Глафира Тарханова родилась в Электростали в семье артистов Москонцерта. Мама с папой ежедневно уезжали на работу в столицу, оставляя Глашу с бабушкой. Так как девочка росла очень активной, ее записали сразу в несколько кружков: хор, скрипка, фигурное катание, английский, синхронное плавание.
В школу Глафира пошла в Москве, где родители снимали квартиру. Однако перед четвертым классом пришлось перевестись обратно в Электросталь из-за финансового кризиса: папа Тархановой тогда уже тяжело болел и не мог работать… Как трагедия закалила актрису, и с чего начался ее путь к славе? 9 ноября артистке исполняется 41, и мы рассказываем о ключевых событиях в ее жизни.
Болезнь папы
Глафире было три года, когда у папы обнаружили опухоль мозга. Делать операцию все врачи отказались из-за большого риска летального исхода, и настала пора безрезультатных посещений целителей и экстрасенсов. Новообразование росло и давило на нервы, поэтому мужчина стремительно терял зрение.
«Это был сложный период для нашей семьи, но отец вел себя как настоящий мужчина, как боец. Работал несмотря ни на что, даже освоил новую профессию краснодеревщика. Продолжал поддерживать физическую форму, занимался боксом. Хотел и меня научить самообороне. Повесил в комнате боксерский мешок, на котором мы отрабатывали удары. Думаю, уже тогда он понимал, что скоро не сможет меня защитить», — размышляла актриса.
Впоследствии дочка сопровождала мужчину на прогулках, встречах и на приемах у врача. «Папа не пользовался палочкой, его глазами была я. Это с детства приучило меня заботиться о ком-то, не ставить свои интересы на первое место», — делилась артистка в эфире программы «Судьба человека» канала «Россия 1».
Когда Глафире было 11, наконец нашлись врачи, согласившиеся сделать ее папе операцию. Опухоль удалили, но восстановить зрение уже было невозможно. В тяжелый период рядом с матерью актрисы находился друг семьи Михаил, только вернувшийся из Канады. Через несколько месяцев отец усадил Тарханову перед собой и пояснил, что Миша станет ее отчимом…
Папа остался в Электростали со своими родителями, а жене, которую безумно любил, позволил строить счастье с другим: он понимал, что супруга смертельно устала тащить на себе семью и бороться с бедностью. «Никто не может обвинить маму в том, что она оставила мужа-инвалида. Вместе с Мишей они возили папу по клиникам (в течение нескольких лет после операции ему требовались регулярные обследования, поскольку опухоль могла появиться снова), доставали лекарства. Отец часто оставался у нас ночевать», — подчеркивала Глафира.
Путь к актерству
Тарханова перебралась с мамой и ее мужем в Москву, но отношения с отчимом не заладились: Глафира вошла в переходный возраст, когда эгоизм зашкаливал. Михаил считал, что в семье все делится поровну. К примеру, вместе с падчерицей он записался в массовку «Сибирского цирюльника» и настаивал, что гонорар Глаши должен влиться в общий бюджет. Девушка же грезила модными вещами и немало огорчилась, когда деньги ушли на новую скрипку.
Когда мама забеременела, семья перебралась в «двушку» в Новокосино. Глафира ревностно защищала границы своей отдельной комнаты, а чтобы не просить денег на карманные расходы, подрабатывала: то клеила объявления, то проводила соцопросы или мыла офисы. Тем не менее одевалась девушка по-прежнему небогато, что, конечно, подмечали одноклассники.
Впрочем, отсутствие модных нарядов не мешало Глафире быть популярной: в 10-м классе за ней ухаживали сразу четыре парня. Вот только потом Тарханова перешла в школу Галины Вишневской, где занимались одни девочки. Зато на уроках актерского мастерства нашу героиню хвалили, и это вселило в нее уверенность в том, что поступить в театральный удастся.
Абитуриентка прошла по конкурсу в «Щепку» и в Школу-студию МХАТ, но остановила выбор на последней, считая, что этот вуз больше котируется. В первый же год обучения Глафиру взяли на небольшую роль в «Сатирикон», а на втором курсе девушка уже играла ключевую героиню в «Доходном месте».
Константин Райкин не только стал театральным наставником Глафиры, но и ее крестным отцом в кино: режиссер порекомендовал студентку в фильм «Театральный блюз». Девушка робела перед камерами, но на съемках «Гибели империи» уже чувствовала себя увереннее, несмотря на присутствие на площадке Константина Хабенского и Андрея Краско.
Широкая популярность обрушилась на Глафиру после сериала «Громовы», а сама актриса считала не менее значительной среди проектов того периода роль в «Бесах». Положение артистки в мире кино упрочилось после телефильмов «Кураж» и «Измены», детектива «Синичка» и новеллы «Паромщица».
История любви
Ни один фильм так не повлиял на судьбу актрисы, как «Главный калибр»: на пробах Глафира познакомилась с Алексеем Фаддеевым. Артисты играли влюбленных, но вряд ли ожидали, во что выльется репетиция страстной сцены.
«Вскоре вместе поехали в киноэкспедицию под Торжок. Кругом леса, поля, речка течет — очень все романтично. В один из дней мы признались друг другу в любви, а наутро нам предстояло сыграть то же самое перед камерой. И все — полный затык! Ничего не получается. Режиссер в недоумении: „Ребята, что с вами происходит? Были же эпизоды посложнее — и оба прекрасно справлялись!“ А причина была проста: мы не хотели ни с кем делиться нашими чувствами», — вспоминала Тарханова.
Под афишей «Главного калибра» артистка получила предложение руки и сердца и не задумываясь ответила «да». Тогда актриса уже снималась в детективе по книге Татьяны Устиновой в Киеве, так что режиссер отпустил ее в Москву лишь на два дня. Впрочем, этого хватило на скромную свадьбу в узком кругу друзей. Через несколько месяцев супруги уже пригласили всех родственников на свое венчание.
Первый год притирки прошел сложно, ведь влюбленным было сложно менять привычки. Так, Глафира раньше могла подолгу болтать по телефону, но муж возмутился тому, что она позволяет бывшим кавалерам звонить. В штыки супруг воспринял и съемки избранницы в откровенных сценах, так что от подобных проектов Тарханова отказывалась. К примеру, в эпизодах с раздеванием в «Изменах» работала дублерша.
Работая над второй частью «Громовых» Глафира узнала, что беременна. Первые роды прошли в клинике, и этим опытом актриса была не слишком довольна: в стенах учреждения она чувствовала себя некомфортно, хотя сын Корней появился на свет здоровым, и никаких осложнений не случилось.
В дальнейшем Тарханова решила рожать дома в присутствии акушерки. Один за другим на свет появились наследники пары Ермолай, Гордей и Никифор. Артистка снималась и до, и после очередных родов, а ведь в какой-то момент думала, что ее карьере пришел конец: располневшей после беременности звезде не дали роль. «Однако потом были повторные пробы, и роль я все-таки получила. Мне кажется, есть во мне какой-то стержень, который помогает не только четверых сыновей воспитывать, но еще и в кино играть», — резюмировала актриса.
Потери и приобретения
Казалось, Глафира успешно совмещала семью и карьеру, вызывая восхищение окружающих. Однако в 2022 году звезда покинула «Сатирикон», в котором играла с 17 лет. Многие связали увольнение с занятостью Тархановой в кино и заботами о детях, сама же она конкретных причин поступка не озвучила.
«Расставание — это всегда непросто… Я больше не актриса Театра „Сатирикон“, 20 лет работы позади. Благодарна всем и каждому, особенно моему главному педагогу Константину Аркадьевичу Райкину за веру в меня, за возможности и за чуткое отношение! Четыре моих декрета — это рекорд в театре. Спасибо за терпение! Я надеюсь, что еще встречусь на сцене или в кино с моими коллегами. Я вас люблю! Что ждет впереди? Надеюсь, много нового и интересного!» — писала артистка в личном блоге.
Вновь Глафира удивила поклонников сообщением о пятой беременности: в минувшем июне 40-летняя звезда родила дочку Лукерью. Актриса быстро восстановилась после счастливого события и уже через пару недель отправилась в гастрольный тур.
«Да, страшно! Да, больно! Да, каждый раз непредсказуемо! И так веками… До сих пор никто не скажет, сколько по времени продлятся роды. Какие легче — первые, вторые… пятые? Можно только предполагать. В последний раз чего мне только не говорили, какие прогнозы и даты не пророчили… Не сбылось. Все индивидуально, не дано предугадать. Наверху лучше знают, когда и как долго. Но очень важен настрой, знание процесса, доверие акушерке, которая на протяжении всего процесса будет рядом», — делилась опытом актриса.