Александру Абдулову было суждено стать звездой: он появился на свет в семье театрального режиссера и гримера и впервые вышел на сцену в возрасте пяти лет. Хотя Александр Гавриилович поначалу не стремился связать жизнь с актерством, он любил находиться в центре внимания. Стоило артисту только взять в руки гитару, как окружающие замолкали и слушали.
Марк Захаров пригласил выпускника ГИТИСа в свою труппу, и с тех пор театральная карьера Абдулова была неразрывно связана с «Ленкомом». Но широкую известность Александр Гавриилович обрел благодаря ярким ролям в кино.
3 января 2008-го кумир миллионов скончался после долгой болезни. Но артист по-прежнему жив на фотографиях и на пленке, и в памятную дату мы вспоминаем его лучшие работы в кинематографе.
«ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО»
Из пьесы Евгения Шварца Марк Захаров решил сделать настоящий сказочный мюзикл. Для воплощения идеи режиссеру нужны были талантливые и «проверенные» актеры. Так, Евгения Леонова и Олега Янковского, с которыми драматург много лет работал в театре, сразу утвердили на роли Короля и Волшебника.
Несколько сложнее обстояло дело с Абдуловым: ему пришлось соперничать с целой толпой артистов. Евгений Меньшов, Владимир Вихров, Александр Воеводин мечтали о роли Медведя. Марк Захаров видел в этом образе Александра Збруева, но актер отказался от участия в проекте. Главным претендентом стал Александр Курепов, однако неожиданно получил приглашение от «Комеди Франсэз» и задержался в Париже. Александр Гавриилович согласился прийти на пробы, но не верил в успех.
На этот раз главного конкурента Абдулов опередил. Начались съемки, которые в целом прошли гладко, не считая случая с Александром Гаврииловичем. Будучи в хорошей физической форме, актер настоял, что выполнит все опасные трюки самостоятельно. Для одного эпизода Александру Абдулову нужно было ехать верхом, а влетая в арку, уцепиться за выступ и подтянуться. Но артист не вынул ноги из стремян, и лошадь потащила его дальше. В результате звезда кино упал. Все могло закончиться фатально, но, к счастью, «Медведь» уцелел и даже заново повторил сцену: безупречно.
Роль заколдованного юноши, которому грозило вновь превратиться в медведя после поцелуя принцессы, сделала Абдулова знаменитым на весь Советский Союз. Стоило ли удивляться, что предложения режиссеров посыпались на восходящую звезду кино? И, конечно, Александр Гавриилович вошел в круг любимых артистов Марка Захарова.
«ТОТ САМЫЙ МЮНХГАУЗЕН»
После успеха «Обыкновенного чуда» зрители не удивились, вновь увидев в следующей картине Захарова Олега Янковского и Александра Абдулова. На съемочной площадке артисты вели себя, мягко говоря, отчаянно и азартно. Так, Янковский заставил режиссера поволноваться, когда полез вверх по веревочной лестнице без страховки. А Абдулов в перерыве предложил немецкому каскадеру помериться силой «на пальцах».
«Вдруг слышу хруст, смотрю: палец Абдулова как-то неестественно вывернут. Я ему говорю: «Кажется, он тебе его сломал». «Не кажется, а точно», — отвечает Абдулов. Захаров потом ругался! Саше наложили такой незаметный гипс. В кадре не видно», — вспоминал Владимир Долинский.
На этом приключения актера не закончились. Вновь отказавшись от дублеров, Абдулов заявил режиссеру, что сам спрыгнет с четырехметровой стены. Приземлился он неудачно: вывихнул палец на ноге.
Своим фильмом Марк Анатольевич доказал, что нет предела для фантазии, а есть ложь во благо и остроумные розыгрыши. Как оказалось, без последнего пункта не обошлись и съемки в ГДР.
За Еленой Кореневой шутливо ухаживали все артисты. Однажды Александр Гавриилович попросил Елену обнажиться, когда он постучит в дверь: чтобы кого-то разыграть. Актриса согласилась, скинула кофточку, а на пороге своего номера увидела пятерых коллег с палкой колбасы. Мужчины хохотали до упаду, а вот девушка смутилась.
Стоит отметить, что роль Генриха, исполненная в картине Александром Абдуловым, в корне отличалась от романтичного образа, представленного им в «Обыкновенном чуде». Зрители узнали артиста в новом амплуа: коварного, неловкого любовника баронессы.
«ЧАРОДЕИ»
Можно ли представить более удачную новогоднюю сказку, чем история о волшебниках? Тем более, если в сюжете замешана любовь, ревность и предательство. В фильме Константина Бромберга Александр Абдулов исполнил главную роль — музыканта и настройщика роялей Ивана, собирающегося жениться на ведьме Алене.
Сыграть Ивана Пухова мог бы Альберт Филозов или Николай Еременко. Претендовал на роль и Сергей Проханов, но худсовет забраковал его буквально за день до начала съемок. Олег Янковский не подошел по возрасту, да и самого Абдулова не сразу утвердило Центральное телевидение. Сегодня же сложно представить кого-то еще в образе Ивана, кроме Александра Гаврииловича.
Абдулов как обычно хотел выполнить на съемках все трюки, но на этот раз его отговорили: слишком уж опасно было карабкаться по скользкой крыше турцентра в сцене спасения Сатанеева. Зато в мюзикле зрители смогли оценить вокальные данные актера — он пел сам.
В КАДРЕ С ИРИНОЙ АЛФЕРОВОЙ
14 лет Александр Гавриилович прожил с Ириной Алферовой. Красивая пара казалась воплощением мечты об идеальной семье, но на самом деле актеры были слишком разными по темпераменту, так что о гармонии не шло и речи. К тому же Алферова догадывалась об изменах супруга, хотя никогда и не ловила его за руку.
«В него были многие влюблены, и он влюблялся, наверное. Я этого не знала, он скрывал очень тщательно, и все от меня скрывали. Потому что, если бы я узнала о каком-то реальном случае, я бы ушла сразу же», — признавалась артистка в документальном фильме «Александр Абдулов. С любимыми не расставайтесь».
За годы нелегкой, но долгой совместной жизни супруги успели сняться в нескольких фильмах. Так, картину «С любимыми не расставайтесь» смело называют одой чувствам Алферовой и Абдулова. История о ревности, страсти и разлуке покорила зрителей трогательностью и драматизмом.
Вновь актеры сыграли пару в картине «Предчувствие любви», где в погоне за идеалами герой едва не упустил свою единственную. Последней совместной работой для артистов стал «Капкан». Мало кто знает, что супруги могли появиться на экране и в «Д’Артаньяне и трех мушкетерах»: Александр Гавриилович был в шаге от получения главной роли, но в последний момент ее отдали Михаилу Боярскому.
«ФОРМУЛА ЛЮБВИ»
Нельзя оставить без внимания небольшую, но яркую роль Жакоба. Зрители были в восторге от дуэта актера с Семеном Фарадой и «итальянской» песенки, которую они исполнили в фильме.
Поклонники не подозревали, что изначально Абдулов не должен был сниматься в картине. Когда уже стартовала работа над «Формулой любви», он лично обратился к Марку Захарову с просьбой взять его в проект. Сценарист Григорий Горин создал образ слуги графа специально для Александра Гаврииловича.
«Абдулову на все хватало энергии. Какой кадр из «Формулы любви» ни возьми — Саша в каждом, даже когда его не видно на экране. Именно Абдулов, а не Захаров уговорил меня сняться в сцене, где я являюсь Алеше обнаженной в видении: «Единственная, кто у нас так снималась, — это Коренева, но Кореневой сейчас нет, она в Америке, поэтому теперь ты будешь номер один. Ты поняла? Номер один будешь! Все, не спорь, я тебя уговорил», — вспоминала Елена Валюшкина.
На съемках Александр Гавриилович часто импровизировал и помогал придумать интересные детали для сцен коллег. «Марк Анатольевич разрешал своему любимцу что угодно», — отмечала Валюшкина.
«ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ» ИРИНЫ МУРАВЬЕВОЙ
В советское время одни и те же актеры постоянно встречались на съемочных площадках, но не все звездные тандемы называли удачными. Пара «Муравьева-Абдулов» относилась как раз к тем, которых зрители мечтали видеть как можно чаще.
Более 30 миллионов человек посмотрели «Карнавал» режиссера Татьяны Лиозновой. Во многом успех картины был продиктован блестящей игрой артистов. Героине Муравьевой на протяжении всего фильма хотелось посочувствовать. Нина приехала в Москву в надежде стать звездой, а в итоге провалила экзамены в вуз и пошла работать. Фиаско девушка потерпела и в личной жизни, когда персонаж Александра Абдулова, студент Никита, бросил ее ради нового увлечения. Актеры оказались настолько убедительны, что поклонники еще долго присылали Ирине Муравьевой письма с сожалениями об ее неудавшемся романе с коллегой.
Киносоюз продолжил существование спустя два года: артистов позвали в ленту «Самая обаятельная и привлекательная». Муравьева долго не соглашалась на роль Нади, желая отойти от образа милой дурнушки. На экране Ирина Вадимовна вновь безуспешно пыталась завоевать сердце героя Абдулова.
На съемочной площадке кипели нешуточные страсти: режиссер Геральд Бежанов ругался со всеми артистами, кроме Муравьевой. После ссоры с Татьяной Васильевой он даже перенес инфаркт. Не обходилось и без конфликтов с Абдуловым.
«Я считаю, что это его лучшая роль. И чем больше он пытался мне насолить, тем лучше роль получалась. Он в середине съемочного периода исчез на две недели! И вся группа его ждала, — сетовал драматург. — А без него невозможно было снимать — шли сцены в конструкторском бюро. А он потом появился и с «честными глазами» сказал, что заболел. А я-то знаю, что он рванул на Сахалин деньги зарабатывать, мне все донесли! Подвел и меня, и всю группу! Не хочется вслух произносить то, что я ему сказал. Но играл Саша здорово».
«ГЕНИЙ»
В 90-е Александр Абдулов не исчез с радаров, как это было со многими актерами в период кризиса. Наоборот, критики высоко оценили его работу в детективе Виктора Сергеева «Гений». Здесь Абдулов уже не комедиант и не лирический герой, а обиженный судьбой изобретатель, вынужденный стать мошенником.
«Сергей Ненашев получился у меня кем-то вроде Робин Гуда — жуликом честным и благородным, — рассказывал драматург. — Ведь существовавшей тогда системе талантливый человек был совершенно не нужен, вот он и пытается создать свои правила игры».
Так как весь сюжет строился вокруг фигуры изобретателя-авантюриста, актер на главную роль должен был завоевать симпатии зрителей, несмотря на свои незаконные действия. В выборе Сергеев не ошибся: Абдулова обожала вся страна.
«УБИТЬ ДРАКОНА»
Этот фильм выделяется среди прочих работ артиста хотя бы потому, что за сложный трюк, исполненный в ходе съемок, он получил награду лучшему каскадеру. «Меня поднимали краном за ноги на высоту сорок пять метров. На съемках присутствовал один немецкий продюсер. Марк Захаров спросил его, сколько бы тот заплатил за такой трюк немецкому актеру. Тот ответил без колебаний — 30 тысяч марок. А я получал только суточные. Когда узнал об этом, долго не мог опомниться, все воображал, что бы я купил на такие сумасшедшие деньги», — вспоминал Абдулов.
В философской притче рыцарь Ланцелот побеждает тирана-дракона, но, как выясняется, — зря, ведь люди не могут жить без диктатуры и тут же начинают искать нового лидера. В запоминающейся речи герой Александра Абдулова говорит о том, что дракона следует уничтожить в своей душе.
К слову, для памятника, установленного на могиле Абдулова в 2009-м, использовали его фотографию с кинопроб на роль Ланцелота. Именно этот образ видят поклонники и близкие артиста, приезжающие почтить его память на годовщины.
По материалам «Собеседника», «КП», «7 Дней», Kulturologia.
Фото: кадр из фильма «Обыкновенное чудо», Mosfilm / Legion-Media, кадр из фильма «Тот самый Мюнхгаузен», кадр из фильма «Чародеи», кадр из фильма «С любимыми не расставайтесь», кадр из сериала «Капкан», кадр из фильма «Формула любви», кадр из фильма «Карнавал», кадр из фильма «Гений»