Арчил Гомиашвили появился на свет в грузинском городе Чиатура в семье выпускника Московского института красной профессуры. Отца отправили на Донбасс на должность председателя профсоюза угольщиков, однако в конце 30-х репрессировали по ложному доносу и определили в исправительный трудовой лагерь.
В 16 Арчил поступил в художественное училище в Тбилиси и увлекся театром. В то время в городе как раз работал Георгий Товстоногов, который не только заказал живописцу оформление для спектакля, но и предложил ему небольшую роль. Повлияло на смену пути и исключение из техникума за… криминал. «Мальчик я был неуемный, сидел несколько раз в тюрьме — за хулиганство, за воровство. Но счастливая звезда меня вела все время», — коротко пояснял позднее Гомиашвили.
Как еще артист нарушал закон и почему по-прежнему ассоциируется у нас с ролью Остапа Бендера? 23 марта исполняется 97 лет со дня рождения Арчила Гомиашвили, и мы вспоминаем все его успехи, провалы и испытания.
Актер с характером
Дружба с криминальным авторитетом Джабой Иоселиани не довела Арчила до добра: его не раз арестовывали вместе с компанией хулиганов. Когда Георгий Товстоногов предложил Гомиашвили попробовать себя в актерстве и уехать в Москву, неприятностей меньше не стало — из вуза артиста выгнали за драку в кафе.
Также среди преступлений артиста числится воровство из Тбилисского театра русской драмы. Устроившись в учреждение, наш герой решил подзаработать и вместе с приятелем срезал кожу с кресел и продал ее сапожнику, за что и был сослан в исправительный лагерь. Как же при такой биографии парню улыбнулась удача в творчестве?
«Когда мне было 16 лет, я ехал в поезде и ночью мне приснился сон: я увидел всю свою судьбу, все, что дальше со мной произойдет, — в подробностях и со всеми деталями. Я следовал этой программе всю жизнь. Я знал: через год добьюсь одного, через два года — другого. Но, зная последующее, я ускорял события. Я выкладывался полностью: я много любил, я был неуемный, я никогда не уставал…» — говорил Гомиашвили.
Артист сменил несколько театров, а в Поти в 1958-м сам поставил моноспектакль «Похождения Остапа Бендера», где играл не только «великого комбинатора», но и Паниковского, Фунта и даже Зосю Синицкую. Так начался путь актера к главной роли в жизни — спустя 13 лет Леонид Гайдай увидел постановку и позвал Гомиашвили в комедию «Двенадцать стульев».
Нельзя сказать, что режиссер и актер остались довольны сотрудничеством: Арчил говорил, что никогда бы не согласился на роль, зная, что его озвучит другой артист, да и всей глубины характера Бендера показать в комедии не дали. Гайдай тоже за словом в карман не полез, и сказал звезде пару ласковых.
«Мы не разговаривали пять лет. Первый раз после этого он позвонил мне накануне телепремьеры «Двенадцати стульев» Марка Захарова: «Арчил Михайлович, будут показывать уголовное преступление», — делился актер.
Теряя роли
С Марком Захаровым вышла отдельная история, ведь когда Гомиашвили принес сценарий своего мюзикла, режиссер заявил, что юмор Ильфа и Петрова ему неинтересен. Факт съемок новых «Двенадцати стульев» с Андреем Мироновым Захаров тогда утаил. Но и это не все.
«Моя театральная жизнь не состоялась „благодаря“ Марку Захарову. Весь парадокс заключался в том, что я привел в „Ленком“ своего „убийцу“: именно я уговорил директора „Ленкома“ Рафика Гарегиновича Экимяна пригласить главным режиссером в театр Марка Захарова. Но оказалось, что у нас с ним — разные группы крови и мы поклонялись разным богам. В жизни не забуду этот фарс… И я ушел из театра», — негодовал Гомиашвили.
После «Ленкома» актер служил в Театре имени Пушкина, но и в кино появлялся регулярно: сыграл потерпевшего в «Мимино», Ерошку в «Кавказской повести», гангстера в «Медном ангеле». А уж сколько раз доверяли артисту образ Иосифа Сталина — и в картине «Государственная граница. Год сорок первый», и в «Сталинграде», и в «Трагедии века».
На истории с Марком Захаровым и обидой на Гайдая злоключения не закончились, ведь Арчил Михайлович должен был сыграть в кино Штирлица, но упустил эту роль. Немало на печальный исход повлияли его амурные дела…
«Я должен был сниматься в этой роли, меня на нее уже утвердили, и я работал над сценарием. Но, к несчастью, у нас с режиссером Татьяной Лиозновой закрутился роман. К тому же Вячеслав Тихонов вел себя очень активно, доказывал, что эта роль создана для него. Я тогда в Москве был новый человек, а Тихонов уже был Тихоновым. Началось давление на режиссера, а Татьяна заняла нейтральную позицию. Меня это очень оскорбило. Я обиделся, все бросил и уехал в Грузию», — признавался Гомиашвили.
Вскоре актер получил телеграмму с просьбой вернуться от Бритикова, директора киностудии имени Горького, а затем и письмо с предложением играть Мюллера. «Но я изначально был увлечен образом Штирлица. В последней телеграмме Бритиков сообщил мне, что съемочная группа не может меня больше ждать — на роли Штирлица и Мюллера назначены другие артисты. А мне пожелали творческих успехов», — резюмировал артист.
Повороты судьбы
В юности актер женился на враче Янне Маиловой, и в том союзе на свет появилась дочка Карина. Брак быстро распался, в отличие от отношений с Лианой Манджавидзе: красавица подарила артисту двоих детей, ну а ее старшего наследника от бывшего мужа Арчил усыновил. Впрочем, последней женой звезды Лиана не стала, ведь знойный грузин променял ее на Татьяну Окуневскую.
Да-да, в период жизни в Москве не только Лиознова пала жертвой чар Гомиашвили — с Окуневской артист даже обвенчался. Два актера с сильными характерами едва ли могли продержаться вместе долго, хотя и сохранили о союзе теплые воспоминания.
Наконец, на спектакле в Минске Арчил Михайлович увидел 17-летнюю балерину Татьяну и буквально украл невесту, увезя ее с собой в Грузию. Разница в возрасте в 24 года не смутила артиста, и когда у пары родилась дочка Нина, влюбленные расписались. Позднее семья пополнилась наследницей Катей, ну а супруга превратилась в главную женщину и соратницу звезды.
Так, Татьяна поддержала желание артиста в конце 80-х переквалифицироваться в режиссеры и сценаристы. Актера привлекла биография Майкла Фильда, но после нескольких встреч в Берлине предприниматель отказался от реализации съемок фильма о себе. Зато, проникнувшись симпатией к грузину, бизнесмен подарил ему 10 залов в казино.
Неожиданно для себя, Арчил Михайлович сорвал большой куш, выиграв в рулетку, а затем вложился в игорный бизнес и заработал миллионы. Сознавая, что шутки с казино плохи, да и жажды наживы у него нет, Гомиашвили продал залы и вместо этого открыл клуб и ресторан «Золотой Остап».
В дальнейшем актер занимался магазинами итальянских товаров, а профессию артиста в последние 10 лет жизни забросил. К сожалению, в 2004-м у звезды «Двенадцати стульев» обнаружили злокачественную опухоль в легких. Лечиться Гомиашвили полетел в США, где доктора удалили у него более 40 новообразований.
Тем не менее, вернувшись домой, Арчил Михайлович уверял, что все прошло, строил планы и охотно давал интервью. Но уже через год, 31 мая 2005-го, легендарного Остапа Бендера не стало. Память о нем по-прежнему жива в кинокадрах, да и памятник на Троекуровском кладбище невольно возвращает нас к «великому комбинатору»…