Почти 60 лет назад, в марте 1961-го, под Кировском специально построили украинскую деревушку, где Александр Роу снимал зимнюю натуру для фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки». В декабре местные жители первыми увидели результат работы режиссера, ну а 8 января 1962-го ленту посмотрел весь СССР.
Для зрителей это была волшебная сказка, а для актеров — картина, менявшая судьбы. Причем не всегда в лучшую сторону. Впоследствии члены съемочной группы признавались, что столкнулись на площадке с чертовщиной, а несчастья, коснувшиеся исполнителей главных ролей, связывали с мистическим произведением Гоголя. Действительно ли над звездами «Вечеров на хуторе близ Диканьки» нависло проклятье и кто из них больше всего пострадал?
Юрий Тавров — Вакула
История кузнеца, влюбившегося в капризную дочку богатого казака, стала центральным сюжетом сказки. С исполнительницей роли строптивой Оксаны Людмилой Мызниковой после съемок ничего плохого не случилось: она просто оставила профессию и посвятила себя семье. А вот жизнь Юрия Таврова, сыгравшего Вакулу, пошла под откос.
Для начинающего актера роль кузнеца стала дипломной работой. Честно говоря, только по ней артиста и помнят. Позднее ему доставались второстепенные персонажи: колхозник из ленты «Наш честный хлеб», милиционер в «Прощайте, фараоны!», подпольщик в «Порту» — и на этом все. Тавров исчез с радаров, и, как писали в СМИ, бросил профессию «по семейным обстоятельствам».
О чем же шла речь? Поговаривали, что вчерашний Вакула пристрастился к спиртному. Дважды он пытался создать семью, но жены уходили от пьющего мужчины. К алкоголизму добавились глаукома, из-за которой артист почти не видел правым глазом, и проблемы со слухом. Съемки в кино сменились работой маляра в ЖЭУ и в Одесской академии строительства и архитектуры…
Больной и забытый всеми актер умер в Одессе в 2010-м. По слухам, когда под Рождество показывали «Вечера на хуторе близ Диканьки», мужчина выключал телевизор: вспоминать свой единственный успех было невыносимо тяжело.
Людмила Хитяева — Солоха
Действие проклятья или нет, а на съемках сказки Роу Людмила Ивановна сломала нос, когда каталась на лыжах. На носу так и осталась небольшая горбинка, но режиссер успокоил актрису, что дефект совсем ее не портит, даже наоборот — меньше грима понадобится для роли Солохи. Сама же Хитяева связывала несчастный случай не с гоголевскими выдумками, а с событиями из личной жизни: за полгода до инцидента артистка бросила мужа Александра Белокринкина, заподозрив его в измене. На самом деле супруг не предавал звезду, но это осознание пришло к ней слишком поздно, так, может, падение стало карой за недоверие?
С другой стороны, травма привела актрису ко второму мужу: в клинике она встретила хирурга-уролога Бориса Якобсона. Первое время артистка чувствовала себя абсолютно счастливой, но в итоге история повторилась — Хитяева замечала, что супруг заглядывается на других женщин, сгорала от ревности и полагала, что брак долго не протянет. «Потому и прервала две беременности, за что ругаю себя по сей день», — сетовала звезда.
На этот раз актриса застала мужа в квартире с другой женщиной: парочка распивала коньяк. Разумеется, убедить жену в том, что измены не случилось, а это просто знакомая, Якобсону не удалось. Развод Хитяева переживала тяжело, но Бориса он вовсе сломал — хирург перестал оперировать, у него развилось нервное заболевание.
Аборты аукнулись актрисе, когда она сошлась с каскадером Валерием Леонтьевым и решила родить от него ребенка: доктора посоветовали не рисковать. Два десятилетия артистка прожила с Леонтьевым, который, к слову, был младше на 11 лет. Желая избраннику лучшего, Хитяева сама толкнула его в объятья молодой продавщицы. В итоге Валерий стал отцом двоих детей, а Людмила Ивановна — близким другом его новой семьи.
Хитяева старела, но у нее все равно оставались поклонники. Так, когда актрисе было за 60, она начала встречаться с 31-летним Андреем, который делал с ней совместную концертную программу. Отношения закончились спустя восемь лет из-за того, что мужчина пристрастился к выпивке: к алкоголю Людмила Ивановна всегда относилась крайне негативно.
Личная жизнь актрисы не сложилась, но она не унывала: ее по-прежнему окружали друзья и хорошие знакомые, часто навещал единственный сын от первого брака Павел. В прошлом августе артистка отметила 90-летие, и хотя порой старые травмы дают о себе знать, она может похвастаться крепким «казачьим» здоровьем.
Анатолий Кубацкий — кум Панас
Актер прославился именно благодаря сказкам Александра Роу. В «Марье-искуснице» Кубацкий сыграл Водокрута, в «Королевстве кривых зеркал» — Йагупопа, а в ленте «Варвара-краса, длинная коса» — дьяка Афоню. В 70-х количество фильмов, в которых участвовал артист, сократилось, а в последующих двух десятилетиях он появился только в паре картин. Если и существовал злой рок для звезд «Вечеров на хуторе близ Диканьки», то для Анатолия Львовича он воплотился в виде забвения и одиночества: последние годы «кум Панас» провел в Доме ветеранов.
«После смерти жены я долго держался, — делился артист. — 55 лет вместе прожили. Сына Юлия вырастили, он архитектором стал. Но вы же понимаете: у него своя семья. С утра все на целый день уходят на работу, я остаюсь дома один. Ну и не выдержал: оставил им свою квартиру и перебрался сюда».
Как же вышло, что любимец Александра Роу оказался забытым? По словам актера, он сознательно ушел на пенсию, заключив, что если будет нужен на площадке — то непременно позовут, а если не понадобится, значит, такова судьба. «Это раньше я выходил на улицу Горького и только и делал, что здоровался. В последние годы уже никто не здоровается», — сетовал 90-летний Кубацкий.
Он доживал жизнь наедине со своими воспоминаниями: как видел последнего русского царя, участвовал в финской войне, работал на радио, дружил с кучей советских звезд… Но кому это было рассказывать в доме престарелых?
«Живу, как предлагает жизнь. И ничего от нее не требую, — говорил артист. — Жаль только, людей в Доме ветеранов мало: не знаю, наберется ли человек 20. Актеров практически нет, общаться не с кем. А сын приезжает редко».
Артист, создававший для других людей сказки, умер всего за два дня до Нового 2002 года. Ему было 93 — так много лет жизни, но сколько из них оказались по-настоящему счастливыми?
Николай Яковченко — Пацюк
С юности актер играл в театре, а карьеру в кино начал в довольно зрелом возрасте, — в 52 — но колоритная внешность позволила ему быстро завоевать сердца зрителей и уважение коллег по цеху. «Максим Перепелица», «За двумя зайцами», «Королева бензоколонки» — каждый из этих фильмов Яковченко украсил своим участием.
В картинах, напрямую связанных с мистикой, Николай Федорович играл дважды: перевоплотился в Пузатого Пацюка, глотавшего вареники один за другим в «Вечерах на хуторе близ Диканьки», и в Спирида в «Вие». Однако глупо утверждать, что экранизации произведений Гоголя повлияли на судьбу актера, ведь несчастья посыпались на него гораздо раньше съемок в кино.
В начале 30-х он женился на возлюбленной Татьяне. Она была младше на 10 лет, к тому же статная красавица, однако артисту удалось покорить девушку обаянием и харизмой. Супруга подарила актеру двух чудесных дочек, Ирину и Юнону. Но вскоре после войны семейная идиллия рухнула: избранница умерла от рака. На публике Яковченко пытался казаться все тем же веселым лицедеем, но близкие знали, что горе изменило его навсегда. Николай Федорович стал пить, и только наследницы не давали ему окончательно погрузиться в пучину отчаяния.
Судьба продолжала больно бить актера — в 1970-м старшая дочка Ирина тоже умерла от рака, в неполные 38 лет. Весь род Яковченко словно истребляла неведомая сила: один за другим ушли из жизни зять, младшая дочь, внук. Сам артист скончался в 74. Скорая увезла его из дома с приступом аппендицита, но доставила в клинику слишком поздно. Говорят, последней фразой, произнесенной лицедеем, стала: «Клоун пошел на манеж»…
Георгий Милляр — Черт
Несмотря на характер своей роли, на съемках «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Милляр никакой чертовщины не заметил. А вот его дублер, которому поручили «летать» по небу, упал с большой высоты в первый же день — трос оборвался. К счастью, несчастный гимнаст отделался переломом челюсти.
Но что же актер? Как и Анатолий Кубацкий, Милляр был одним из любимцев Александра Роу и постоянно снимался в его сказках. После смерти режиссера карьера Георгия Францевича пошла на спад. Из-за депрессии он частенько выпивал, но делал это тихо: никогда не устраивал скандалов. Приглядывала за артистом супруга Марья Васильевна, на которой он женился в 65. Некоторые сомневались в искренности чувств пары, однако все видели, с какой нежностью пожилой мужчина обращается к своей «Манечке-лапочке».
Несмотря на французское происхождение и публичность профессии, Георгий Францевич был человеком простым, скромным и неприхотливым. К концу жизни доверчивостью актера стали пользоваться, ведь обмануть его не составляло труда. Как и «сэкономить» на нем: квартиру звезде сказок выделили только к 70-ти годам и то, вдали от метро. Марья Васильевна негодовала, мол, надо бы настоять на более выгодном расположении, но Милляр только пожимал плечами и повторял, что доехать на общественном транспорте можно куда угодно.
После 80 артист не хотел бросать работу и соглашался играть в эпизодах, лишь бы чувствовать себя нужным. Очень ответственно он относился и к творческим вечерам. Так, к 85-летнему юбилею актеру пообещали организовать встречу с поклонниками в концертном зале «Россия». Звезда сказок знал, что к нему придут прежде всего дети, поэтому каждому ребенку подготовил подарок: рисунок с изображением Бабы-Яги с автографом, всего 850 штук… С самого утра Милляр сидел одетый и ждал сигнала от организаторов мероприятия, но ему даже не перезвонили. Картинки, которые Георгий Францевич так мечтал подарить маленьким зрителям, разошлись по знакомым, а часть отправилась пылиться в Музей кино…
Друзья не сомневались: актера убили не болезни и старость, а забвение. Он старался не показывать, как расстроен, но в сердце зияла дыра, тоска по творчеству и благодарным поклонникам росла с каждым днем. Незадолго до смерти артист написал стихотворение, где поведал о мечте сыграть драматическую роль, после чего можно было бы уйти спокойно. Однако желание так и не осуществилось: в июне 1993-го 89-летний Георгий Милляр лег спать и погрузился в вечный сон.
По материалам «АиФ», «7 дней».
Фото: Legion-Media, Шогин Александр/ТАСС, личный архив, кадры фильмов «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Старая крепость»