«Это суперсложный, суперважный проект, мы им занимались шесть лет, сценарий писался четыре года вместе с вдовой Муслима Магомаева Тамарой Синявской», — подчеркивал продюсер Данила Шарапов в 2020-м.
Создавалось впечатление, что Тамара Ильинична сыграла значительную роль в создании «Магомаева», поэтому вину за художественный вымысел родственники Муслима Магометовича возложили на нее. В частности, речь шла о пикантной сцене, где певец набрасывается на Нору Кароль, в которой зрители увидели прототип Эдиты Пьехи. Но отвечала ли за сюжет вдова, выступавшая консультантом сценаристов?
Ситуация с телефильмом никоим образом не омрачала историю любви супругов, которые провели вместе 35 лет. Однако начало романа нельзя назвать идеальным, ведь Тамара Ильинична была замужем за другим. 6 июля певице исполняется 81, и мы вспоминаем, чем она пожертвовала ради чувств к Муслиму Магомаеву.
Прима Большого театра
Музыка для Тамары Ильиничны началась с мамы: родительница обладала звучным контральто, хотя пела только в церкви и связывать судьбу со сценой не собиралась. Дочку женщина отдала в балет, полагая, что занятия пойдут ей на пользу. Однако танцы не пришлись Синявской по вкусу: педагог все время ставила девочку в последний ряд, а она хотела выбиться в лидеры. Зато будущую певицу во Дворце пионеров приметил и пригласил в свой ансамбль Владимир Локтев.
По совету руководителя талантливая девушка поступила в музыкальное училище, а параллельно начала петь в засценном хоре Малого театра. Выпускной экзамен артистка сдала на высший балл, и преподаватели порекомендовали ей показаться комиссии Большого театра.
20-летняя дебютантка выглядела чересчур молодо, так что главный дирижер Евгений Светланов и педагоги лишь усмехнулись: мол, скоро кандидаты будут приходить из детсада. Но стоило только Тамаре затянуть арию, как члены комиссии осознали, что имеют дело с будущей звездой. Уже через год стажер перешла в основную труппу Большого театра и поступила в ГИТИС, где довела технику до совершенства.
Известность обладательнице бархатного меццо-сопрано принес IV Международный конкурс имени Чайковского, где среди членов жюри была сама Мария Каллас. Вместе с Еленой Образцовой Синявская получила первую премию. Ее стали показывать по телевизору, приглашать на различные фестивали, давать значительные роли в опере.
Роковая встреча
Первые симпатии зародились еще до личного знакомства: Магомаев был восхищен выступлением Синявской по телевизору, ну а Тамара Ильинична, услышав незабываемый баритон мужчины по радио, бросила фразу: «За этим голосом я бы пошла на край света».
И вот, в 1972-м певица приехала на фестиваль в Баку. В местной филармонии Роберт Рождественский познакомил солистку Большого театра с Муслимом Магомаевым. Артистов словно ударило током: обоим встреча показалась судьбоносной.
Не стоит думать, что окружающие не заметили, с каким интересом музыканты общались друг с другом. Через несколько дней гости города поехали на организованную экскурсию к Нефтяным Камням — все, кроме Муслима и Тамары. Прогулка вдвоем казалась им лучшим времяпрепровождением. Неудивительно, что отношения продолжились и по возвращении в Москву.
Несвободные
До Тамары Ильиничны в жизни Магомаева случился ранний студенческий брак с избранницей Офелией, подарившей ему дочь, затем был многолетний роман с музыкальным редактором Милой Фиготиной. Правда, отношения с последней периодически прерывались из-за недопонимания и гастролей. В одну из таких «пауз» Муслим Магометович и встретил Синявскую, остаться с которой пожелал навсегда.
У Тамары Ильиничны все обстояло сложнее: она была замужем за артистом балета Сергеем Бережным, который позднее переквалифицировался в юристы. Танцовщик искренне любил жену, заботился о ней и поддерживал в сложный период, когда та потеряла маму. Внутренняя борьба разрывала певицу: Сергей был идеальным супругом, даже Муслим признавал этот факт. Более того — Магомаев нередко приходил к семье в гости, дружил с Бережным…
«Муслим — порядочный человек, и для него мой брак был серьезным препятствием. И мне, конечно, приходилось вести себя так, чтобы не обидеть ни того, ни другого. Очень мучилась, конечно. У меня с мужем были прекрасные отношения. Но тут… «Любовь нечаянно нагрянет!» Наверное, встреча наша была предначертана», — рассуждала певица.
В 1973-м артистку пригласили на стажировку в миланский театр «Ла Скала», что могло бы избавить ее от привязанности к Магомаеву. Но вышло наоборот: Муслим Магометович так часто звонил в Италию и присылал возлюбленной роскошные букеты, что по возвращении в Россию Синявская развелась.
Интересно, что перипетии в отношениях певцов тесно переплетались с творчеством. Александра Пахмутова и Николай Добронравов, почувствовав, что назревает разрыв, написали для Синявской композицию «Прощай, любимый». Позднее появилась и легендарная «Ты — моя мелодия», укрепившая союз артистов.
Любовь длиной в 35 лет
Свадьбу Магомаев и Синявская отмечали дважды: в московском ресторане и в Азербайджане. В первом случае мужчина подхватил бронхит, так как не смог отказать прознавшим о событии поклонникам и пел для них в раскрытое окно. В Баку все прошло проще — Гейдар Алиев предоставил молодоженам служебную дачу для празднования в узком кругу.
Легко ли было ужиться двум лидерам? Ответ отрицательный, ведь Синявская не скрывала, что в первые годы брака из-за обиды Магомаев мог умчаться в Баку. «Темпераменты, характеры, уже взрослые люди, у каждого за спиной опыт. Мы встретились, когда ему было 30 лет, а сколько мне — не скажу. У меня уже висел Большой театр — не шлейфом или грузом, а царской мантией. Конечно, все это было не просто так. Но когда он появлялся рядом, ничего этого не было — никаких мантий и царских корон», — подчеркивала Тамара Синявская в программе «Сегодня вечером» Первого канала.
Постепенно конфликты сошли на нет, ведь бытовые моменты со временем сгладились, а во взглядах на творчество супруги совпадали. Знакомые называли звезд идеальной парой: Магомаев не переставал дарить возлюбленной цветы и говорить о чувствах к ней, Синявская преклонялась перед его талантом и признавала главой семьи.
Кроме того, певица дружила с дочкой мужа Мариной и свела ее с будущим избранником Александром Козловским. Общих детей у артистов не появилось, но к близким Муслима Магометовича Тамара Ильинична относилась как к собственным.
Интересно, что никакой ревности в отношениях не было ни до, ни после смерти Магомаева, когда на телешоу стали появляться его «любовницы». «Я — отдающая любовь, но не ревность. Я радовалась, приходила специально на его концерты и сидела в зале вместе со всеми. Впрочем, как и он ко мне на спектакли в Большой театр. И он что, ревновал всю эту аудиторию Большого театра к тому, что они аплодируют и преподносят цветы? Нет, ну что вы. Ну… мы жили немножко в другом измерении. Во всяком случае, друг с другом», — поясняла Синявская.
Уход со сцены
Синявская не только выступала в оперных театрах Европы, США и Австралии, но и гастролировала по Японии и Корее. Она пела произведения Вагнера, Прокофьева и Чайковского, а за арию из «Евгения Онегина» Сергей Лемешев называл артистку единственной истинно пушкинской Ольгой.
Звезде завидовали, ее осуждали на партсобраниях за телевизионные эфиры: исполнение романсов могло превратить оперную диву в «песенную артистку». Но никакие заговоры не были способны выдворить Синявскую из Большого театра, а вторую скрипку она играла, лишь когда на горизонте возникал Магомаев.
Только ради мужа певица решилась покинуть родной театр: в начале нулевых самочувствие Муслима Магометовича резко ухудшилось, разрываться между домом и сценой не представлялось возможным. Символично, что на заре карьеры артистка выступала с арией Любаши из «Царской невесты» и ею же простилась со зрителями.
«Я почему-то решила, что это тоже памятный знак, и когда вышла на поклоны, то подняла глаза к самому верхнему ярусу и просто просканировала театр, как будто все люди, которые когда-то приходили на мои спектакли, они все заполнили этот зал, и я с ними прощалась», — откровенничала звезда.
Окружающие сошлись во мнении, что жертва Синявской продлила жизнь Магомаеву, но ненадолго: в 2008-м певец скончался. Похоронили его в Баку, а не в Москве, что еще больше возвысило Тамару Ильиничну в глазах земляков Муслима Магометовича — вдова думала не о собственном комфорте, а выполняла волю покойного.
Обиды родственников
Прошли годы, но Тамара Ильинична продолжала жить памятью о возлюбленном. Женщине казалось, муж по-прежнему рядом, стал ее ангелом-хранителем и дает о себе знать неожиданными звуками в доме.
Синявская преподавала в ГИТИСе, устраивала конкурсы исполнителей имени супруга и не отказывалась от участия в телешоу о нем в памятные даты. Согласилась Тамара Ильинична и стать консультантом для сценаристов сериала «Магомаев», не подозревая, чем это обернется. «Подкорректировала определенные моменты, события, даты… моменты появления друг друга в наших жизнях. Даже какие-то обороты речи», — поясняла звезда «СтарХиту».
Тамара Никитична одобрила кандидатуры Милоша Биковича и Ирины Антоненко на главные роли, так как увидела, как актеры органично смотрятся вместе на площадке. Однако певица подчеркивала, что читала лишь сценарий, а какой в итоге получится материал с подачи продюсеров и режиссеров — не знает.
После выхода сериала развернулась целая дискуссия: те, кто знал Магомаева лично, уверяли, что художественного вымысла в картине гораздо больше, чем истины. Особенно людей задела придуманная героиня Нора Кароль. Прототипом Эдиты Пьехи ее назвали, так как в 1969-м Муслим Магомаев ездил в Париж как раз с Эдитой Станиславовной, после чего возникла легенда, что якобы Александр Броневицкий рвал и метал, подозревая Пьеху в измене.
«Придуманы события, которых не было. Чего стоят попытки сотрудника КГБ спровоцировать бегство Муслима за границу и его сексуальные действия в кабинете с певицей Норой Кароль, под которой подразумевается Эдита Пьеха! Это вообще что-то из ряда вон выходящее, — возмущался брат Магомаева Юрий. — Удивляюсь, как Синявская такое допустила. Вряд ли без нее могли что-то решить. Образ гражданской жены Муслима, которая в самом начале так вызывающе себя ведет с работниками гостиницы, а потом пугает его тюрьмой и призывает не возвращаться из Парижа, тоже далек от реальности. И сама Синявская мало похожа на персонаж, показанный в фильме. Видимо, Тамаре Ильиничне было интересно, чтобы ее показали такой красивой и положительной, а всех остальных — в негативном свете».
Брата задел и тот факт, что у них создатели проекта ни о чем не спросили, а главной героиней картины, по сути, стала Тамара Никитична, тогда как остальные артистки выставлены девушками с низкими моральными принципами, словно оперная дива сводила с кем-то счеты.
«Мы со старшей сестрой могли бы многое рассказать и подсказать создателям сериала. Но к нам никто не обращался. На наше мнение всем наплевать, — сетовал Юрий. — Синявская фактически приватизировала бренд «Магомаев». Память о Муслиме принадлежит теперь только ей одной. И никого из родственников ни к каким проектам, связанным с его именем, она не подпускает. Такое ощущение, что нас вообще не существует. Мы от этого не страдаем. У нас своя жизнь. Но, если честно, это неприятно».
Возмущение выразила и Эдита Пьеха, заявившая, что никогда не спала с Магомаевым, да и даже не дружила с ним. Более того — с таким ревнивцем, как Броневицкий, страшно было подумать о флирте, не то что об интиме… Впрочем, винить Тамару Никитичну во всех недочетах не стоит, ведь она была лишь консультантом, а не автором картины. Да и документалку зрителям никто не обещал.