Число опрошенных внушительное — более тысячи человек разных возрастов. Респондентам были предложены десять эпизодов из рейтинговых советских картин. Предлагалось отметить пять особенно проникновенных моментов. В пятерку лидеров вошли три финала легендарных фильмов, судьба рецидивиста Хмыря из «Джентльменов удачи» и песня «Нежность» в исполнении Татьяны Дорониной в фильме «Три тополя на Плющихе».
Первое место заняла финальная сцена детективного телесериала «Место встречи изменить нельзя», в которой Варя Синичкина встречает Шарапова с малышом на руках. За этот эпизод проголосовали 50% зрителей. Наталья Данилова рассказывает, что в первоначальном варианте сценария ее героиня Варя погибает. Финал изменили, когда актриса закончила работу на съемках и вернулась к работе на сцене Большого драматического театра. Для предстоящей роли она даже успела сменить прическу — подстригла челку. Неожиданно Данилову вызвали на площадку и сняли финальные кадры, которые исполнительница называет жизнеутверждающими. Хотя первые сцены с подкидышем, роль которого исполнил новорожденный ребенок.
Чуть меньшее количество зрителей проголосовало за финальный эпизод драмы «Мачеха». Момент, когда Света впервые говорит «мама» уставшей Шуре, признали самым пронзительным 49% опрошенных. Роль Шуры Олеванцевой была мечтой Татьяны Дорониной с того момента, когда в журнале «Огонек» она прочитала повесть томской писательницы Марии Халфиной. Вскоре произведение было адаптировано и поставлено на сцене одного из томских театров. Доронина тоже подумывала о постановке, но решила, что эта история будет впечатляюще смотреться только на фоне реальных деревенских пейзажей.
Впервые за время своей карьеры Татьяна Васильевна отправилась по киностудиям с просьбой снять фильм и дать ей главную роль. В преддверии 40-летнего юбилея знаменитой актрисы руководство «Мосфильма» пошло навстречу. Режиссером проекта был назначен Олег Бондарев, до этого снявший киноальманах «В лазоревой степи». Доронина приняла участие в отборе актеров. Роль Светы досталась Лене Костеревой. После успешной премьеры картины девочка снялась еще в пяти фильмах, но кино не стало ее профессией.
На третьем месте по трогательности — признание Катерины из заключительной сцены мелодрамы «Москва слезам не верит». Режиссер Владимир Меньшов вспоминал, что рассмотрел множество кандидатур на роль Гоши. Зрители должны были безоговорочно поверить словам героини о возлюбленном: «Как долго я тебя искала». Поэтому нужен был известный исполнитель.
Однажды вечером Меньшов мельком увидел Алексея Баталова на экране телевизора — шел фильм «Дорогой мой человек» Иосифа Хейфица. И хотя артист был лет на десять старше персонажа, режиссер решил, что он подходит на роль. Сначала Баталов отказался сниматься, сославшись на занятость. Но перечитав сценарий, сам позвонил Владимиру Валентиновичу и сообщил о согласии. Меньшов считал, что участие актера пошло на пользу картине, она стала серьезнее и глубже.
Четвертую позицию в рейтинге заняла сцена в такси из картины «Три тополя на Плющихе», в которой Нюра поет «Опустела без тебя земля». Режиссер картины Татьяна Лиознова говорила, что перед началом съемок точно знала, какой должна быть героиня и считала, что в этой песне раскрывается душа, судьба и характер Нюры. Поэтому на пробах все актрисы исполняли «Нежность».
Никому не удавалось попасть в образ, задуманный режиссером. Татьяна Михайловна уже собиралась пригласить в помощники Нонну Мордюкову, чтобы та напевала претенденткам правильную версию. Однако у Татьяны Дорониной все получилось без подсказки и с первого раза.
Пятая строчка досталась сцене из комедии Александра Серого «Джентльмены удачи». Эпизод, в котором вору-рецидивисту Хмырю читают письмо от сына. Сам Георгий Вицин, исполнитель роли, признавался, что не любил играть героев, чьи судьбы вызывают слезы. Хотя и знал, как это делать, — роль Хмыря тому подтверждение.
Свою позицию актер объяснял тем, что подобный материал пробуждает слишком личные воспоминания, а это нелегко. Кроме того, он считал, что у людей в жизни немало горестей, поэтому они тянутся к юмору на экране. Смех был актерской миссией Георгия Михайловича. Кстати, в отличие от своего персонажа из «Джентльменов удачи», Вицин был ответственным отцом и очень гордился дочерью Натальей, которая стала художником-графиком.
Фото: кадр из фильма «Три тополя на Плющихе», «Мачеха»