Папа Михаила Горевого был офицером Генштаба и мечтал, что сын пойдет по его стопам. Однако мальчик увлекся боксом и получил после спарринга тяжелую травму, из-за которой лишился почки, так что о военной карьере пришлось забыть. В подростковом возрасте Миша посетил с мамой Театр миниатюр, с чего началась его любовь к искусству. Окончательно юношу покорил спектакль «Тиль» с Инной Чуриковой и Николаем Караченцовым.
Путь артиста начался в театральном кружке при Доме кино, а в 10-м классе наш герой точно решил, что будет актером. Правда, с первого раза поступить не получилось: творческие туры абитуриент прошел с блеском, а вот сочинение завалил. Не отчаявшись, Горевой устроился осветителем во МХАТ, чтобы быть ближе к храму культуры.
Через год парень взял штурмом Школу-студию МХАТ, попав на курс детей народных артистов – с Горевым учились Саша Табакова, Михаил Ефремов, ставший его лучшим другом, Слава Невинный. Неудивительно, что после окончания вуза наш герой устроился в «Современник-2». Но как Михаила Горевого занесло в США? И почему две его истории любви закончились драмой? 19 мая режиссеру исполняется 58, и самое время ответить на эти вопросы.
Злодей из американских фильмов
Небольшие роли в картинах «Шаг» и «Грань» не принесли актеру известности, и до 1991-го его больше знали по спектаклям «Ящерица» и «Уроки музыки» в «Маяковке». К тому времени артист успел жениться на помощнице режиссера Анне Марголис, так что нужно было кормить семью. Время же наступило тяжелое, работа мельчала, и вот уже «мхатовец» играл в детских спектаклях, получая от маленьких зрителей пульками из рогаток по ляжкам.
«Анна уже родила сына Дмитрия, росла Дарья, старшая дочь от другой женщины, так что приходилось кормить семью и детей. Кто-то может плюнуть на все, не получается — ну и ладно. А я не могу!» - признавался артист.
Как раз кстати пришлось приглашение обосновавшегося в Бостоне друга, Дмитрия Хухлаева. Радиоведущий рассказывал актеру о радужных перспективах, и вот уже Горевой летел в США, где вскоре к нему присоединились Анна и двухлетний сын. Михаил соглашался на любую работу: начинал официантом в рыбном греческом ресторане, а спустя полгода устроился к землякам представителем в российско-американскую строительную фирму.
Горевой схватывал на лету: за пару месяцев выучил язык и приспособился вести переговоры. Анна, начинавшая путь с поломойки, доросла до управляющей в ресторане, так что дела пошли на лад. Однако вскоре Михаил понял, что скучает по театру, и тоска по Родине подтолкнула его назад в Москву.
Места в «Маяковке» не нашлось, и актер обратил взор на кино. Пару лет артист работал в «Ангеле-хранителе», и Льву Дурову оставалось лишь удивляться, как параллельно коллега успевал кататься на съемки в Анапу. Кроме того, Горевой основал собственный театр «Фабрика театральных событий».
В списке успехов засветились «Каменская» и «Остановка по требованию», но своим счастливым билетом Горевой считал приглашение в ленту из «бондианы» «Умри, но не сейчас». Актер сыграл там русского ученого, но это было лишь начало в череде злодеев из его фильмографии: «Антикиллер 2», «Шпионский мост», «Хантер киллер», «Екатерина. Взлет». Он продолжал играть и режиссировать, но обрел ли личное счастье?
Три любви
Первый брак актера продлился 14 лет, а закончился, как он полагал, по его вине. «Мне было очень плохо, просто умирал. Винил во всем себя. Анна Сергеевна оказалась права: я был одержим работой, своим театром, тащил туда вещи из дома, забывал о семье и в итоге ее потерял…» - отмечал артист.
Вскоре судьба сделала актеру сразу два подарка. На съемках «Цирка» он подружился с 11-летней Аней Цукановой, которую отныне называет нареченной или духовной дочерью. Общение с девочкой хоть немного отвлекло артиста от раздавившего его развода. А потом в жизнь Горевого вошла рыжеволосая красавица Мария Саффо…
Михаил планировал поставить с актрисой не один спектакль, да и вообще, собирался в будущем жениться на ней. Мечты рухнули из-за близкого друга Павла Майкова, которому Горевой как раз помог с работой. Двойное предательство режиссер переваривал еще долго.
«Ну, а что тут поделаешь? Все правильно, все уравновешенно. Зато у меня была успешная карьера. Майков был не просто другом, он когда-то был мне как младший брат. Любовь – это чувство с привкусом крови на губах. Мне уже неинтересно, что между ними было. К тому же я не могу разглядеть, чем они там занимались. Эта история меня подкинула высоко. Я, как ракета, полетел в стратосферу. За все нужно платить. Сейчас я гораздо увереннее себя чувствую, и за рубежом, и на работе», – рассуждал Горевой в программе «Судьба человека» канала «Россия 1».
У Майкова имелось собственное мнение. «Миша отвратительно себя вел с Машей. Я смотрел и ничего не мог сделать. В ту секунду, когда я понял, что мое чувство взаимно, мне стало наплевать на все. Когда на сцену выходит любовь, все остальные чувства гаснут», — признавался актер.
Но и это не все, ведь сам Майков на момент начала романа был не свободен: отношения с женой Катей стремительно распадались. Однако именно от Горевого обманутая женщина узнала правду. «Катя переживала тяжело. А Миша столько гадких поступков сделал после этого, что мое чувство вины по отношению к нему угасло», — пояснял актер.
Спустя годы артист сумел примириться с ситуацией, а в 2010-м встретил художника-декоратора Олесю Маркелову. Спустя два года у пары родилась дочка Соня, и режиссер сумел назвать себя счастливым семьянином.
Критика современного театра
С учетом, что Горевой знаменит и как актер, и как режиссер, он отлично знал внутреннюю кухню театров. Современный подход к искусству немало расстраивал артиста. «Раньше было три «М» — Меньшиков, Машков, Миронов, а сейчас три «Б» — Богомолов, Бояков, Бузова. Они не имеют никакого отношения к театру как к плацдарму духовных знаний. У нас уникальная театральная школа! Как балет, космос, спорт… Мы их потеряли. Сейчас делается все, чтобы мы потеряли драматический театр», — негодовал он.
Михаил Витальевич возмущался не только поступками Эдуарда Боякова, реформировавшего МХАТ, но и деятельностью Константина Богомолова в Театре на Малой Бронной. Так, одни зрители, ходившие на спектакль «Норма», называли его шедевральным, другие — негодовали, что персонажи едят фекалии и сношаются с землей.
«Это такие вибрации, такая невидная ткань. Вот какие-то дядьки ходят по сцене, падают, умирают, потом встают, а человек уходит на всю жизнь с расцарапанной душой. Важно, что ты сделаешь с этой душой. Ты туда испражняться станешь, как сейчас можно? Современный театр, я так вижу. Ты мне денег заплати, приходи, а я тебе в душу нассу или насру. Сходи на спектакль «Норма» в театре на Малой Бронной. Там буквально это делают! Прям буквально!» — сетовал Горевой на YouTube-канале «Диана Кади».
При этом Михаила Витальевича волновало прежде всего искусство, которое делают артисты, а вовсе не их репутация и закулисная жизнь. К примеру, Михаил Ефремов, которого приговорили к 7,5 годам колонии за ДТП, где погиб человек, по-прежнему остается для Горевого другом и близким человеком.
«Михаил работает в тюрьме, и не на блатных должностях. Вместе со всеми шьет. Да, Михаил не самый молодой и не самый здоровый человек. Он имеет заслуги перед Родиной. Да, случилась такая трагедия. Заслуживает ли человек прощения, смягчения? Разумеется, заслуживает», — рассуждал Горевой о суровом приговоре товарища.