В годы Великой Отечественной войны русские солдаты нередко восстанавливались после ранений в Казахстане, и один из них стал отцом будущего актера. Мама растила Владимира Толоконникова одна, но про папу, чьей фотографии мальчик ни разу не видел, никогда не отзывалась плохо.
Уроженец Алматы с детства проявлял артистизм и участвовал в школьной самодеятельности. Поначалу мальчик мечтал о карьере летчика, затем увлекся рисованием и задумался о профессии художника. Наконец, в старших классах юноша осознал, что на сцене может стать кем угодно.
Драмкружок Михаила Азовского подготовил парня к поступлению, однако три попытки попасть в московский театральный вуз с треском провалились. Один из членов приемной комиссии признался, что дело в специфической внешности абитуриента. Толоконников не обиделся, а продолжил бороться за свое будущее: играл в студии Померанцева и массовке драмтеатра Алматы. Когда же артисту улыбнулась удача? 25 июня исполняется 80 лет со дня рождения актера, и мы вспоминаем его трудный путь к славе.
Актер, который не сдавался
Три года артист отдал службе в ракетных войсках, после чего вновь предпринял попытку пробиться в московский вуз. После очередной неудачи Толоконников не стал возвращаться в Казахстан, а устроился в Самарский ТЮЗ, где играл в массовке. Опыт благоприятно сказался на карьере актера, ведь ему удалось влиться в ряды студентов Ярославского театрального училища.
Получив образование, выпускник вернулся домой и попал в труппу Театра русской драмы имени Лермонтова. «Семейный портрет с посторонним», «Уроки французского», «Вишневый сад», «Собор Парижской Богоматери» - спектакли помогали артисту реализоваться в профессии. При этом Толоконников не игнорировал детские постановки, изображая Лешего в «Василисе Прекрасной».
Кино для актера началось с эпизодов в «Последнем переходе», «Зяте из провинции» и «Балконе». Но настоящий триумф Толоконникову подарил Владимир Бортко, выбравший малоизвестного 45-летнего казахстанского артиста среди десятков желающих получить роль Шарикова в «Собачьем сердце». Фильм стал культовым, однако образ Полиграфа Полиграфовича навсегда приклеился к Владимиру Алексеевичу.
«Успех „Собачьего сердца“ — это Бог, мама, папа и Булгаков, а я только слова выучил. Это была моя первая большая работа. Дважды я разговаривал с Булгаковым на его могиле, мне казалось, что он меня слышит. Такая работа бывает, наверное, раз в 100 лет, и мне невероятно повезло, что я оказался в этой картине», — говорил актер.
Впоследствии легендарного персонажа звезда играл и на сцене. «Кино Бортко снял великое - под стать Булгакову. Тогда это была бомба. Но театр и кино в корне отличаются. Мне кажется, что театральный Шариков поярче был, но там и профессор другой. Тут никак нельзя сравнивать. В театре я играл после кино 150 раз спектакль «Собачье сердце». Жалко, что он в историю уже ушел», - рассуждал артист накануне 70-летия.
Последующие роли и несбывшиеся мечты
После Шарикова актер появился в картинах «Кошкодав Сильвер», «Гарем Степана Гуслякова», «Облако-рай», «Призрак». Поклонники могли заметить артиста в фильмах «Небо в алмазах» и «Мечты идиота». В детективе «Гражданин начальник звезда» перевоплотился в судмедэксперта, ну а в ленте «Две судьбы» сыграл дедушку Нади.
Юлюкин в «Участке», дядя Саша в «Убойной силе 5», привычный образ Филомеева в продолжении фильма «Облако-рай» — «Коля — перекати поле» — в нулевые актера не обделяли режиссеры. Самой запоминающейся картиной того периода для Толоконникова стал «Хоттабыч». Джинн, попавший в современный мир, показался обаятельным не только зрителям, но и критикам, так что Владимир Алексеевич удостоился премии MTV в категории «Лучшая комедийная роль». «Плакатами вся Москва была увешана. Правда, меня на них никто не узнавал…» — отмечал актер.
Артист мечтал сыграть Воланда, однако это не сбылось. «Еще о роли Мольера в пьесе того же Булгакова «Кабала святош» мечтал. И ведь повезло - сыграл. А сейчас мечтаю, чтобы подольше жить и работать, любить и творить», - говорил Толоконников 10 лет назад.
Владимир Алексеевич также сыграл Пахомыча в сериале «Громовы. Дом надежды», Евгения Петровича Шматко в «Солдатах», охранника в «Кооперативе». Последней работой актера в кино стали «СуперБобровы. Народные мстители».
«Я благодарен судьбе, что нам удалось поработать с Владимиром Алексеевичем над этим фильмом, - отмечал Дмитрий Дьяченко. - Он был очень умным и понимающим человеком, при этом смешным и ироничным, поддерживал легкую атмосферу на площадке. От него всегда веяло позитивом, как бы сложно не было. И мне как режиссеру приятно, что он мне доверял. Владимир Алексеевич сумел создать обаятельный и притягательный образ, несмотря на то что его герой вечно ворчит. Конечно, я был в шоке, когда прямо на смене мне позвонили и сообщили о том, что его не стало. Мы сняли только одну треть фильма, а один из главных персонажей умер. Никому не пожелаю такого испытания. Тем не менее, мы решили, как бы высокопарно это ни звучало, переступить через себя и продолжить делать кино в честь него. Удивительно, но сцену, в которой дед умирает, мы должны были снимать как раз на следующий день после смерти самого актера. Так что то, что вы видите в фильме, - реальные эмоции и настоящие слезы».
За кадром
Артист делился, что был влюблен всего три раза. В первом классе мальчик сходил с ума от одной артистки. «Уже не помню, как ее зовут. Но тогда я так страдал, что есть не мог. Мама не могла понять, что с сыном случилось. Потом у меня была чистая платоническая любовь к восьмикласснице Гале. Я тогда только школу закончил. Буквально боготворил ее, мне даже в голову не приходило хотя бы поцеловать ее. Для счастья мне достаточно было просто видеть мою восьмиклассницу. А она, видимо, захотела большего. Поэтому нам пришлось расстаться. Ну и последняя моя любовь — это жена», - рассказывал актер.
Главной женщиной в жизни звезды кино стала учительница физики Надежда Березовская. Супруга подарила актеру двоих сыновей, младший из которых окончил ВГИК и пошел по стопам Толоконникова. Артист отмечал, что построил в Алматы большой дом, надеясь однажды собрать там всю семью и нянчить внуков.
«Представлял себе огромный стол, во главе сидит Владимир Толоконников во-о-от с такой поварешкой и, если кто-то проштрафится, как бьет в лоб! Вот это порядок. Все дружно в одном котле варятся и смотрят «Собачье сердце». Но оказывается, все не так в жизни получается... Внуков пока нет», - сетовал артист в 2012-м.
Через год после этих рассуждений актера постигла страшная потеря – его жена скончалась. Отдушиной для вдовца стала работа, но она же его и губила. «Самолеты, перелеты, работа... Только лягу - а тут съемки сериала или спектакль, и не успеваю полечиться. А надо бы. Потрясение недавнее сказывается. Мы маму в июне похоронили, жену мою», - признавался артист вскоре после трагедии.
Толоконников не жалел себя, поэтому у него развился бронхит, а на его фоне – сердечная недостаточность. Едва только актер вернулся из Геленджика со съемок второй части «СуперБобровых», как в ночь с 15 на 16 июля 2017-го его не стало. И хотя земной путь артиста завершился, его дело продолжало жить.
«Пока разруха в головах не исчезнет, зритель будет знать артиста Толоконникова, — говорил как-то актер, рассуждая о „Собачьем сердце“. — Возможно, я вообще буду жить вечно. И приятно, гордо сознавать, что я сделал что-то значимое в кино».