Евгений Ганелин появился на свет в Петербурге в интеллигентной семье — Рафаил Шоломович Ганелин известен как член-корреспондент РАН и специалист в области истории России и международных отношений первой половины XX века, ну а мама преподавала историю в музпедучилище.
«Она хорошо пела, играла на пианино. И направляла меня. Артистические задатки у меня, по-моему, от нее. Когда я набирал себе по десять кружков (кружок по фото, хоккей и прочее), она единственная не возражала против того, чтобы я ходил в народный театр. Хоккей отпал сам собой, а театр остался», - пояснял Евгений.
Папа мечтал, что сын продолжит династию историков, однако вскоре стало ясно – в семье вырос артист. Евгений поступил в ЛГИТМиК на драматический факультет и отмел предложение отца одновременно учиться на истфаке. Не жалел ли актер о своем выборе? 19 января Ганелин отмечает 65-летие, а мы рассказываем, как сложилась его судьба.
Театр и эпизоды
Евгений отмечал, что подвел отца, когда не пошел на истфак, но Рафаил Шоломович принял выбор сына, хотя на душе и скребли кошки. Особенно — когда в первые годы после окончания ЛГИТМиКа у Ганелина не складывалось с работой.
«Я работал в Молодежном театре на Фонтанке, потом — в Театре имени Ленинского комсомола — сколько я там массовок переиграл!. Затем у нас с моим коллегой Владимиром Богдановым был театр на двоих — „Хамелеон“. После мы вернулись в „Комиссаржевку“, где раньше работали. Для меня слово „массовка“ — самое ненавистное из всех! Сейчас те воспоминания окрашены флером лет. Но тогда, когда играли гномиков, по три сказки в день, это было неприятно… Cегодня театр — учреждение бедное, а массовку одевать надо, и поэтому мы стараемся брать пьесы, где большой массовки нет», — делился актер.
При этом артист добавлял, что не был обижен ролями, ведь еще в студенчестве играл
главного героя в пьесе Бюхнера «Войцек». Потом репертуар пополнился персонажами спектаклей «Яма», «Самоубийца», «Вор в раю», «Безымянная звезда» и «Мыльные ангелы», а в 90-е Ганелин попробовал себя в качестве режиссера, поставив «Опалы Андамуки», «Чайку», «Катарину», а также шоу музыкальных пародий «Звездный час».
Актер подчеркивал, что никогда не мечтал о кино, ведь был доволен работой на подмостках. Зато Ганелин нередко занимался дубляжом — его голосом говорили Винстон Вульф из «Криминального чтива» и командор Норрингтон в «Пиратах Карибского моря» — и соглашался на эпизодические роли в качестве «халтурки».
Так, артист мелькнул в проектах «Подвиг Одессы», «Распутин» и «Подсудимый», а в картине «Криминальный талант» впервые примерил милицейскую форму, сыграв сержанта. Вероятно, так актера и заприметили продюсеры «Убойной силы», позвавшие его на кастинг.
Самое забавное, что Ганелин не видел «Улиц разбитых фонарей», а потому полагал, что его зовут в какую-то телеигру. Тем больше артист удивился, когда на пробы пригласили во второй раз — зачем же повторный просмотр для ТВ-шоу? Лишь тогда Евгению пояснили, что речь о длительном сериале.
«Убойная сила»
Актер не подозревал, как сильно пробы с Андреем Федорцовым перевернут его жизнь. Сперва артиста хотели взять на роль Максима Веригина, но в итоге ему достался ответственный и решительный Жора Любимов. Ганелин отмечал, что теперь его часто узнают на улице, однако гордиться не спешил, считая, что чем выше вознесешься, тем больнее падать.
Кроме того, в съемках в сериале имелись существенные минусы. «Мы чувствуем себя отчасти рабами лампы, — сетовал актер. — Нас вызывают за неделю до начала съемок серии, и сценарий мы зачастую получаем за два-три дня до выхода
на съемки, а иногда и прямо на съемках. Я знаю, что новые серии готовятся, но понятия не имею, какие там у меня будут сцены — интересные, неинтересные, даже про что. Решаем все не мы, естественно».
Впрочем, Евгений верил, что даже в условиях «сырого» сценария и нехватки времени можно сохранить актерское лицо — если воспринимать каждую сцену как театральный этюд. Также артисту казалось, что «Убойная сила» отличается от низкосортных сериалов наличием у каждого героя биографии.
«Странно-загадочная личная жизнь Кости Хабенского (Игоря Плахова). Безудержный
напор Андрюши Федорцова. Рассудочность Сережи Кошонина. Мои проявления — грубоватые, хамоватые, но всегда связанные с соображениями дружбы… Это все есть. А если посмотреть на другие сериалы — так, масочки ходят какие-то по экрану», — размышлял Ганелин.
Когда проект закрылся, актер не скрывал, что испытал облегчение, так как устал от своего героя. «Наступил момент, когда автор сценария Андрей Кивинов сказал: хватит. И актеры почувствовали, что стали повторяться. Нам хотелось, чтобы нас помнили не по усталости в глазах. Хотелось закончить работу, которую мы любили, достойно и уйти с высоко поднятой головой. Прославиться на всю страну как Жора Любимов и ничего больше не сделать, было бы обидно», — заключил Евгений.
Тем не менее гаишники по-прежнему прощали артисту мелкие нарушения ПДД, узнавая в нем Жору Любимова. Ну а режиссеры — продолжали давать роли мужчин в форме.
Так, в «Бандитском Петербурге» Ганелин перевоплощался в следователя Горюнова, в «Викинге» играл офицера-подводника, в «Доте» — капитана Леонова. В детективе «Горюнов» артист исполнил роль комдива, в проекте «Белая стрела. Возмездие» — полковника Григорьева, а в «Пустыне» — полковника ГРУ.
За кадром
Для большинства зрителей Ганелин так и остался «ментом», и окружающие не подозревали, что артист еще и кандидат искусствоведения, защитивший диссертацию по современной педагогике и любительскому театру. Евгений выпускал научные статьи, читал в Дании и Финляндии лекции на английском языке, преподавая коллегам по цеху актерское мастерство.
Знаниями и опытом артист делился также в ЛГИТМиКе и СПбГУ, а с 2016 года стал заведующий кафедрой актерского мастерства Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения. Ганелин был крепко привязан к родному городу, а ведь когда-то, как многие коллеги, размышлял над переездом в Москву.
«Мудрый папа сказал мне: „Надо крепко подумать“. Я подумал и… плюнул на все и остался. Да, в Москве возможностей больше. Но там и актеров раз в пять больше. Надо делать свой выбор, и я его сделал. Я человек питерский. В Москве себя неуютно чувствую. В Питере же — совершенно спокойно. Для меня Москва слишком шумный город», — резюмировал актер.
Страстную любовь к Петербургу питала и избранница актера — с библиотекарем Юлией Ганелин познакомился на отдыхе в Одессе, когда ему едва перевалило за 30. Они поженились, а через год стали родителями сына Александра.
Ганелин-младший тоже стал актером и нередко снимался в одних проектах с папой: «Морские дьяволы», «Горюнов». Кроме того, наследник Евгения Рафаиловича делил с отцом сцену «Комиссаржевки». «Туда трудно попасть, и из нее редко кто уходит сам. В патриархальном смысле это очень хороший театр», — отмечал Евгений Ганелин.
Несколько лет назад ходили слухи, что Ганелин развелся, женился на молодой избраннице и вновь стал отцом. Кроме того, поговаривали, что ребенка от звезды родила Анастасия Мельникова. Над сплетнями Евгений Рафаилович посмеивался: он до сих пор счастлив с супругой Юлией, которая с пониманием относится как к загруженному графику второй половины, так и к его публичности. «Юля знала, за кого выходила, и терпела отъезды на гастроли по два месяца. Тихо сходила с ума, но отношений не выясняла. Секрет нашего долгого союза, пожалуй, в том, что мы всегда с большим уважением относились друг к другу», — отмечал звезда сцены.