Принято считать, что Агриппина Васильева, а именно так звали нашу героиню до замужества и смены имени, родилась с серебряной ложкой во рту, ведь ее папа Аркадий Васильев был писателем, а мама Тамара Новацкая — режиссером «Москонцерта». Вот только первые годы жизни будущая создательница иронических детективов провела в бараке на Скаковой улице с бабушкой и дедушкой.
На момент появления девочки на свет Васильев и Новацкая не были женаты: писатель состоял в браке с журналисткой газеты «Правда». Только когда над Тамарой нависла угроза выселения из Москвы, Аркадий Николаевич развелся. Затем Агриппина перебралась с бабушкой в коммуналку на улице Кирова, а с родителями воссоединилась через три года, когда им выделили квартиру в кооперативе «Московский писатель». Тогда-то и началась роскошная жизнь: к Агриппине Васильевой приставили гувернанток немку и француженку, благодаря чему она выучила иностранные языки, летние каникулы будущая знаменитость проводила в Переделкино, где общалась с Корнеем Чуковским, а в 60-е каталась с папой в ФРГ.
Однако автором детективов Дарья Донцова стала не благодаря протекции родителей, тем более что Аркадий Васильев скончался еще на заре 70-х. 7 июня писательнице исполняется 70, а мы рассказываем о том, когда она обрела призвание и в какие скандалы попала из-за него.
Разведенная переводчица
После школы наша героиня поступила на журфак МГУ, а благодаря склонности к изучению иностранных языков и характеристике от мужа единокровной сестры Владимира Ягодкина два года проработала в советском консульстве в Сирии. Когда переводчица вернулась в Москву, зять устроил ее корреспондентом в газету. Через несколько лет Агриппина перешла в журнал, а потом и вовсе занялась репетиторством по немецкому и французскому.
Первую повесть женщина написала еще в 1984-м, но журнал, в который она прислала текст, не заинтересовался произведением. Ну а до следующей попытки прошло целых 15 лет и ряд событий.
Начнем с того, что круто поменялась личная жизнь знаменитости. Впервые она вышла замуж в студенчестве, встретив на побережье Коктебеля Дмитрия Демина. Романтика закончилась, когда женщина забеременела: еще до рождения сына Аркадия супруги разошлись.
«Мне было не на что жить. Это была катастрофа. Просто один раз я не обнаружила его в том доме, где мы жили. Я мыла туалеты на Киевском вокзале. Потом я мыла туалеты в стоматологии. Этот человек больше не появился. Он ни разу после нашего расставания не позвонил. Я ничего не понимала, но хотела первое время его найти. Хотела кушать, понимаете. У нашего мальчика не было даже пальто», — сетовала писательница в программе «Звезды сошлись» на НТВ.
Свидетелем на первой свадьбе нашей героини был Борис Капустин, и повторная встреча привела молодых людей к браку. Но и в этих отношениях писательница не обрела счастья: спустя семь лет супруги расстались. «Два моих первых мужа ушли от меня к другим женщинам, — признавалась Дарья Донцова спустя годы. — В обоих случаях был конкретный разговор: «Мы с тобой больше жить не хотим и не желаем», — и, соответственно, они уходили. Но таких ситуаций, чтобы в понедельник он со мной, во вторник — с другой, не было».
В горе и в радости
С третьей попытки писательнице удалось обрести личное счастье: в 1983-м она вышла замуж за психолога Александра Донцова, а спустя три года у пары родилась дочка Мария. Знакомые считали брак идеальным, ну а сама Дарья Донцова отмечала, что главное в семье — не требовать от второй половины абсолютного внимания, не ограничивать избранника и «не работать циркулярной пилой».
«Самое страшное, что может быть, это мужчина и женщина, привязанные друг к другу, которые стоят лицом к лицу. Это такая кара древнегреческая. И главное — понять: из вас никто никому ничего не должен. Если вы вышли за него, это не значит, что он должен содержать вас до старости со счастливым выражением на лице. Пара — это сообщающиеся сосуды, которые надо чем-то наполнять», — рассуждала писательница.
Супруги прошли испытание болезнью, ведь в 1997-м Дарье диагностировали рак груди в последней стадии. Донцова спросила мужа, останется ли тот с ней после мастэктомии, а Александр Иванович ответил, что готов жить хоть с одним ухом жены, если все остальное отрежут. Начался поистине страшный период: врачи давали пациентке три месяца, но несмотря на пессимистичный прогноз, женщина победила недуг после четырех операций и 18 курсов химиотерапии.
«Когда я пришла к своему онкологу через год после лечения на проверку и спросила: «А как вот эта соседка, а вот эта?» — он отвел глаза в сторону. Я была самая тяжелая пациентка в палате, спрашиваю: «Почему я осталась жить?» И он тогда мне сказал: «Видимо, у Господа Бога на Вас особые планы». И у меня эта фраза так осела в голове, у невоцерковленного на тот момент человека, что я тогда впервые испугалась», — вспоминала Донцова в программе «Судьба человека» канала «Россия 1».
Немаловажно, что именно тогда, лежа в клинике, Дарья Донцова начала писать: ручку и блокнот принес ей муж в качестве средства от депрессии. Истории лились на бумагу, а первым читателем Дарьи стала медсестра. Так появились «Крутые наследнички», «Дама с коготками» и «За всеми зайцами» про любительницу частного сыска Дашу Васильеву. Супруг посоветовал показать детективы издателю, и свершилось — автор превратилась в звезду, чьи книги раскупали огромными тиражами и экранизировали.
Пророчества
Интересно, что некоторые знакомые даже верили в экстрасенсорные способности Дарьи Донцовой, мол, в своих романах она предсказывала будущее. Так, детей Даши Васильевой автор назвала именами собственных детей, а когда в одном из детективов Аркадий попал в катастрофу, через три месяца после выхода книги то же случилось и с сыном писательницы.
«Потом вышла книга, где было написано, что у Маши ветрянка, и через неделю Маша принесла ветрянку. Потом еще в одной книге я написала, что за удачную операцию больной подарил доктору машину, «восьмерку». Через полтора месяца приходит моя подруга, доктор Оксана Степановна, трясет ключами от машины и говорит: «У меня только одна претензия: почему ты написала про «восьмерку»! Написала бы про «Мерседес»!» О том, что ее сын Дениска ветеринар, я написала в книжке, когда ему было 10 лет. То есть о ветеринарии еще не было речи! И сейчас он у нас будет уже кандидатом наук по ветеринарии...» — делилась Донцова.
Скандалы
Однако не все нахваливали Дарью за пророческие способности и продуктивность. Несколько лет назад хейтеры заговорили о том, что над романами, выпускающимися под именем Донцовой, работают литературные «призраки», целая команда авторов. Вот только писательница не печатала детективы на компьютере.
«Я встаю в пять, пишу с шести утра. До какого времени? А пока напишутся ежедневные 30 страниц. Прерываюсь только на поездку в храм, возвращаюсь со служб и опять за стол. Потом занимаюсь другой работой. И у меня не обезличенные файлы, а тонны бумаги, которые исписаны одним почерком», — делилась автор с подписчиками.
Хейтерам писательница отвечала, что ее литературная бригада состоит из любимых мопсов. К слову, этих собак Дарья так обожает, что даже начала собирать коллекцию фигурок в форме питомцев. Некоторые экспонаты коллекции покупались самой Донцовой, другие же преподнесли ей поклонники.
Следующий виток споров закрутился, когда автор иронических детективов начала писать кулинарные книги: мол, рецепты из изданной в 70-х работе Гюнтера Линде и Хайнца Кнблоха «Приятного аппетита» были включены в «Кулинарную книгу лентяйки» Дарьи Донцовой. Ну а блогер Игорь Черский утверждал, что в «Жабе с кошельком» появилась глава из его собственного рассказа.
В 2005-м недовольство выразил руководитель концептуального театра Кирилл Ганин: в романе «Дантисты тоже плачут» один из героев назвал пьесы учреждения «откровенной порнографией». В иске Ганину отказали, тем более что ранее, как отмечали адвокаты Донцовой, Кирилл без разрешения использовал ее образ в одной из постановок. Отклонил суд и жалобу Виктора Шендеровича, который в 2011-м заявил, что название деревни Гадюкино, упоминаемое в детективе, он придумал еще в 80-е.
Преследующие семью недуги
Пожалуй, самым возмутительным обвинением для Дарьи Донцовой стало связанное с болезнью. Еще в 2008-м писательница стала послом благотворительной программы «Вместе против рака груди», а в 2018-м при поддержке Бориса Корчевникова начала вести на канале «Спас» проект «Я очень хочу жить». Личным примером Дарья хотела помочь людям, потерявшим веру в излечение от недуга, однако хейтеры решили, что автор просто пиарится на серьезной теме, а то и вовсе лгала зрителям про свой диагноз.
«Я вылезла. А когда вылезла — захотела вытащить других. Мои соцсети созданы для онкобольных. Мне же кричали, что болезни не было и я пиарюсь на этой теме… Поняла, что нет выхода. На одной программе попросила прикрыть камеры, затем сняла рубашку, расстегнула белье (показав, что ей ампутировали грудь из-за рака — прим. «СтарХита»). Никогда не забуду лицо той ведущей... оно упало. А в зале тишина...» — откровенничала Дарья в разговоре с Надеждой Стрелец.
Хейтеры и не подозревали, что на этом проблемы Донцовой не закончились. Писательница переболела коронавирусом, а затем обнаружила у себя опухоль, связанную с гинекологией. Уплотнение исчезло, после того как знаменитость отправилась в паломническую поездку к мощам святых. Когда же звезда обратилась к докторам и прошла обследование, выяснилось, что у нее была киста, которая разорвалась при активной физической деятельности.
Затем болезни обрушились уже на мужа Донцовой: в феврале Дарья рассказала, что у ее мужа обнаружили рак кишечника третьей степени. Александру Ивановичу провели операцию и несколько курсов химиотерапии. «О себе никогда не переживала, а вот в отношении мужа впала в истерику», — признавалась писательница в программе «Секрет на миллион» на НТВ.
Несмотря на выпавшие на ее долю трагедии, Дарья Донцова сохраняет оптимистичный взгляд на жизнь и верит в полное излечение мужа. Ведь кому, как не ей, знать, что стоит продолжать бороться за здоровье, а недуг еще и способен подтолкнуть к призванию?
«У каждого человека в жизни бывают сложные периоды испытаний. Например, у Наташи Ростовой туберкулез и онкология — заболевания, с которыми нельзя бороться одновременно, — рассказывала Дарья об одной из героинь своей передачи. — И вот она сидит и радостно щебечет, что во время лечения встретила будущего мужа и жизнь ее прекрасна. Хотя у Наташи 10-я по счету химия и впереди еще две операции. Но она счастлива. Я всегда говорю, что рак — хитрая вещь. Если относишься к нему спокойно и не обвиняешь весь мир в бедах, то в конце всегда ожидает какой-нибудь подарок».
По материалам «
Фото: Legion-Media, PhotoXPress.ru, Сергей Джевахашвили, архив «Стархита», личный архив