В 1978-м режиссер съездила в Болгарию к Ванге и услышала страшное предсказание о своей скорой гибели. 2 июля 1979-го «Волга», в которой находилась Лариса Шепитько, столкнулась с грузовиком. Неужели это было фатальное совпадение?
Жизнь Ларисы Ефимовны полнилась мистикой. Женщина верила в реинкарнацию, а однажды, приехав в старинный чешский замок, заявила, что уже бывала в нем. Увидев стол, прикрытый скатертью, режиссер обмолвилась, что когда-то здесь играли в покер, поэтому поверхность обшита зеленым сукном. Спутники Шепитько убрали скатерть и с удивлением обнаружили, что все выглядит именно так, как рассказывала артистка…
Какие еще необычные события случались с Ларисой Шепитько? В годовщину смерти режиссера рассказываем историю ее успеха, любви и трагической гибели.
«Рабская» профессия
Лариса родилась в семье учителей в Артемовске Донецкой области. Ефим Анисимович Шепитько бросил супругу с тремя детьми, чего будущий режиссер так и не простила. Позднее в СМИ распространилась версия о том, что папа постановщика был иранцем и уехал на Родину. В итоге выяснилось, что близкие Шепитько считали одну из прапрабабок персиянкой, отсюда и возникла легенда.
После войны семья перебралась во Львов, где Лариса Ефимовна и закончила школу. В городе нередко снимали кино, и однажды девушка попала на площадку «Овода». Работа постановщиков и операторов так впечатлила Шепитько, что она твердо решила поступать на режиссерское отделение ВГИКа.
В то время факультет считался обителью мужчин, к тому же юная Лариса обладала яркой и привлекательной внешностью, поэтому члены приемной комиссии поинтересовались, не желает ли она пойти на актерское отделение. Незаурядная абитуриентка смело заявила, что эта «рабская профессия» ей не подходит. Больше вопросов не было.
Хотя призванием актерство не стало, отказать именитым режиссерам Лариса не могла, так что периодически появлялась на экране в эпизодах. К примеру, Эльдар Рязанов снял ее в «Карнавальной ночи», а Александр Довженко — в «Поэме о море». Позднее были небольшие роли в «Таврии», фильмах «Спорт, спорт, спорт» и «Агония».
Разумеется, Ларису больше волновало происходящее за кадром. В студенчестве она создала две короткометражки, характер которых уже демонстрировал оригинальность ее видения искусства. В 1963-м на экраны вышел дебютный фильм Шепитько «Зной», получивший награды фестивалей в Ленинграде и Карловых Варах. Это была во всех смыслах заслуженная победа: девушка трудилась в степи в 40-градусную жару, а по некоторым данным, не прервала работу, даже когда заболела желтухой.
Между семьей и искусством
Немаловажно, что монтировать «Зной» Ларисе помогал старшекурсник Элем Климов. Он давно симпатизировал девушке, однако та отвергала ухаживания. Совместная работа открыла Климова с другой стороны, и Шепитько наконец ответила мужчине взаимностью. В 1965-м влюбленные поженились, что многим казалось ошибкой: могли ли в доме ужиться два гения?
Супругам удалось невозможное, хотя в их отношениях был кризисный период, когда они едва не разошлись. Причина крылась, разумеется, в соперничестве и испытании славой.
В 1966-м Шепитько «взорвала» Неделю работ молодых режиссеров национальных республик СССР в Париже картиной «Крылья» о боевой летчице Надежде Петрухиной. На Родине фильм критиковали, а вот за границей постановщику пели дифирамбы: Коппола и Скорсезе открыто выражали восхищение талантом украинки, а Лайза Миннелли была поражена еще и привлекательностью Ларисы, назвав ее самой красивой женщиной Европы.
«Новая Грета Гарбо» вскоре создала ленту по повести Андрея Платонова «Родина электричества», но стараниями советских цензоров пленке суждено было пролежать на полке 20 лет. Не вышла на экраны и сказка «В тринадцатом часу ночи», а драму «Ты и я» искромсали до неузнаваемости, испортив замысел режиссера. Долгожданный триумф случился только в 1976-м, когда картина «Восхождение» благодаря вмешательству первого секретаря ЦК КП Белоруссии Петра Машерова увидела свет. Фильм удостоился главных призов Всесоюзного кинофестиваля в Риге, Гран-при «Золотой медведь» в Берлине и премии ФИПРЕССИ.
Примерно в то же время Элем Германович переживал закрытие своей «Агонии», посвященной истории Григория Распутина. На фоне успеха жены очередной провал казался особенно болезненным, так что однажды Климов попросту ушел из дома. Вернувшись из поездки и не обнаружив в квартире мужа, Лариса забеспокоилась. Супруги встретились и обговорили случившееся, после чего не расставались вплоть до трагического финала их истории любви.
Впрочем, могли ли они разлучиться на почве творчества, пройдя через ряд испытаний? В 35 Лариса Шепитько подарила мужу сына Антона, но немногие тогда знали, какую цену она заплатила за радость материнства. Во время беременности режиссер получила серьезную травму позвоночника, и врачи запрещали рожать, опасаясь, что пациентка умрет. Каким-то чудом мальчик появился на свет здоровым, а его мама выжила… чтобы погибнуть через шесть лет согласно предсказанию провидицы…
«Прощание»
Знала о прошлой жизни и верила Ванге
Чтобы правильно интерпретировать последующие события, необходимо объяснить отношение Шепитько к эзотерике. Журналисты не раз спрашивали у Антона, почему Элем Климов заказал у художника портрет Ларисы Ефимовны в образе великосветской дамы XVIII века. Ходили слухи, что на картине вовсе не режиссер, а австрийская герцогиня, очень похожая на украинку.
«На экскурсии в одном из старинных замков Австрии мама увидела портрет герцогини, которая была поразительно на нее похожа. Помимо портрета мама обнаружила странную связь с этим местом: оказавшись в замке впервые, она мгновенно узнавала все предметы, мебель, расположение комнат, предваряя рассказ экскурсовода и отмечая то, чего не было видно снаружи, например, зеленое сукно под скатертью, которую по просьбе мамы подняли. История с этим замком и портретом дамы навеяла эту идею — нарисовать маму в образе аристократки», — пояснял Антон.
Шепитько и раньше верила в реинкарнацию и множественные жизни, а после того случая словно убедилась в правдивости теории. Поэтому, встретившись с Вангой в 1978-м и услышав о своей скорой гибели, Лариса Ефимовна не ставила слова прорицательницы под сомнение. В тот же день режиссер пошла с подругой в храм и попросила ее приглядеть за маленьким Антоном, который осиротеет через год…
Проклятая деревня
Работу над фильмом по повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой» постановщик начала, зная, что никогда ее не закончит. Сюжет повествовал о деревне Матере, которую затопили при строительстве ГЭС. Сам Валентин отмечал, что первой фатальной ошибкой Шепитько стало сжигание ради красивого кадра векового дерева — местные жители считали это большим грехом.
По словам коллег, вела себя Шепитько на площадке крайне странно: фотографа Николая Гнисюка в июне 1979-го предупредила, что если он приедет через месяц, то уже ее не застанет. Второй режиссер Валентина Хованская отмечала, что Лариса Ефимовна «утоньшалась» на глазах: мол, по фото тех дней видно, как из нее «выходила жизнь». Кроме того, «Волгу»-кабриолет, предоставленную для передвижения по местам съемок, драматург в шутку окрестила «гробом»…
Художник-постановщик картины Юрий Фоменко, сделавший декорацию «Изба Дарьи», рассказывал, что к дому сразу слетелось пять или шесть ласточек. Птицы стучали в окна, и местные жители заявили, что это к смерти на съемках. После всех этих знаков Лариса Ефимовна села в злополучную «Волгу» с оператором Владимиром Чухновым, Фоменко и двумя ассистентами, причем выехала вовремя, хотя ее уговаривали задержаться.
Вещие сны
«Шофер заснул. Милиционер видел, как мчалась по параболе «Волга», в которой все спали, хотел ее остановить, но не успел. «И, — рассказывал шофер грузовика, — я увидел, как на меня мчится «Волга». Свернул к обочине, потом практически встал. Больше мне некуда было…» Грузовик был с прицепом, заполненным кирпичами, «Волга» со всего размаха врезалась в прицеп, и эти кирпичи накрыли общую могилу. Характер Шепитько — и в ее фильмах, и в ее гибели», — писала в книге «Бегущая строка памяти» Алла Демидова.
В то раннее утро, когда Шепитько с членами группы выехали навстречу своей гибели, многие плохо спали. Хованской снилось, что Лариса Ефимовна бросила ей сумку, полную костей и крови, ассистентке по реквизиту — как режиссер уплывает вдаль на катере. Элем Климов проснулся в 5:18 от страшного кошмара про смерть жены в ДТП…
После смерти
Близкие не знали, чем объяснить череду совпадений и мистических событий. Это было не столь важно, ведь никакие рассуждения не вернули бы к жизни 41-летнюю маму, жену и режиссера. Детище Шепитько доснял Элем Климов, уже под названием «Прощание», символичным для сложившейся ситуации. В 1980-м свет увидела документалка «Лариса», посвященная Климовым любимой супруге.
Через пять лет на экраны вышел самый успешный фильм Элема Германовича «Иди и смотри», оказавшийся для него последним. Режиссер намеревался экранизировать «Мастера и Маргариту» и «Бесы» Достоевского, однако так и не осуществил задумку.
«Он не захотел прогибаться перед спонсорами, не согласился снимать красивую сказку в Голливуде. Один из крупных американских продюсеров предлагал отцу продать сценарий фильма «Мастер и Маргарита», когда у него уже практически не осталось шансов снять картину самостоятельно, но тот отказался. Лично я не уверен в том, что на месте отца поступил бы так же. Да и вообще, покажите мне человека, который отказался бы от чека на миллион долларов, который выписывают у тебя на глазах! Но и папа, и мама были людьми, купить которых было невозможно ни за какие миллионы», — делился Антон Климов.
В 1986-м Элем Германович стал первым секретарем правления Союза кинематографистов, после чего взял курс на продвижение «проблемных» фильмов взамен развлекательных. Многие ленты, ранее запрещенные цензурой, увидели свет, а вот сам Климов завязал с режиссурой.
В последние годы Элем Германович превратился в затворника, чего бы не случилось, по мнению его сына, будь Лариса Ефимовна жива. Климов больше не женился, понимая, что никто не заменит возлюбленную. «Мы с отцом были очень близки, и тема мамы присутствовала в нашей жизни всегда. Хотя у меня была возможность жить отдельно, я оставался с папой, понимая, насколько для него это важно», — подчеркивал Антон.
Пойти по стопам родителей наследник не захотел, как и стать пианистом: в детстве мама и папа настаивали на разучивании гамм и приобрели сыну роскошный рояль. Антон окончил журфак МГУ, работал в федеральных изданиях, освещая музыкальную жизнь, занимался пиаром Михаила Шуфутинского. Отойдя от шоу-бизнеса, мужчина начал позиционировать себя как писателя.
По материалам книги Алексея Казакова «
Фото: А.Князев/РИА Новости, Legion-Media, PhotoXPress.ru, Фотохроника ТАСС , личный архив, кадры фильмов «Зачем пережила тебя любовь моя...», «Карнавальная ночь», «Крылья», «Прощание»