Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«В жизни надо уметь сгорать дотла». Вдовство, тюрьма и губительная любовь актеров фильма «Табор уходит в небо»

Лента, снятая по мотивам произведений Максима Горького, мгновенно стала лидером проката и заняла 13-ю строчку в списке самых посещаемых фильмов в истории советского кино. Зрители даже не подозревали, какие трудности выпали актерам, работавшим на площадке с требовательным режиссером Эмилем Лотяну.

2135 453
«В жизни надо уметь сгорать дотла». Вдовство, тюрьма и губительная любовь актеров фильма «Табор уходит в небо»
Картине исполняется 46 лет

Почти 65 миллионов человек посмотрели «Табор уходит в небо» за год. Больше всего публику впечатлила музыка: композитор Евгений Дога собрал самые яркие песни 30-х и попросил солистов театра «Ромэн» исполнить их. И конечно, импонировала зрителям история любви конокрада Лойко Зобара и красавицы Рады, которую воплотили на экране Григоре Григориу и Светлана Тома.

5 апреля 1976-го состоялась мировая премьера картины. Вскоре она получила «Золотую раковину» фестиваля в Сан-Себастьяне, диплом за лучший фильм международного смотра в Праге и приз за лучшую режиссуру Fest-77 в Белграде. Почему же Светлана Тома, признанная после триумфа ленты актрисой года по версии журнала «Советский экран», называла роль Рады самой счастливой, но и самой тяжелой в карьере? И как сложились судьбы ее коллег по площадке?

Светлана Тома — Рада

«В жизни надо уметь сгорать дотла». Вдовство, тюрьма и губительная любовь актеров фильма «Табор уходит в небо»
Сцену с купанием Рады назвали эротической

17-летняя Светлана Тома случайно столкнулась с Эмилем Лотяну на остановке. Режиссер как раз искал юную девушку на роль Иоанны в «Красных полянах», и Света показалась ему подходящей кандидатурой. Сперва Тома отказывалась от съемок, но в итоге драматург убедил в необходимости проб не только претендентку, но и ее родителей.

До этого Светлана планировала поступить на юрфак, но эти мечты мгновенно растаяли в свете софитов. И вот уже девушка училась на экспериментальном курсе ЛГИТМиКа и вовсю снималась в кино. Работа с Лотяну никогда не давалась легко: требовательный драматург срывался на юную актрису, обзывая ее бездарной идиоткой. Наиболее напряженными оказались съемки в ленте «Табор уходит в небо».

Мало того, что цыганки ревновали Светлану к роли Рады, считая, что героиню должна играть женщина, не понаслышке знакомая с кочевой жизнью, так еще и режиссер начинал съемку в пять утра, а заканчивал — поздней ночью. В Карпатах стояла жуткая жара, а Лотяну кричал на и без того измученных актеров, чтобы их напряжение передалось зрителям через экраны. Однажды Тома не выдержала и уехала с площадки в Москву. Как ни странно, увольнять ее Эмиль не собирался. Вернувшись через 10 дней, артистка поняла, что все это время ее ждали операторы и коллеги. А вот Эмиль Лотяну хоть и поумерил пыл, но до конца работы общался со взбунтовавшейся звездой через третьих лиц.

«В жизни надо уметь сгорать дотла». Вдовство, тюрьма и губительная любовь актеров фильма «Табор уходит в небо»
Светлану связывал долгий роман с Эмилем Лотяну

По слухам, Лотяну заставил Светлану и Григоре Григориу танцевать босиком на жестяном листе, раскалившемся на солнце: чтобы ключевая сцена получилась более отчаянной и страстной. А еще поговаривали, что цыганки, приходившие впоследствии в кинотеатры, очень осуждали режиссера, решившего снять, как Тома купается с обнаженной грудью — нравам табора это не соответствовало. Тем не менее в целом фильм понравился и цыганам, и остальным советским зрителям, так что Светлана Тома могла зарабатывать одними творческими встречами.

Не секрет, что отношения актрисы с режиссером осложнялись романтической подоплекой. «После съемок он становился абсолютно другим: внимательным, заботливым, необычайно нежным. Кормил меня, лечил, когда болела. Однажды я вдруг осознала, что этот взрослый мужчина ухаживает за мной... Я никогда не была его женой официально. Нас много лет связывали странные, прекрасные и мучительные отношения. Они то прерывались, то возникали вновь», — признавалась артистка.

Даже в периоды расставаний Светлана продолжала сниматься у Лотяну. Однако, как и любая женщина, она мечтала о тепле семейного очага. Уют и стабильность актрисе подарил муж Олег Лачин. К сожалению, супруг трагически погиб, когда дочке Ирине было всего восемь месяцев. И вновь в трудный час рядом появился Эмиль Лотяну: предложил вдове работу, которая могла отвлечь от дурных мыслей.

«В жизни надо уметь сгорать дотла». Вдовство, тюрьма и губительная любовь актеров фильма «Табор уходит в небо»
В нулевых актриса вышла замуж за Андрея Вишневского

В нулевых актриса вновь вышла замуж, за драматурга Андрея Вишневского, но брак не продлился долго. Несмотря на то, что Тома пыталась создать семью с другими мужчинами, а Лотяну женился на Галине Беляевой, поклонники полагали: самые сильные чувства все же связывали артистку с наставником.

«Мы испытывали целый спектр разных эмоций: любили, ненавидели, обижали, может быть, сами того не желая. Тем не менее оба проросли друг в друге, — резюмировала Тома. — Когда не стало моих родителей, именно Эмиль стал для меня поддержкой и опорой. С его уходом я окончательно ощутила себя сиротой».

Григоре Григориу — Лойко Зобар

«В жизни надо уметь сгорать дотла». Вдовство, тюрьма и губительная любовь актеров фильма «Табор уходит в небо»
Ради роли Григориу научился укрощать лошадей

Как и для Светланы, для Григоре Григориу «Красные поляны» стали дебютным фильмом. До первых съемок артист успел поработать грузчиком на железной дороге и шесть лет прослужить в драмтеатре в Бельцах. В дальнейшем актер исполнил более 70 ролей в кино и на подмостках, самой известной из которых был персонаж Лойко в ленте «Табор уходит в небо». Чтобы вжиться в образ Григоре не только две недели жил в цыганской семье, но и укрощал лошадей.

«Сколько коней пришлось обуздать, сколько ссадин и кровоподтеков было у меня после подобных «тренировок». Один раз даже жизнью чуть не поплатился, да ангел-хранитель помог. Помню свирепого рысака по кличке Слон — огромного, выше меня ростом. Дублера он за считанные минуты с себя сбросил. Но Лотяну знал, что при огромном желании я смогу справиться с самой буйной лошадью. И потому меня не удивила его команда: «Григориу, оседлать коня!» Это была в прямом смысле слова схватка — кто кого сильнее, — делился Григоре. — Пришлось применить специальные шпоры. Они до крови впивались в бока Слона. Он был весь взмыленный, а я — мокрый и счастливый от того, что победил...»

Запомнились зрителям и персонаж Зарубина в «Емельяне Пугачеве», и Чезаре Мартини в «Оводе», и солист балета в «Анне Павловой» в исполнении артиста. При этом больше всего он ценил участие в картинах Лотяну. Смерть мэтра после долгой болезни в апреле 2003-го выбила актера из колеи.

«В жизни надо уметь сгорать дотла». Вдовство, тюрьма и губительная любовь актеров фильма «Табор уходит в небо»
Григоре Григориу c женой на свадьбе старшего сына

«Лотяну в отличие от многих других ни под кого не подстраивался, не делал ничего по заказу, не разрабатывал «киношных концепций» на злобу дня. Он просто снимал прекрасные фильмы, уважал свое имя и этим спас молдавское кино от провинциальности. И я горжусь, что работал рядом с этим неординарным режиссером уровня, как я считаю, Куросавы, Формана, Копполы... Теперь я знаю, что в жизни надо уметь сгорать дотла», — подчеркивал Григориу.

30 лет артист был женат на Екатерине Ботнарюк и вырастил с ней двоих сыновей. Но в 1996-м во время переливания крови актриса заразилась гепатитом, и буквально сгорела за три месяца. Залечить душевные раны Григориу помогла новая любовь, — к молодой сотруднице библиотеки — хотя чувства к умершей супруге он всегда считал главными в жизни.

Вчера молдавскому актеру могло исполниться 81, но он умер еще в 2003-м, спустя восемь месяцев после ухода Эмиля Лотяну. Жизнь 62-летнего артиста оборвалась в автокатастрофе: в его «Волгу» врезалась «Мазда», водитель которой спешил в Одессу на рынок. Роковую роль сыграли туман и гололед, Григориу и его друг скончались на месте, погибли и все пассажиры иномарки, а шофер остался инвалидом. Цыгане, принимавшие Григоре за своего после «Табора…», приезжали на место ДТП помянуть звезду кино...

Барасби Мулаев — Макар Чудра

«В жизни надо уметь сгорать дотла». Вдовство, тюрьма и губительная любовь актеров фильма «Табор уходит в небо»
Артист часто играл в эпизодах

В основном артист играл второстепенных персонажей, но ключевые роли получил в фильмах «Буйный Терек», — перевоплотился в полковника Дзандара — «Обида старого охотника» и «Дорога на край жизни».

Распад СССР народный артист Кабардино-Балкарской Республики перенес тяжело: работы почти не осталось, он чувствовал себя ненужным. К сожалению, детей у Барасби не было, и почти всю жизнь он прожил с матерью. Умер одинокий и забытый всеми актер в 80 лет.

Всеволод Гаврилов — Данило

«В жизни надо уметь сгорать дотла». Вдовство, тюрьма и губительная любовь актеров фильма «Табор уходит в небо»
Гаврилов в картине Лотяну

Изначально артист планировал связать судьбу с музыкой: окончив специализированное училище, он поступил в консерваторию по классу кларнета. Все изменилось, когда Гаврилов устроился рабочим сцены в театр русской драмы и комедии в Тирасполе. Педагог Нина Алексеева разглядела в мужчине талант и помогла стать актером.

Тогда же Всеволод Сергеевич начал мелькать в кино: первые роли исполнил в фильмах «Офицер запаса» и «Дмитрий Кантемир». Ну а затем артист сыграл Данило в ленте «Табор уходит в небо». С коллегой по этой картине Григоре Григориу Гаврилов снова встретился на площадке «Ночи в Чили».

«В жизни надо уметь сгорать дотла». Вдовство, тюрьма и губительная любовь актеров фильма «Табор уходит в небо»
Наталья Донцова была последней любовью актера

Неоднократно артист получал награды за успехи в творческой деятельности и высокое художественное мастерство. Большую часть жизни он посвятил Русскому драмтеатру имени Чехова. 2 октября 2020-го коллеги по сцене сообщили, что Гаврилов скончался после тяжелой болезни.

Борислав Брондуков — Буча

«В жизни надо уметь сгорать дотла». Вдовство, тюрьма и губительная любовь актеров фильма «Табор уходит в небо»
Персонаж Брондукова украсил картину

Еще один «король эпизода», засветившийся в картине Лотяну — Борислав Брондуков. Долгое время он трудился прорабом на стройке, а потом устроился на завод «Арсенал», где проявил актерский талант в народном театре. Тем не менее в вуз самородка брать не хотели: приемная комиссия заявила, что с такой внешностью Брондукову стоит пойти обратно на стройку. К счастью, ректор Николай Заднепровский вступился за абитуриента, так как видел его в спектаклях.

В начале 60-х актер дебютировал в кино в «Цветке на камне», а спустя шесть лет получил награду за роль вора в «Каменном кресте». Из-за отсутствия в фильмографии ключевых персонажей артист не переживал, так как знал: из любого эпизода он сделает конфетку. Брондуков, действительно, был так убедителен в любом амплуа, что после ленты «Афоня», где он перевоплотился в алкоголика, зрители поверили: исполнитель — пьяница!

Из-за подобных ассоциаций Борислав Николаевич постоянно получал роли преступников, алкоголиков и разгильдяев, хотя коллегам было очевидно, что за внешним комическим рисунком крылась тонкая ранимая душа и перенесенная некогда боль. Без драмы, правда, не обошлось: у первой супруги Брондукова обнаружили психическое заболевание, существовать с которым в браке оказалось невозможно.

«В жизни надо уметь сгорать дотла». Вдовство, тюрьма и губительная любовь актеров фильма «Табор уходит в небо»
Супруга много лет ухаживала за больным артистом

От одиночества актера спасла 18-летняя Катя, мечтавшая поступить в театральный институт. Борислав Николаевич готовил девушку к экзаменам, а попутно влюбился. Спустя год муза ответила наставнику взаимностью, они сыграли свадьбу, а позднее стали родителями сыновей Кости и Богдана.

В 80-х после съемок «Карастояновых» у Брондукова случился первый инсульт. Екатерина заботилась о муже, и, используя различные методики, учила его заново говорить. Актер продолжил работать в кино, но в 1993-м второй приступ застал его врасплох.

Жена пыталась хоть как-то поддержать семью и больного мужа материально, а потому взялась за швейную машинку. Чуть легче стало, когда актеру выделили президентскую стипендию. Но затем в кино наступил кризис, Екатерина бросила работу, чтобы ухаживать за супругом, и пришлось довольствоваться пирожками от поклонников и суповым набором от знакомого мясника…

Добил артиста третий инсульт, в 1997-м: больше он не говорил и почти не двигался. Екатерина не бросила мужа в беде и, вероятно, только благодаря ее заботе он прожил еще семь лет.

Мария Капнист — Изергиль

«В жизни надо уметь сгорать дотла». Вдовство, тюрьма и губительная любовь актеров фильма «Табор уходит в небо»
Капнист долго шла к актерской карьере

Мариэтта родилась в семье графа Ростислава Капниста и прапраправнучки атамана Ивана Серко, так что первые семь лет жизни провела в особняке на Английской набережной в Петербурге. После Октябрьской революции ее отца расстреляли, а старшие брат и сестра вскоре умерли. Мать переехала с оставшимися детьми в Судак, но их дом разрушили. Крымские татары, чтившие графа Капниста, помогли женщине бежать.

В родной Ленинград Мариэтта вернулась в 16: поступила в театральный вуз, играла на сцене в массовке. Но потом из-за дворянского происхождения девушку исключили из института. В отчаянии Капнист отучилась в Киеве на бухгалтера, но и в этой профессии ей не давали покоя. Дважды женщину арестовывали — по обвинению в шпионаже и антисоветской агитации. В заключении она родила от осужденного на каторгу польского инженера дочь, которую нарекла Радиславой — в честь героини рассказа Горького «Макар Чудра»…

Ребенка определили в детдом, но подруга по несчастью Валентина Базавлук сумела выйти на свободу раньше, отыскать и удочерить Радиславу. В 1956-м Капнист выпустили из ИТЛ после почти 15 лет заключения, а еще через два года ее полностью реабилитировали за отсутствием состава преступления. Разумеется, это не могло вернуть Мариэтте ни потерянного времени, ни здоровья…

«В жизни надо уметь сгорать дотла». Вдовство, тюрьма и губительная любовь актеров фильма «Табор уходит в небо»
Актриса часто играла графинь, ведьм, цыганок и чародеек

Поначалу бывшая заключенная работала массажисткой и дворником, но затем сумела получить небольшую роль игуменьи в «Таврии». Режиссеры киностудии имени Довженко обратили внимание на талантливую женщину, и с тех пор она часто играла графинь, ведьм, цыганок и чародеек.

В заключении Капнист постоянно трудилась под землей, поэтому у нее развилась фобия. Это и погубило артистку, не желавшую пользоваться подземкой: в начале октября 1993-го она попала под колеса машины, переходя одну из самых оживленных автомагистралей Киева близ киностудии имени Довженко. Спустя пару недель у пострадавшей актрисы начался отек легких, а 25 октября ее сердце остановилось.

Василий Симчич — барин Балинт

«В жизни надо уметь сгорать дотла». Вдовство, тюрьма и губительная любовь актеров фильма «Табор уходит в небо»
До кинокарьеры Симчич преподавал

К этому актеру судьба тоже была не слишком благосклонна: он рано потерял отца, организовал сельский театр в Среднем Березове, но не мог всецело погрузиться в искусство, так как требовалось еще и следить за хозяйством. В конце 30-х Симчича арестовали за участие в политических протестах, и он избежал казни только благодаря протекции дяди-священника.

Мужчина работал сельским учителем, но в 40-х судьба забросила его в Харьковский драмтеатр. Сменив несколько мест службы, Симчич окончил режиссерские курсы и стал худруком Народного театра в Коломые. Параллельно он снимался в кино, и роль Николая Скворцова в фильме Эмиля Лотяну «Мой ласковый и нежный зверь» оказалась для него последней: артист умер весной 1978-го в 63.

Ляля Черная — старая цыганка

«В жизни надо уметь сгорать дотла». Вдовство, тюрьма и губительная любовь актеров фильма «Табор уходит в небо»
Актриса была наполовину цыганкой

Дочь московского дворянина и цыганки Надежда Киселева начала профессионально выступать с хором Егора Полякова как танцовщица с 13-ти, а в 1931-м перешла в театр «Ромэн», которому посвятила 40 лет жизни. Под псевдонимом Ляля Черная брюнетка играла в спектаклях и кино, а в народе получила прозвище «цыганская Любовь Орлова».

Мужчины теряли от черноокой красавицы голову. По легенде, один чиновник даже предстал перед судом за взятки, которые тратил на Лялю. Замуж актриса вышла за директора «Ромэн» Михаила Яншина, но потом бросила его ради Николая Хмелева. Во втором браке артистка родила сына Лешу, и все было бы прекрасно, если бы супруг не умер прямо во время репетиции спектакля «Трудные годы»…

«В жизни надо уметь сгорать дотла». Вдовство, тюрьма и губительная любовь актеров фильма «Табор уходит в небо»
Театру «Ромэн» Черная посвятила 40 лет жизни

Вдову, как ни странно, поддерживал бывший муж Яншин. Вероятно, они могли бы вновь сойтись, да что-то не заладилось. Ну а в 70-е на горизонте появился другой актер — Евгений Весник, с которым Ляля прожила пять лет.

В 1972-м актриса покинула «Ромэн», так как значимых ролей для нее там не осталось. Без дела звезда не сидела: записывала пластинки, снималась в кино, выступала перед зрителями с музыкальными номерами. Коллеги рассказывали, что свой последний концерт Ляля Черная сыграла в «Эрмитаже». Ей стало плохо на сцене, артисты вызвали скорую, но в итоге королева цыган умерла в клинике.

По материалам «Труд», «Бульвар Гордона».

Фото: Legion-Media, Украинское Фото/PhotoXPress.ru, Яков Берлинер/РИА Новости, личный архив, Odnoklassniki.ru, кадры фильма «Табор уходит в небо»

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения