Анна Нестерова появилась на свет в тяжелые послевоенные годы, да еще и в большой семье, где папа выпивал и поднимал руку на мать. Жили родственники бедно, впроголодь, так что детей пришлось пристраивать: первенца Володю забрала тетя, Леню — бабушка, Наташа осталась с мамой, ну а Аню определили в детдом — сперва в Острогожск, потом в Воронеж.
«На каникулы отпускали по домам. Я очень страдала от этого, не хотела видеть, как живут папа с мамой, и мечтала скорее вернуться обратно. Как-то однажды отец дал мне деньги на эскимо. Продавец ларька, взяв их в руки, сказал: „Девочка, это просто нарезанная газета“. Было так обидно!» — делилась актриса.
Детдом и интернат не были для Анны страшными местами, наоборот — она вспоминала проведенные там годы с благодарностью. В стенах учреждения девочка получила профессию портнихи, что в дальнейшем спасло от бедности не только ее. Кроме того, именно в казенном доме Анна Нестерова влюбилась в кино, увидев на экране Любовь Орлову. Как же ей удалось достичь мечты? 23 августа Анне Твеленевой исполняется 76, а мы рассказываем о виражах ее судьбы.
Побег от суровой действительности
Хотя Анна и старалась видеть в детдоме только хорошее, она не отрицала, что порой жизнь там оказывалась суровой, а правила и законы — жесткими. Фантазии и редкие кинопоказы за хорошую успеваемость помогали убегать от реальности. Неудивительно, что в сердце девочки родилась мечта влиться в мир актеров. «Поступая в ленинградский театральный институт, горела только одной мыслью: „Никогда не возвращаться обратно!“ И видимо, с такой энергетикой выступила перед приемной комиссией, что все подумали: „Боже, какой талант!“ — вспоминала артистка.
В юности Анна влюбилась в студента политеха Виктора Твеленева, увлеченного космической кибернетикой. Молодые люди поженились и стали родителями сына Кирилла, так что на время актриса забыла о давней мечте о славе. Окончив ЛГИТМиК, выпускница взяла свободный диплом — все ради будущей карьеры мужа, который собирался вырасти в большого ученого.
К разочарованию Анны, вскоре Виктор растерял амбиции, устроился простым инженером в КБ «Импульс» с окладом в 110 рублей, а главное — охладел к семье. Твеленева предложила супругу «сделать антракт», сняла квартиру и организовала частное ателье, где зарабатывала за день столько, сколько избранник за месяц.
В профессию актриса вернулась после семилетнего перерыва: ее взяли в «Мюзик-холл». «Но… там были только голые колени, приклеенные ресницы, дежурная улыбка и один и тот же пустой текст между номерами, а душа хотела переживаний, любви. И вот со своей мюзик-холльной программой я пошла показываться в Театр Ленсовета. Игорь Владимиров сразу пригласил меня на дебют в спектакль „Эльдорадо“. Это было время триумфа Алисы Фрейндлих и Михаила Боярского», — вспоминала звезда.
Вскоре дебютантку позвали на главную роль в спектакле, а следом ей пришло четыре предложения о съемках. Владимиров был в бешенстве, ведь даже Боярский не смел совмещать сцену с кино, но первое время Анне удавалось избегать «вызовов на ковер», ссылаясь на болезнь сына Кирилла.
Еще в начале 70-х актриса начала мелькать на экране — в фильмах «Гроссмейстер», «Надежда» и «Меченый атом», ну а первую главную роль получила в «Причале». К концу же десятилетия в жизни артистки назрела непростая ситуация: с мужем они временно разбежались, ребенок нуждался в заботе, а режиссер Театра Ленсовета не только со скрипом отпускал на съемки, но и ждал от сотрудницы внимания…
Владимиров и Еременко-младший
Дважды Игорь Владимиров звал Анну Твеленеву на дачу, но она отказывалась, говоря, что у сына температура. Муж Алисы Фрейндлих недвусмысленно намекнул, что скоро у Анны кончается трудовой договор. Хотя у актрисы оставались лишь роли в массовке, терять место не хотелось, но и жертвовать принципами — тоже. Апогей наступил, когда Владимиров вызвал Твеленеву в кабинет: звезде показалось, что режиссер хочет ее обнять, и она грубо его оттолкнула.
Впоследствии артистка абсолютно не гордилась своим поведением, рассуждая, что во всем виноват ее детдомовский характер, а надо бы быть гибче. «Выстраивала свою жизнь сама, мне нужно было выжить в этой борьбе, за мной никто не стоял, не подсказывал, как надо себя вести. Я слишком правильная. Из-за этой жажды справедливости и театр потеряла. Не нужно драться с режиссером, у которого к тебе какие-то чувства вспыхнули. Можно и словами все решить…» — рассуждала Твеленева.
Договор актрисы закончился, и продлять его никто не стал. В этой ситуации счастливым билетом в новую жизнь оказалось приглашение на главную роль в картину «Я буду ждать…» Анне предстояло сыграть роковую женщину, использовавшую влюбленного героя Николая Еременко-младшего ради мести мужу.
Поначалу героиня не импонировала Твеленевой: она привыкла видеть Николая Еременко-младшего ослепительным красавцем Жюльеном из «Красного и черного» и обижать его персонажа не хотелось. Но при личном знакомстве кумир произвел на Анну отрицательное впечатление: хвастал любовными подвигами и изменами жене, выглядел надменным, а совсем не романтичным парнем с экрана.
«Когда Коля с режиссером ушли, я вдруг почувствовала, что очень хочу сыграть эту роль. Появилось желание отомстить за всех влюбленных в Колю женщин! Пусть это будет моей личной вендеттой. Я должна увидеть в его надменных глазах боль, растерянность и любовь. С одной стороны, он меня разочаровал, а с другой — подстегнул. Не может Жюльен Сорель влюбиться в пустую, пусть даже красивую женщину», — рассудила актриса.
В первой же сцене звезда продемонстрировала коллеге, что способна оттолкнуть его героя. На предложение оторопевшего актера поужинать в ресторане Твеленева ответила отказом, заявив, что это только помешает работе. Ну а режиссера фильма артистка сумела убедить сменить своему персонажу не только имя, но и биографию: экранная Анна стала модельером, а ее метания объяснили одиночеством.
После «Я буду ждать…»
По Еременко-младшему сходили с ума ассистентки, помрежи, гримерши, а Твеленева лишь холодно наблюдала за этим поклонением со стороны. Настоящим ловелас показался актрисе, лишь когда созванивался с дочкой и женой, выражая заботу и нежность.
«Я скрывала, что им увлечена, он — что уязвлен моей холодностью. Если бы у нас случился роман на съемках, мы не смогли бы сыграть Анну и Никиту, — рассуждала Твеленева о работе с Еременко. — Стеснялись бы того, что допустили между собой. Он так и остался для меня романтическим героем из фильма „Красное и черное“, о котором я грезила в мечтах. Мы оба были интересны, потому что в своем партнере видели загадку, Тайну. Испытывали желание, которому не суждено было исполниться».
После озвучивания Еременко бросил коллеге неряшливое «Пока, Твеленева» и был таков. Как только фильм показали по ТВ, ревнивый муж, с которым Анна сошлась, обидел ее, отметив, что Маргарита Терехова сыграла бы лучше. Зато тут же актрисе позвонил оператор картины «Идеальный муж», передавший, что режиссер Виктор Георгиев ждет ее на главную роль.
Роль Гертруды Чилтерн стала одной из лучших в фильмографии Твеленевой, к тому же работа позволила ей подружиться с Людмилой Гурченко. Впоследствии сама звезда «Карнавальной ночи» попросила Анну сыграть ее приятельницу в картине «Аплодисменты, аплодисменты».
«Не было бы счастья», «Лучшая дорога нашей жизни», «Поезда без улыбок» — Анна много снималась, пока в кинопроизводстве не назрел кризис. Но и тогда она не потерялась — переключилась на рекламу, а потом вернулась в индустрию благодаря сериалам. Так, Твеленеву можно увидеть в проектах «Тайны следствия», «Мажор», «Улицы разбитых фонарей», ну а завершает ее фильмографию на сегодняшний день детектив 2017 года «Акватория».
О личном артистка много не распространялась: сообщала, что все же разошлась с мужем-инженером и встретила «своего» человека по имени Анатолий. В союзе на свет появилась дочка Люба, которую строгое воспитание матери превратило в успешную бизнесвумен. Собственное дело открыл и Кирилл, уверенный, что добился триумфа лишь благодаря тому, что выбрался из-под родительского «гнета».
Сейчас Твеленева занимается дубляжом, ну а поклонники по-прежнему вспоминают фильм «Я буду ждать…» С Еременко-младшим она случайно встретилась незадолго до его смерти на съезде кинематографистов. Коллеги почти не общались, и Николай так и не узнал, что Анна тоже была в него влюблена, но не могла позволить себе проявить чувства.
«После выхода телефильма „Я буду ждать…“ зрители нас с Николаем Еременко поженили, — размышляла артистка. — Они так переживали наше расставание на экране, что изменили финал в жизни. Ну разве можно не ответить взаимностью такому сумасшедшему красавцу? А после смерти Еременко одна дама прислала на телевидение письмо: „Если бы Анна и Николай были женаты, он остался бы жив“. Коля ушел из жизни рано, в 52 года. Я его всегда помню молодым, одетым в изящные узкие брючки орехового цвета, оливковый пиджак и кепи, которое ему удивительно шло…»