Алексей Завьялов появился на свет в Волгограде в семье инженеров. У мальчика были разносторонние интересы: он учился в физико-математической школе, посещал секции электротехники и авиамоделирования и при этом занимался музыкой, плаванием, акробатикой и греблей.
Первый неожиданный для окружающих поступок юноша совершил, когда отказался от идеи пойти по стопам родителей, забрал документы из политехнического института и уехал в Москву. Покорение столицы прошло успешно: парень поступил в Театральное училище имени Щукина на курс Юрия Вениаминовича Шлыкова.
Окончив вуз, артист примкнул к труппе Вахтанговского театра, где прослужил до самой смерти. Как же вышло, что жизнь талантливого актера прервалась 30 сентября 2011-го? 17 декабря Алексею Завьялову могло исполниться 49, и самое время вспомнить его трагическую историю.
Первые роли
Внешне актер походил на задумчивого мечтателя, так что крестьян или рабочих на сцене никогда не играл. «Я верил, что у него впереди совершенно замечательная судьба, - рассуждал Сергей Маковецкий, деливший с коллегой сцену в спектакле «Амфитрион». - И все у него для этого было: стать, талант, ирония. У него было такое качество — внешняя открытость, а открывался далеко не каждому человеку. Невероятное внутреннее достоинство, и, самое главное, я никогда не видел его в театре в дурном настроении, когда бывает у человека все на лице написано. У Леши такого не было. Он входил в театр эдаким принцем. А на сцене он и был принцем — принцем Калафом в «Принцессе Турандот» и Казариным в «Маскараде», графом в «Царской охоте»... Роли простолюдинов его обходили стороной».
Восхищалась Завьяловым и Мария Аронова: в «Царской охоте» актер играл ее бывшего любовника. Большинство считали Алексея романтическим героем, но Аронова знала: он характерный артист, умеющий блестяще импровизировать. «У него великолепный слух, красавец с большими глазами, с тонким чувством юмора», - описывала звезда коллегу.
Хотя Завьялов много лет был верен Театру Вахтангова, мелькал он и в спектаклях других учреждений: «Горе от ума» и «Игроках» «Театрального товарищества 814», в «Уроде» театра «Практика». Между кино и подмостками Алексей видел огромную разницу, ведь зрители в зале сразу чувствовали неискренность.
«В кино очень мало зависит от актера, потому что есть режиссер, есть монтаж, есть музыка, озвучка, ракурс, есть оператор. Это очень синтетическое искусство. Один из великих кинематографистов говорил: „Кино — это такой вид искусства, в котором каждый последующий убивает работу предыдущего“. В театре есть возможность влиять вживую, непосредственно, грубо говоря, online. Здесь не спрячешься: если ты плох — это понятно, значит, публика не реагирует. В театре есть возможность на ходу что-то придумывать, расти от спектакля к спектаклю, искать новое. В этом смысле театр, наверное, интереснее, богаче», — пояснял артист.
Несмотря на это мнение, именно сериалы сделали актера узнаваемым. В кино Завьялов дебютировал еще на четвертом курсе, когда засветился в короткометражке «Играем «Маленького принца» с тогда еще неизвестной Ольгой Будиной. На заре нулевых артиста стали часто звать в эпизоды: «Женская логика», «Остров без любви», «Грехи отцов». Ну а звездный час пробил, когда Алексей сыграл Станислава Скрябина в «Ментовских войнах».
«Ментовские войны»
Артист признавался, что зачастую у него нет времени и возможности отсматривать все проекты, в которых участвует. «Я с ужасом представляю людей, которые снимают 200-250 серий. Надо же контролировать, как ты работаешь, как ты смотришься в кадре, то ли ты делаешь. А это невозможно в таком темпе», — рассуждал актер.
Тем не менее Завьялов снялся в четырех сезонах «Ментовских войн», сыграв капитана Скрябина. Интеллигентный друг Шилова сильно отличался от коллег: трагические события, произошедшие с персонажами, он воспринимал близко к сердцу и был одержим идеей мести.
Хотя широкому зрителю Алексей был знаком по «Ментовским войнам», яркие роли он сыграл и в других проектах. Адам Чарторыйский в «Адъютантах любви», Хайнц Тирбах в «Дне гнева», Роман Шестаков в «Королях игры» — все эти персонажи блестяще удались артисту.
Он появился в «Атлантиде», получил главные роли в киноальманахе «Потому что это я», «Зоя» и «Неудачников.net». Последнего ключевого персонажа артист сыграл в «Зимнем танго», и ярких героев могло быть гораздо больше, если бы не трагедия…
За кадром
Алексей редко распространялся о личном, но окружающие знали, что он давно и счастливо женат на Марии Масловой, работавшей фотографом в театре Александра Калягина. У пары подрастали сыновья Саша и Степа, карьера Завьялова постепенно развивалась — казалось, все было отлично, но актеру чего-то не хватало.
«В последний год он мало снимался, он находился в каком-то внутреннем поиске и как-то, как мне казалось, отторгал профессию, — признавалась жена артиста. — Не могу сказать, что так уж разочаровался, но как-то уже механически ходил на кастинги. Больших ролей не было. Зато много работал на радио, на озвучке. Он искал себя, и они с агентом Катей Сычевой обсуждали постоянно какие-то проекты, не имевшие прямого отношения к съемкам».
Обыденная жизнь наскучила актеру, вероятно, поэтому он увлекся экстримом: водил мотоцикл, прыгал с парашютом. Последнее увлечение в итоге стоило Завьялову жизни…
Прыжок в бездну
Алексею хорошо удавалось все, за что он брался. Вот и с прыжками с парашютом все шло отлично: совершив семь, актер готовился к восьмому, благодаря которому перешел бы на новый спортивный уровень. 7 августа 2011-го 36-летний артист уехал в аэроград под Коломной, а дальше все пошло не по плану.
Завьялов словно чувствовал, что конец близок, ведь вел себя нестандартно: он не был склонен звонить кому-то перед прыжком, но на этот раз набрал другу, теще, Марии Ароновой, к которой в тот вечер собирался в гости в загородный дом. «Леша прыгал идеально и шел идеально на посадку. И вдруг за 20 метров до земли другой парашютист врезался в него», — делилась жена актера подробностями трагедии.
Другой парашютист погиб мгновенно, ну а Алексея со сломанными ребрами, раздробленными бедрами и разрывами внутренних органов увезли в подмосковную клинику, а оттуда — в «Склиф». Буквально по кусочкам артисту собрали таз, сделали несколько операций, включая ушивание печени, подключили к аппарату ИВЛ.
Мария Маслова поначалу думала о переводе мужа в немецкую клинику, но даже транспортировка в соседнюю палату могла стоить ему жизни. И Алексей боролся как мог — целых полтора месяца.
«У него было пунктирное сознание. Оно несколько раз менялось, но узнавал меня и понимал многое. Я даже показывала ему видеоролики с детьми, я их снимала для него на телефон, и он улыбался — была такая тоненькая ниточка сознания. Он здоровой рукой со мной общался. Я спрашивала и по руке, по слабому пожатию, понимала, что он отвечал. И только в последние дни он впал в кому», — делилась Мария.
Все закончилось 30 сентября 2011-го. С Завьяловым простились в родном театре, и Мария впоследствии благодарила его руководство, продолжавшего выплачивать зарплату, чтобы вдова с детьми встали на ноги. Тогда Мария делилась, что учится на оператора, чтобы сменить профессию. Ну а СМИ спустя годы писали, что старший сын Завьялова стал фотографом, унаследовав призвание матери.