Биография Татьяны Агафоновой началась с трагедии, ведь в девять месяцев малышка осиротела. Воспитывала Таню добрая и мягкая бабушка, которая была не в силах ограничить девочку-сорванца. Обделенности любовью Агафонова не ощущала: учебный год она проводила в столице с близкими папы, ну а лето — в деревне Тверской области с родней матери.
В старших классах Татьяна увлеклась занятиями в драматической студии, поэтому после выпускного загорелась идеей поступить в театральный. Экзамены девушка сдала отлично, вот только из-за природной полноты ей отказала приемная комиссия. Агафонова не отчаялась и пошла в медучилище, но по воле случая провела там всего пару месяцев – Василий Марков, запоздало добиравший студентов на курс в Школу-студию МХАТ, оценил талант абитуриентки и сравнил ее с Фаиной Шевченко.
На заре 80-х девушка начала сниматься в кино, а по окончании вуза устроилась в театр под руководством Олега Табакова. Кроме того, Агафонова вела программы «Аптека» на ТВ-6 и «На здоровье» на РТР. Вот только в конце 90-х Татьяна удивила поклонников уходом из профессии и переездом в деревню. Что же случилось, и когда актриса вернулась к истокам? 8 октября Татьяна Агафонова отмечает 60-летие, а мы вспоминаем ее тернистый путь.
«Одиноким предоставляется общежитие»
Татьяне было 20, когда на экраны вышел первый фильм с ее участием — «Одиноким предоставляется общежитие». «Зацепили меня на кинопробы на „пятачке“ в Школе-студии МХАТ на третьем этаже. Наверное, мой желтый дипломат был очень модным в те времена и дополнял картину чуда, которую они увидели. На съемочной площадке я поняла, что ничего не умею, могу лишь наблюдать. Слава Богу, был режиссер Самсон Самсонов, коллеги, и у нас сложился славный коллектив, нарисовавший картину общежития. Главное — кто вокруг нас. У меня были очень хорошие отношения с Натальей Гундаревой, я не стеснялась задавать ей вопросы, и понимание постепенно пришло. А этап озвучки — это вообще 85 % работы актера», — вспоминала Агафонова в интервью «Культуре Онлайн».
Позднее актриса появилась в образе жены сапожника в ленте «Невероятное пари, или Истинное происшествие, благополучно завершившееся сто лет назад», а затем сыграла Мать-зайчиху в детском фильме «Рыжий честный влюбленный». Звезда признавалась, что антропоморфные роли давались ей легко, тем более что ей вновь многое подсказывал режиссер.
«Не ходите, девки, замуж», «По главной улице с оркестром», «Зина-Зинуля» — актриса старалась выбирать характерные роли, волевых, но добродушных персонажей. Так получилось и с Веркой-москвичкой из «Интердевочки», всколыхнувшей кинематограф конца 80-х.
«Это была очень интересная работа. Помню, как мы отправились в тур с картиной, и не поверите, насколько у нас наивный народ. Ко мне часто подходили и спрашивали: „А вы правда проститутка?“ Мне любые предложения и предположения подобного рода была неприятны, поэтому я старалась от них дистанцироваться», — признавалась актриса в эфире программы «Судьба человека» канала «Россия 1».
Тематика фильмов на заре 90-х и правда сильно изменилась, но артистка охотно соглашалась на участие в картинах «Брюнетка за 30 копеек», «Сделано в СССР», «Удачи вам, господа!» Засветилась Агафонова и в «Петербургских тайнах», а в «Женском дне» ей доверили главную роль, однако в конце 90-х актриса неожиданно пропала с экранов.
Глава колхоза
Времена в период дефолта стояли тяжелые, и люди крутились как могли. Для Татьяны Ивановны тот отрезок оказался трудным, прежде всего, из-за личной потери — звезда «Интердевочки» похоронила любимую бабушку. На фоне случившегося предложение возглавить колхоз «Вперед» в Залазино, где актриса провела детство, представлялось неплохой перспективой.
«Я никогда не уходила из кино, оно всегда было, несмотря на повороты судьбы. Время было такое, это счастье, что молодые сейчас не помнят и не видели, что было в 90-х. Хорошо помню, как пришла на „Мосфильм“, где персонал среднего звена составлял 5000 человек. И обычно очень долго идешь к площадке, потому что встречаешь знакомых. А в один прекрасный день я приехала, а никого нет: всех сократили. И вот этот провал, эти годы много людей унесли с собой. Я поняла, что надо параллельно что-то делать. Я окончила Академию экономики и права, чтобы заниматься бизнесом. А еще фигню не хотелось играть. Это все в мою копилку, в опыт», — вспоминала артистка.
В Москве актриса перестала чувствовать себя в безопасности, ведь несколько раз видела перестрелки на улицах. Еще раньше она упустила место в Театре Табакова. «Я не удержалась, не смогла пойти на компромисс в силу характера. Просто сказала: «Ребята, я в это играть не стану. А потом ситуация развернулась так, что мне пришлось уехать, близкие люди попросили на историческую родину. И все — ты в вакууме», — коротко поясняла звезда.
Быть главой колхоза оказалось непросто, ведь из-за давления начальства у актрисы возникли проблемы со здоровьем. «Я там многим мешала. Бюрократы хотели избавиться от колхоза, не думая о судьбах людей, а я все время вставляла им палки в колеса. В итоге у меня случился инсульт на нервной почве. Такое бывает. Были замечательные друзья, которые помогали мне прийти в себя. Мы использовали актерские упражнения, с помощью которых восстанавливалась речь. Всего на реабилитацию я потратила около года», — делилась звезда.
После очередного конфликта с чиновниками Агафонова уволилась, однако собственное хозяйство в Залазино сохранила. «Колодец с очень чистой водой на участке, два огорода. Я стараюсь жить своим хозяйством, все выращиваю сама. Собственно, огород меня и спас в 90-е. Тогда было очень тяжело. Я не стесняюсь сказать, что порой нечего было есть. В 90-е можно было и на панель выходить, настолько положение казалось безвыходным. А что? Денег нет, зато времени свободного полно. Но я, конечно, не хотела до такого доходить», — размышляла актриса в программе «Привет, Андрей!» канала «Россия 1» пять лет назад.
Возвращение
Для тех, кто внимательно следил за кинокарьерой артистки, заявление о ее уходе из профессии могло показаться неверным, ведь даже уехав в деревню, периодически Агафонова соглашалась на небольшие роли и бывала в столице. Так, звезда «Интердевочки» засветилась в «Дальнобойщиках», детективе «Пан или пропал», сериале «Петя Великолепный».
Полноценным же возвращением в индустрию можно назвать 2007-й, когда артистка не только стала постоянно принимать приглашения режиссеров, но и организовала собственный продюсерский центр «Три столицы». Кроме того, с 2009-го актриса наведывалась в Гатчину, ведь стала гендиректором фестиваля «Литература и кино».
«Жизнь и приключения Мишки Япончика», «Пока цветет папоротник», «Челночницы», «Призраки Замоскворечья» — фильмография звезды перемахнула за 70 картин. Лишь один проект так и остался для актрисы нереализованным — она не вышла замуж и не родила детей. Как отмечала Агафонова, она попросту не встретила мужчину сильнее себя, да и без крепкого плеча рядом добилась определенных успехов, поэтому причин для уныния нет. «Я же не живу в монастыре. Не отреклась от мирского. Надо будет выпить водочки — выпью, а почему нет, если мне это в кайф», — рассуждала Татьяна Ивановна о легком отношении к жизни.