Телезрители узнали Николая Цискаридзе по шоу «Танцы со звездами» и «Модный приговор», а поклонники балета заметили его еще в середине 90-х: тогда за короткий срок премьер исполнил главные партии в постановках «Щелкунчик», «Чиполлино» и «Шопениана». Никто не сомневался, что за каждым выверенным движением артиста стоит огромный труд и многочасовые тренировки, но о том, какая напряженная атмосфера царила в Большом театре, знали только «свои».
Спустя годы Цискаридзе рассказал о травле, которой подвергся со стороны коллег, а также о конфликтах с руководством, что привели к завершению сотрудничества танцовщика с Большим театром. 31 декабря прославленному артисту исполняется 50, и период скандалов остался для него в прошлом. Что же помогло премьеру не опустить руки тогда, когда казалось, что весь мир против него?
Между признанием и травлей
Ламаре Николаевне Цискаридзе диагностировали бесплодие, но, к удивлению лечащего врача, в канун Нового 1974 года 43-летняя женщина родила сына Колю. Чудо свершилось вскоре после того, как учительница физики посетила разрушенный храм в горах, от которого осталась лишь одна стена с изображением девы Марии, и обратилась за помощью к Богу. Мистика в истории Николая Цискаридзе на этом не закончилась: мама умела гадать и точно предсказывала будущее, вплоть до номеров билетов на экзамене.
Мальчика воспитывали мама, отчим и няня. Лишь спустя долгие годы Цискаридзе открылась правда о родном папе — Ламара Николаевна забеременела от брата соседки. Догадывался ли мужчина, кем ему приходится Николай — неизвестно.
Родительница души не чаяла в наследнике и верила, что он непременно добьется в жизни огромных успехов. Правда, мама предполагала, что счастье ребенку принесет профессия правозащитника, так как все мужчины в семье были адвокатами и прокурорами. Забегая вперед, отметим, что мечту Ламары Николаевны Цискаридзе исполнил в 2014-м, когда получил красный диплом магистра Московской государственной юридической академии. Но вот в детстве, посмотрев «Жизель», Николай влюбился в балет и не желал думать о чем-то другом, кроме сцены.
С первого дня Цискаридзе стал фаворитом Пестова, хотя со стороны это не было очевидно: педагог отличался строгостью и даже жесткостью по отношению к ученикам. Последние полтора года обучения в школе Петр Антонович доводил воспитанника до истерики и слез и только в таком состоянии выпускал его на сцену.
«Через пять-шесть раз я уже научился так выходить, а когда устроился в Большой театр, когда пошли все гадости и подставы, то понял, зачем Пестов так меня доводил. Он вытренировал мой характер: что бы ни произошло, это не могло меня отвлечь, я видел цель и шел к ней», — рассказывал Цискаридзе в программе «Судьба человека» канала «Россия 1».
Большой театр — это отдельная глава в биографии артиста. Балетмейстер Юрий Григорович взял Николая на службу, хотя свободные места уже закончились. Юрий Николаевич следил, чтоб у воспитанника были яркие роли, но стоило только хореографу уехать из города, как Цискаридзе тут же убирали из афиш и заменяли другими танцовщиками. «Я был неудобный: способный», — пояснял премьер.
Тем не менее в первые годы в Большом театре Цискаридзе чувствовал себя абсолютно счастливым и даже не понимал, за что получает оклад: как можно еще и зарабатывать на любимом деле? О деньгах он задумался только в 1994-м, когда мама, которая несколько месяцев провела в клинике, умерла от инсульта — срочно нужны были средства на кремацию и похороны. «Я все оплатил. Оказалось, за два дня до смерти мама дала взятку в реанимации, и ей ночью сделали маникюр. Она сказала, что не может лежать в гробу неприбранная. Мы могли быть в ужасном финансовом положении, но три рубля на маникюр у нее всегда было», — вспоминал Николай в одном интервью.
Танцовщик осознавал, что достоин подняться по карьерной лестнице за свои профессиональные заслуги, но это оказалось почти невозможно, так как существовали целые кланы потомственных артистов, голосовавших против продвижения талантов «со стороны». Случались и подставы на спектаклях: например, внезапно пропадал необходимый премьеру реквизит.
Именно поэтому, когда в нулевых травле подверглась Анастасия Волочкова, Цискаридзе встал на ее сторону, отказавшись солгать, что балерина слишком много весит для примы. И хотя впоследствии Волочкова позволяла себе говорить, что Николай в чем-то ей завидовал, за оказанную поддержку она была благодарна.
К удивлению злопыхателей, не сломали Цискаридзе ни травля, ни серьезная травма колена. В 2003-м танцовщику пришлось обратиться за помощью к французскому хирургу. Сперва казалось, операция прошла успешно, но затем начались осложнения. «Температура 39,5-40, золотистый стафилококк, плюс еще девять операций и много всего. В итоге вместо трех дней в больнице я провел месяц», — делился Николай.
В трудный период Цискаридзе поддержала подруга Галина Казноб, с которой он познакомился через Илзе Лиепу. Три недели Галина не отходила от больного премьера ни на шаг. «Когда мне стало получше, то ходить заново я учился с ней. Если бы не Галя, даже не знаю, что было бы со мной. Когда впервые после всего выходил на сцену, Галя была рядом», — признавался Николай.
Скандалы
Потом было еще много гастролей, ярких спектаклей и триумфов: «Лебединое озеро», «Корсар», незабвенный «Щелкунчик», в котором артист ежегодно играл в свой день рождения. Точку в отношениях с Большим театром премьер поставил в 2013-м. Вопрос только — почему.
Еще на вручении дипломов в 1992-м Николай Цискаридзе пообещал своему наставнику Пестову, что проведет в театре 21 год: мол, потом неизбежно теряешь форму, ведь процесс старения никто не отменял. «Когда 5 июня 2013-го я снимал грим после спектакля „Жизель“ и сказал, что это все, никто не поверил. Но мужчина сказал — мужчина сделал», — так описывал Цискаридзе свой уход в программе Бориса Корчевникова.
Но действительно ли он покинул театр по собственному желанию? Дело в том, что в 2013-м Цискаридзе оказался в эпицентре сразу нескольких скандалов. В январе худрука Большого театра Сергея Филина облили кислотой, и Николай попал в список подозреваемых в покушении: ранее артист конфликтовал с руководителем, обвиняя его в манипулировании коллективом. Однако у танцовщика имелось твердое алиби, да и к травле он уже привык. По прошествии времени Николай Цискаридзе отмечал, что не уверен, реальным ли вообще было нападение: во-первых, арестованный преступник в итоге вышел по УДО, во-вторых, ослепленный серной кислотой Филин вряд ли смог бы подписать идеально ровным почерком заявление против премьера...
Второй скандал был связан непосредственно с увольнением артиста. Цискаридзе нередко критиковал политику руководства, план реконструкции театра, говорил об унижении перспективных танцовщиков. Конфронтация достигла апогея, когда Николаю объявили три выговора, один из которых суд признал необоснованным. После череды провокационных публикаций в СМИ начальство отказалось продлевать с премьером трудовой договор, истекавший как раз летом 2013-го.
Впоследствии многие, кто осуждал Цискаридзе, просили у него прощения. В ответ артист говорил, что раз оскорбляли его публично, то и извинения стоит озвучить хотя бы в соцсетях. Однако на этот шаг обидчики, по словам Николая, не решились.
Без работы Цискаридзе сидел недолго: уже осенью его назначили исполняющим обязанности ректора Академии русского балета имени Вагановой. Это привело к очередному конфликту — преподавательский состав был против руководителя, не окончившего петербургское учебное заведение. Но несмотря на нарушение устава вуза, спустя год за кандидатуру Николая на должность ректора проголосовали 227 человек из 244. А еще через пару лет все театральное сообщество заговорило о том, какие положительные перемены привнес в академию бывший премьер Большого.
На этом скандалы не заканчивались, ведь в Сеть то и дело сливали откровенные снимки и видео артиста. Хореограф уверял, что компромат — подделка, ведь у него слишком узнаваемые «балетные» ноги, которые невозможно перепутать с теми, что взяли для монтажа. Споры вызвало и назначение Цискаридзе ведущим «Сегодня вечером», однако со временем скептики признали, что справляется Николай ничуть не хуже предшественника.
Внебрачный сын
Хотя о сердечных делах Цискаридзе не распространялся, и в этой сфере жизни не обошлось без громкого скандала — в прошлом году 19-летний Тимур Акперов объявил себя внебрачным сыном танцовщика, ссылаясь на некие документы, найденные у матери, и внешнее сходство со звездой. Николай отказывался даже комментировать эту тему, а Тимур продолжал распространять в Сети фантастические истории: о том, как его избил Стас Барецкий, про свою смертельную болезнь. Лишь весной Акперов, наконец, признался, что не имеет отношения к знаменитому премьеру. Виновником недоразумения парень назвал… Гогена Солнцева, передавшего ложную информацию прессе, якобы чтобы порадовать Николая Цискаридзе. «Чтобы у него был такой уже готовый, воспитанный, ухоженный сын, как я, — пояснял Тимур. — А дальше мне пришлось сыграть свою актерскую роль в Интернете. Да, это был хайп, но хочу сказать только одно: я не хотел никому навредить!»
На романы у Цискаридзе по-прежнему нет времени, ведь сердце его навсегда отдано балету. Ну а на вопросы о детях ректор вуза всегда отвечает одинаково — их у него много. «Правда, они мне не родные, — уточняет Николай. — Это мои ученики, которых я очень люблю. Мне не нравится выражение „завести детей“. Это же не котенок. Если даст Бог, у меня будут и свои дети».