Актер умел перевоплощаться ради роли, но никогда не надевал масок в реальной жизни. Он искренне любил супругу, с которой провел вместе почти 40 лет, не отказывал друзьям в помощи, грезил создать что-то вечное.
Программа «Городок» осталась в памяти зрителей проектом, отразившим реалии 90-х и 2000-х, а с появлением шоу Олейникова окрестили гением. Народный любимец еще многое хотел сказать публике, но тяжелая болезнь лишила его голоса. 11 ноября 2012-го сердце Ильи Львовича остановилось.
Вскоре после его смерти культовую передачу закрыли. За 65 лет юморист пережил потери близких, бедность, разочарования. Что же помогло артисту справиться с трудностями и стать кумиром миллионов людей?
Испытания детства
Артист родился в Кишиневе в семье простого шорника, мастерившего упряжь для лошадей, Льва Клявера. Мама будущей телезвезды была домохозяйкой, а заработка отца едва хватало на пропитание. В одном ветхом доме жили не только Кляверы, но и дядя Ильи Львовича, его бабушка и дедушка. Чтобы прокормиться, трудиться приходилось каждому, и с детства ребенок проводил дни в огороде. Именно поэтому он перевелся в вечернюю школу, но и там занятия быстро надоели мальчику.
Настоящим потрясением стало для семьи известие об измене Льва Клявера супруге с женой местного начальника милиции. Узнав о предательстве, служитель закона едва не застрелил отца актера. Мама Ильи и вовсе не смогла перенести случившееся: она тяжело заболела и вскоре скончалась. Папа Ильи Львовича сбежал от проблем в Израиль, оставив сына на попечение дяди, которому до мальчика не было дела.
Дождавшись 18-летия, юноша решил полностью изменить жизнь и покинул дом, который давно перестал казаться ему родным. Выпускник поступил в эстрадно-цирковое училище.
Еще во время учебы Илья Львович начал подрабатывать в Москонцерте, читая юмористические монологи. Даже в армии его записали «ефрейтором-конферансье», подчеркивая, чем больше всего прославился солдат на службе. Он переделывал тексты Семена Альтова и Михаила Мишина, добавляя в них детали, которые позднее критики назвали «фирменным стилем» сатирика. Комедиант должен был закрепиться в Москве и для получения прописки заключил фиктивный брак, который вскоре расторг. В 60-е он начал сниматься в кино, дебютировав в «Трембите».
Артист был достаточно популярен, когда встретил на гастролях любовь всей жизни. Ирину Олейникову он увидел прямо на концерте, в первом ряду. Девушка дала юмористу номер телефона, не подозревая: через несколько лет она подарит ему собственную фамилию и сына.
Семейное счастье
Поначалу не обошлось без казусов: коллеги подшутили над Ильей Львовичем и на глазах у Ирины стали шептаться о том, что он женат, а смеет флиртовать со зрителями. Артист долго доказывал девушке, что на самом деле свободен, прежде чем она согласилась пойти на свидание. Но оплатить развлечения юмористу оказалось не под силу — гонорары за выступления были копеечными. «Я занял у Иры три рубля и пригласил ее в ресторан», — признавался через много лет Олейников.
Впоследствии средства артисту одалживала и будущая теща, однако Илья Львович верил, что однажды вернет все сполна и станет состоятельным. Его отношения с Ириной Олейниковой развивались стремительно, и пара решила пожениться. Однако скромная свадьба прошла неидеально. Влюбленные шутили о зловещих предзнаменованиях перед торжеством — темный зал, плохая кухня. Юморист надел старый костюм, а невеста не поскупилась на подвенечное платье. Судьба наряда оказалась печальной: сначала Ира покрасила его в зеленый цвет для празднования Нового года, а в итоге продала памятную вещь, когда семье не хватало денег на жизнь.
Вскоре у пары родился сын, которого сейчас знают как экс-солиста группы «Чай вдвоем» Дениса Клявера. В отличие от отца, он носит фамилию деда, а вот юморист после женитьбы заключил, что навсегда станет для публики Ильей Олейниковым.
В 70-е артист начал выступать в паре с другом Романом Казаковым. Дуэт регулярно звали в различные театры, а потом и на телевидение. Коронным номером юмористов стал «Вопрос, конечно, интересный», где одна и та же фраза повторялась несколько раз.
Через несколько месяцев Олейников уже играл в эпизодах. Впоследствии на большом экране он появился в картинах «Испанский вояж Степаныча» и «Колхоз Интертейнмент». Но актера стали узнавать на улицах совсем из-за другого проекта.
Судьбоносная встреча
В 1977-ом дуэт Олейникова и Казакова победил во Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Совместное творчество продолжалось еще несколько лет, но эта глава в жизни Ильи Львовича внезапно закончилась со смертью товарища в 1986-ом. Он тяжело переживал потерю друга и нехотя выступал с другими коллегами. К тому же, в стране начинался кризис, зарплаты юмориста и его жены-научного работника не хватало ни на что. Ирина решилась на смелый шаг и отправилась в Америку, где устроилась няней, чтобы обеспечить семью. По возвращении она привезла сатирику видеокамеру, а сыну — синтезатор, заявив, что скоро все изменится к лучшему.
Пророчество Ирины начало сбываться. В конце 80-х юморист впервые оказался на съемочной площадке с Юрием Стояновым. Фильм «Анекдоты», в котором они сыграли, представлял собой набор скетчей, не ограничивавшихся строгим сценарием.
К тому моменту у Стоянова за плечами осталась учеба в школе при Одесской студии и работа в театре. Он искал себя в кино, надеясь проявить как драматический, так и комедийный талант. Однажды Юрий Николаевич столкнулся в гримерке с Олейниковым. Оба держали в руках пакеты с алкоголем: оказалось, они родились в один день, 10 июля, с разницей в 10 лет, и по традиции решили «проставиться» всей съемочной группе. Совпадение артисты посчитали знамением. Чем больше они общались, тем яснее понимали, что готовы создать новый дуэт.
В паре артисты продолжили развивать жанр анекдотов. Им доверили рубрику в программе «Адамово яблоко», и два года юмористы разыгрывали сценки в рамках передачи. Затем Олейников и Стоянов приняли решение создать собственный авторский проект под названием «Кергуду». Уже со второго выпуска шоу переименовали в «Городок».
Программа стала настоящим долгожителем на телевидении, просуществовав почти 20 лет. Среди главных достижений создателей проекта — четыре премии «ТЭФИ», рекордные рейтинги и, конечно, всенародная любовь зрителей. Илья Олейников и Юрий Стоянов с годами стали не просто коллегами, а настоящими друзьями.
Олейников сдержал слово, данное когда-то супруге, начав зарабатывать достаточно для содержания семьи. Помимо занятости на телевидении, артист увлекся музыкой и создал мюзикл «Пророк». По сюжету к бездомным людям, живущим на свалке, приходит человек, который оказывается мудрецом, а предводитель бомжей, которого сыграл сам Илья Львович, помогает слепцу донести свои мысли народу. Кроме того, юморист написал книгу «Жизнь как песТня, или Все через Же» и «До встречи в Городке», а также исполнил роль Кисы Воробьянинова в очередной экранизации «12 стульев». Казалось, удача улыбнулась актеру, вознеся его на вершину успеха, но все рухнуло в одночасье, когда он узнал, что тяжело болен.
Диагноз как приговор
С середины 2000-х Илья Львович чувствовал постоянное недомогание. Его лечили от «нервов и стресса». Так, актер был расстроен, что постановка «Пророк», на которую он потратил столько сил, провалилась спустя два года после премьеры. А затем артист начал жаловаться на кашель, списывая это на злоупотребление сигаретами. Ему некогда было обратиться в больницу, мешали регулярные съемки, дела, проекты. Как только у юмориста стал пропадать голос, пришлось обратиться к фониатрам, а на завершающей стадии обследования сделать томографию легких.
Тогда, в июле 2012 года, жизнь народного артиста России изменилась. Вердикт врачей звучал неутешительно — рак легких четвертой стадии с метастазами. Но даже страшный диагноз не заставил Илью Львовича бросить работу и впасть в уныние. К тому же, у Олейникова всегда был крепкий иммунитет, поэтому его супруга надеялась, что и в этот раз здоровье не подведет избранника.
Опухоль артиста была неоперабельной, и врачи посоветовали ему пройти курс химиотерапии. Кроме того, Олейников испробовал экспериментальное лечение стволовыми клетками, но оно не помогло, а, возможно, даже ухудшило состояние здоровья Ильи Львовича. Актеру становилось сложнее говорить, и в последних выпусках «Городка» его озвучивал Геннадий Богачев.
«У него голос стал постепенно тухнуть, и когда сделали томографию, стало понятно, что опухоль пережимает нерв со связками. Его лечили химиотерапией и лучевой терапией. После них у него начинались приступы икоты. Я попросил играть его икающим, а он ответил: «Юра, это же ужасно». У него кружилась голова, его тошнило, но он не сорвал ни одного съемочного дня», — рассказывал Стоянов в программе «Судьба человека».
Именно Юрий Николаевич заметил, что в один из дней коллега выглядел особенно плохо. Оказалось, у Олейникова поднялась температура. Прямо со съемочной площадки его увезла скорая. Больше актеры никогда не говорили: Илью Львовича погрузили в медикаментозный сон, чтобы его ослабленный организм восстановился, но артист не проснулся. «10 ноября вечером, уходя домой, я тихонько сказала ему: «Илюшенька, солнышко, держись», рядом стоял врач и заметил, что он повернул голову на мой голос. Реаниматолог объяснил, что он скорее всего меня услышал. А 11 ноября в половине пятого утра сердце Ильи остановилось. Ему было всего 65. Муж всегда боялся смерти, кладбищ и разговоров о тяжелых болезнях», — делилась супруга юмориста.
Каждый год в день, когда Ирина потеряла мужа, она заказывает панихиду в его память в Софийском соборе, где артиста отпевали. Олейников был верующим, хотя крестился поздно.
Когда остановилось сердце Ильи Львовича, «Городок» опустел и превратился в руины. Стоянов отказался продолжать съемки с кем-то другим, закрыв программу за несколько месяцев до ее 20-летия. В честь коллеги и друга Юрий Николаевич снял трогательный фильм «Нам его не хватает» — киноленту воспоминаний от самых близких юмористу людей, которые до сих пор не могут смириться с потерей незаменимого артиста, мужа, отца и товарища.
По материалам изданий «Вокруг ТВ», «Собеседник», «Домашний очаг».
Фото: Legion-Media, кадры фильмов «Трембита», «Колхоз Интертейнмент», кадры программ «Городок», «Судьба человека» канала «Россия 1», соцсети