским?». Я ответила: «Девять», она говорит: «Герой!» — рассказывала Алина Покровская.
СЧАСТЬЕ НА ЧЕТЫРЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ
Только в третьем союзе, со звездой фильма «Третье измерение» Германом Юшко, актриса, наконец, поняла, что такое крепкая семья. Они познакомились в театре, постоянно играли влюбленных, так что вскоре страсть перешла со сцены в реальность. В тот период Покровская уже работала в «Офицерах», и ходили слухи, что она крутила роман с Георгием Юматовым.
«Это в какой-то степени правда, Юматов за мной ухаживал, — поясняла артистка. — Но я уже тогда любила будущего мужа. Он был замечательным! Все умел: сам построил дачу, готовил, делал домашнюю работу. Постоянно что-то мастерил, увлекался разными проектами, я его в шутку называла Маниловым. Никогда не жаловался, был настоящим мужчиной».
В третьем браке сбылась и мечта Покровской о материнстве. Она подарила мужу сына Алексея, которым супруги могли гордиться.
К сожалению, безоблачное счастье не бывает вечным. С возрастом здоровье стало подводить Германа Ивановича, у него обнаружили рак. Врачи настояли на срочной операции на кишечнике. Процедура действительно принесла актеру облегчение. Семья надеялась, что худшее осталось позади, но коварное заболевание вернулось: метастазы нашли в печени, затем недуг перекинулся и на легкие…
Четыре года Покровская боролась за жизнь мужа, устроила его в военный госпиталь, сама вела переговоры с докторами. Ничего не помогало, и артисту выписали направление в хоспис. Поначалу Алина Станиславовна не хотела везти туда возлюбленного, но домашний уход оказался недостаточным: сил терпеть боль у мужчины уже не было, а нужные лекарства не выдавали даже по рецепту.
«Он провел в хосписе одну ночь и один день, — со слезами на глазах вспоминала актриса. — Его уносили уже в бессознательном состоянии. У мужа не было глотательного рефлекса, и волонтер подсказала мне смачивать ему губы мокрой марлей. Потом она смерила ему давление и молча вышла. Муж тяжело, хрипло дышал и вдруг открыл глаза и ясно посмотрел на меня, схватил за руку. Я твердо ему сказала: «Ты только ничего не бойся». И он умер… Потом зашла волонтер и сказала: «Я знала, что это последние минуты, и не хотела вам мешать».
Со смертью Германа Ивановича в ноябре 2010-го артистка осталась совсем одна в скромной двухкомнатной квартире: сын и внук приезжают только по выходным. Спасают Покровскую лишь сильный характер и работа в театре. До сих пор она участвует в важных мероприятиях в сфере искусства, в частности, в концертах и творческих встречах, посвященных «Офицерам».
По материалам «АиФ», «Собеседник».
Фото: PhotoXPress, архив «СтарХита», личный архив, кадры из фильмов «Офицеры», «Трое в лодке, не считая собаки», «Третье измерение»