Сложных лавстори актрисе хватало за кадром: долгое время Анна Якунина не решалась уйти от своей студенческой любви, тем более что супругов объединял общий ребенок. Когда на горизонте возник преданный поклонник творчества артистки, Якунина сделала шаг навстречу судьбе, который мог дорого ей стоить…
9 октября звезде исполняется 56, и тяжелые испытания давно превратились в воспоминания. Кто перевернул судьбу актрисы, в какой момент она почувствовала себя счастливой, и почему окружающие подозревают ее в романе с Максимом Авериным?
Творческая семья
«Я родилась в сумасшедшей семье, где все — люди творческие. Мама Ольга Великанова — режиссер Театра Станиславского, папа Александр Якунин — ученик Юрия Завадского, талантливый актер и художник. Тетка Таня в прошлом балерина, бабушка Ниночка работала в ТАСС, ее сестра, которую я нежно называла Лялечкой, служила актрисой Театра на Малой Бронной, муж Лялечки — замдиректора областного театра драмы. С такой родней не было никаких сомнений, кем стану, когда вырасту», — рассказывала Анна.
Родители разошлись уже через год после появления ребенка на свет, так что воспитывали девочку мама, бабушка и тетя Таня. Временами в дом наведывался папа — человек-праздник. Обаяние Александра Якунина было столь сильным, что дочка забывала, как редко случались его визиты. По-настоящему отец сблизился с Анной, когда она уже выросла. Мужчина остепенился, обрел семейное счастье, стал сниматься в кино, но, к сожалению, на пике продуктивности тяжело заболел, а в 2011-м умер.
В детстве Аня проводила много времени в Театре на Малой Бронной, где служила бабушка Ляля, так что часто бывала на репетициях. Родственники подметили природную гибкость девочки и задумали сотворить из нее балерину. За дело взялась тетка Таня с подругой по хореографическому училищу, однако на пробах в Москве Анна провалилась.
Тогда Якунину отправили в Ленинград. В суете и неразберихе она случайно попала к девочкам, поступавшим сразу во второй класс Вагановского училища, и чудом прошла конкурс. Поселившись в интернате, напоминавшем институт благородных девиц, Анна «заразилась» болезнью всех местных воспитанниц: голодовкой. Подростки боролись с несуществующим лишним весом, несмотря на запреты педагогов, так что заработали анемию на всю жизнь.
Дикий фанатизм продолжался четыре года, пока Якунина не поняла, что с нее хватит: скучала по дому, устала от ограничений, жесткого режима и репетиций до изнеможения. Родственникам уход Ани из училища казался трагедией, так что в угоду маме девушка поступила в школу танцев при ансамбле Игоря Моисеева. А вот потом наступила пора штурмовать театральные вузы.
Анна провалилась на конкурсах в Школу-студию МХАТ и «Щуку», а в ГИТИСе еле-еле получила место вольнослушателя. Лишь через год студентку зачислили на курс, чему она была несказанно рада.
Влюбчивая натура
Стоило только попасть в театральный, как Аня закрутила роман с главным возмутителем спокойствия вуза — Владом Гандрабурой. Парень не был красавцем, много курил и негативно воспринимал все и вся, однако уже ставил собственные спектакли, считался лидером и мог влюбить в себя любую девушку.
Закончилась история любви довольно банально и быстро: после первого курса Аня уехала с мамой в Ялту и узнала, что Влада видели с другой. Девушка рыдала и устраивала истерики, однако родительница в глубине души была рада, ведь понимала, что Гандрабура не пара дочери. К слову, в дальнейшем парень закрутил роман с Марией Ароновой, но и рядом с ней не остепенился.
Осенью к курсу присоединился петербуржец Сережа Стегайлов, казавшийся полной противоположностью бунтаря-Влада. Интеллигентный юноша репетировал с Анной отрывок про любовь, и чувство вышло за пределы аудитории вуза. Бабушка Якуниной одобрила кандидатуру Сергея сразу: он напоминал ей чеховского героя.
Присущие чеховским интеллигентам беспомощность и лень не обошли Стегайлова стороной, но выяснилось это гораздо позже. Тогда же влюбленные наслаждались возвышенными чувствами, а потом и ролью родителей — в конце 80-х на свет появилась дочка Настя.
После окончания вуза супругов накрыли бытовые проблемы, ведь чтобы обеспечивать семью, требовались деньги. Пока Анна твердила о земном, Сергея волновали высокие материи: он читал, совершал паломничества по святым местам. Когда Якунину взяли в «Сатирикон», Стегайлов отказался от работы там, полагая, что это приведет к конфликтам с женой, и напряженность в доме усилилась.
Дошло до того, что супруг не работал нигде, а Анна после трудового дня в театре мчалась на выступления в ночных клубах: вместе с коллегами она организовала шоу с сексуальными танцами в стрингах и сетке на голое тело. Зрители даже не подозревали, что таким способом актрисы зарабатывают на содержание детей.
«Бывали и гастроли. С театром, со спектаклем «Багдадский вор», мы много колесили по Испании. Молодая, веселая жизнь в разъездах мне нравилась. Настенька с бабушками, Сережка — с книжкой на диване. Конечно, я не ангел: влюблялась, заводила романы, но не такие, чтобы о них было интересно рассказать, — признавалась Якунина. — Однако обо всех увлечениях вспоминаю с огромной теплотой».
Преданный поклонник
Романы, которые сама актриса впоследствии окрестила «полевыми», закончились, когда в зрительном зале «Сатирикона» появился мужчина, нагло показавший труппе большой палец в знак одобрения. «Я бы никогда себе такого жеста в сторону артистов не позволил, если бы Аня с подругой не кокетничали с залом: выбирали одного зрителя, подмигивали ему в течение спектакля. Я растерялся и от смущения выдал этот большой палец», — оправдывался Алексей в программе «Судьба человека» на канале «Россия 1».
Примечательно, что на спектакль мужчина пришел не один, а со спутницей. Она-то и подсказала Алексею, что раз ему так нравится актриса Якунина, то стоит пойти за кулисы. Через неделю зритель вручил Анне огромный букет и заявил, что будет ждать ее после выступления, причем сразу перешел на «ты» — вновь ключевую роль сыграло смятение.
Актриса опешила, но в итоге не только согласилась прогуляться с назойливым поклонником, но и пошла с ним в ресторан. В следующий раз Анна позвала Алексея в компанию подруг и растрогалась, когда тот примчался на машине брата, загруженной коробками с пиццей. Артистке казалось, что с этим далеким от мира театральных интриг выпускником авиационно-технического вуза она была знакома всю жизнь.
Но не все было так просто, ведь Якунина по-прежнему была замужем, хотя и предельно отдалилась от мужа, да и Алексея дома ждала жена. Актриса жалела Сергея, которого известие о ее намерениях уйти буквально раздавило. Супруг начал играть в покер в надежде сорвать куш и вернуть семейное счастье.
«Однажды он пришел из казино, подошел и накрыл меня подушкой. Дочка Настя маленькая рядом спала. Это был такой испуг. Да, душил, но я думаю, это произошло от какой-то беспомощности, бессилия», — вспоминала Анна.
Алексей съехал от жены к родителям, а Якунина по-прежнему мешкала с уходом от Сергея. Однажды новый избранник решил все за нее: вызвавшись подбросить, проехал мимо дома и увез от прошлой жизни. Начались споры, бракоразводный процесс, размен квартиры…
Родственники поддержали актрису, и в итоге она перебралась с Алексеем в «двушку» в Текстильщиках рядом со своей мамой. К моменту переезда звезда уже носила под сердцем ребенка, а в загс с возлюбленным пошла на восьмом месяце. Появились проблемы со спиной и угроза выкидыша, так что играть в спектакле «Такие свободные бабочки» Якунина уже не могла.
Крутой поворот
У актрисы родилась чудесная дочка Маша, и не радовался этому событию только Константин Райкин: из-за ухода Анны в декрет спектакль пришлось снять с репертуара. Когда Якунина вернулась в театр, оказалось, обида режиссера не испарилась — семь лет он не давал ей никаких ролей, кроме как в «Таких свободных бабочках». Наконец, драматург сменил гнев на милость и выделил артистке персонажа в постановке «Доходное место».
На премьеру пришел Марк Захаров. Мэтру понравилась игра Якуниной, так что вскоре ей предложили занять в «Ленкоме» место уходившей в декрет Олеси Железняк. Пришлось окончательно добить дружбу с Райкиным, ведь в «Сатириконе» Анна уже не чувствовала себя как дома.
Актриса блистала в спектаклях «Ва-банк» и «Пролетая над гнездом кукушки (Затмение)», но затем в театральной жизни вновь возникла затянувшаяся пауза. Как раз кстати подоспело приглашение в кино. Артистка начинала с маленьких эпизодов в сериалах, а первой значимой ролью на экране считала Киру Кочергину из «Личной жизни доктора Селивановой».
Вскоре друг предложил Якуниной поучаствовать в съемках «Склифосовского». Кто мог подумать, что второстепенный персонаж превратится в одного из ключевых?
«Многие фразы, сцены в сериале предлагаются актерами. Конечно, главный изобретатель на площадке — Максим Аверин. Макс — мой самый большой и близкий по духу друг. Невероятно сложно найти человека, который понимал бы тебя в профессии с полуслова! Восхищаюсь тем, что он делает в театре, и доверяю его советам. Мы познакомились в „Сатириконе“. Когда ушла из театра, стали дружить еще крепче. Я и подруге порой не могу рассказать всего того, что доверяю Максу», — признавалась актриса.
Алексея напрягали любовные сцены с участием жены, но не слухи о романе Якуниной с Авериным: Максим давно стал другом всей семьи. Артист прекрасно ладил и с мужем, и с детьми коллеги, так что заслужил кредит доверия. «Нет секретов в семейной жизни, — говорила Анна о своем браке „СтарХиту“. — Если два человека имеют чувство юмора и голову, то все будет нормально. Все от ума. Надо понимать друг друга, нормально относиться к профессии другого. Я артистка, а он — нет. Ну и слава Богу!»