Ян появился на свет в Иркутске в семье легкоатлетки и народного артиста Юрия Цапника. «В детстве у меня было двоякое чувство: с одной стороны, мне хотелось быть похожим на маму и стать спортсменом, с другой — как папа, играть в театре и быть актером. Мнения родителей разделились. Мама поддерживала идею отдать меня в актеры, папа, наоборот, в спорт. В итоге меня не спросили и отправили и туда, и туда. Я окончил музыкальную школу по классу скрипки, учился в спецклассе по гандболу, а в театре выходил на сцену в ролях маленьких мальчиков», — вспоминал наш герой.
Судьбу Яна решил режиссер челябинского театра, предложивший ввести второклассника в постановку «Отечество мы не меняем». Примерно тогда же мальчик снялся с папой в телеспектакле «Голубой щенок», окончательно определившись с профессией. Цапник-младший успел отучиться на повара в УПК, освоить два курса в Свердловском театральном институте и отслужить в армии, прежде чем перебрался в Ленинград и поступил в ЛГИТМиК.
Актер окончил вуз и на долгие 13 лет вошел в труппу БДТ. Почему же в 2005-м артист покинул прославленный театр? 15 августа Яну Цапнику исполняется 56, и мы рассказываем, когда он обрел популярность и личное счастье.
От «Бригады» до «Горько!»
Кино началось для Яна еще в конце 80-х, когда он сыграл небольшую роль в «Ищу друга жизни». В 90-е артист засветился в «Улицах разбитых фонарей», ну а прохожие стали узнавать его после хитового сериала «Бригада». В криминальную драму Цапник попал случайно: знакомая сообщила о наборе актеров на «Мосфильме» в проект Алексея Сидорова.
«Большое спасибо Леше, потому что роль моя изначально была „глухонемой негр за кулисами во втором составе“. И все, что получилось, я придумал сам, а Леша разрешил. Очень благодарен судьбе за то, что связала с талантливым режиссером. И Сидоров понял, что я не враг, предлагаю не разрушить конструкцию фильма, а вставить в нее очередную крепкую балку», — отмечал артист.
Кроме того, артист работал в дубляже и уже озвучил Леонардо и Донателло из «Черепашек-ниндзя», так что маленькие зрители узнавали его по голосу. Вскоре актер получил главные роли в «Инструкторе» и «Под Полярной звездой», сыграл следователя в «Мангусте» и журналиста Никифорова в «Бандитском Петербурге».
Цапник перевоплощался в писателей, учителей, военных, обаятельного ветеринара в «Колдовской любви», ну а новый виток популярности настиг его после комедии «Горько!» Фильм Жоры Крыжовникова оказался так успешен, что получил продолжение. Правда, Ян Юрьевич честно признавался, что герой Борис Иванович был ему более симпатичен в первой части франшизы.
«Горько!» — это отражение нашей жизни. В первой части все настоящее, начиная со швейной мастерской Антонины, переделанной из гаража. У всех персонажей есть реальные прототипы. Вот мой Борис Иванович срисован с одного замечательного человека. Люди мы все неплохие, а монстрами становимся от безысходности или нежелания искать выход», — рассуждал артист.
И мэр, и Иван-царевич
Макар в «Елки лохматые», Хромуля из «Физрука», майор в «Самый лучший день!» — ролей на счету артиста становилось все больше. Необычным показался зрителям его герой в «Методе» — на этот раз актер предстал не в комедийном образе, а сыграл в триллере маньяка. В «Арене для убийства» Цапник перевоплотился в директора цирка, в «Полярном» — сыграл мэра, ну а в «Последнем министре» — еще более важного чиновника, получившего высокую должность.
«Необходимо одинаково относиться как к большой роли, так и к маленькой, — рассуждал об амплуа актер в беседе со „СтарХитом“. — Потому что любая роль как кардиограмма человека: то вверх, то вниз — своеобразные горки. А если ничего не происходит — получается прямая линия, кардиограмма мертвого человека. Все зависит от класса, уровня актера. К сожалению, в нашем деле большинство — ремесленники, которые так и остаются всю жизнь на своем уровне, играя себя в предлагаемых обстоятельствах. Но, слава Богу, есть творцы, которые от ремесла пошли дальше — к профессионализму. Поэтому в любой роли, даже в самой маленькой, они яркие и запоминающиеся, за ними очень интересно наблюдать».
Без некоторых повторов все же не обходилось, ведь в «Дне города» и фильме «Зема. Сказка на районе» Ян Юрьевич вновь сыграл мэра. Зато в 2022-м артист удивил публику, сыграв кутюрье в «Модном синдикате», ну а в прошлом году и вовсе перевоплотился в Иван-царевича в сказке «Баба Яга спасает мир».
Впереди у Яна Цапника — продолжение фильма о Бабе Яге, картины «Зять», «Огниво» и «Интимная жизнь семьи Коноваловых». Из последних же работ артиста наиболее необычной зрителям показалась роль актера Мамонта Дальского в «Шаляпине».
«Про Дальского его современники также писали, что „ему было абсолютно наплевать, в каком театре играть, есть ли декорации или нет, есть ли крыша у театра, потому что он и был театр“. Фанатик, безумно талантливый, обуреваемый страстями. Он потом и анархистом стал. То есть его носило то вправо, то влево. Но он искренне верил в то, что делает», — рассуждал Цапник.
Единственная
Поговаривали, что Ян Цапник женился трижды, а о первых двух избранницах из театральной среды попросту не хочет вспоминать. Однако сам артист уверял: супруга у него одна-единственная, все остальное — происки завистников и фантазеров.
Любовь всей жизни 30-летний Цапник встретил в ночном клубе. «Сначала я подумал, что она японка. Мало того, мы около часа проговорили с ней по-английски. Спустя некоторое время я спросил ее имя, она, рассмеявшись, ответила, что ее зовут Галина. Дальше мы продолжали болтать по-русски. Никакой разницы культур не было», — говорил актер о встрече с возлюбленной-калмычкой.
В клубном шуме романтичный артист читал новой знакомой Мандельштама, после чего пригласил ее на спектакль. После окончания действия все актеры по просьбе Цапника кланялись лично Галине, что тронуло впечатлительную девушку. Вскоре Ян сделал филологу-китаисту предложение и сразу получил заветное согласие.
Вместе супруги мыкались по съемным квартирам и ютились в общежитии, прошли через период неустроенности и через не менее сложный момент прихода Цапника к популярности. «Не скрою — у меня был непростой период, связанный с алкоголем. Особенно накрыло после армии. Потому что я вернулся в другую страну, где пошатнулись все устои, которые были для меня важны. Когда ты один, алкоголь тебя победит. А когда у тебя есть семья, у водки гораздо меньше шансов. Женился на Гале и решил „завязывать“. Тем более сейчас с напряженным графиком съемок выпивать просто некогда», — признавался артист.
Галина поддерживала мужа во всем и не отвернулась от него ни из-за сложного характера, — Ян Юрьевич весьма придирчив к бытовым недостаткам в доме — ни из-за редких гулянок с коллегами. «Ян никогда не уходил в запой. Он не был прям уж таким алкоголиком. Просто не умел пить, ведь всю юность занимался спортом. Были периоды, когда он перегибал палку с этим, но никогда не становился буйным или агрессивным. Ян добрый в любых состояниях», — подчеркивала Галина в эфире программы «Судьба человека» канала «Россия 1».
В 2002-м у пары родилась дочка Лиза, и во многом из-за этого Ян Юрьевич покинул в 2005-м БДТ: кино приносило больше дохода, а совмещать его с подмостками не удавалось, да и за 14 лет в театре актер уже чувствовал, что достиг потолка. Как и всегда, уверенности артисту прибавила поддержка жены. Оставалось лишь удивляться, как супругам удается столько лет жить в гармонии.
«Мы с Галочкой однолюбы. Иногда хохочем, что все вокруг развелись и поженились по несколько раз, а мы все вместе. Мы не можем друг без друга. Как говорит Галя, муж стреляет, а жена подносит патроны.
У нас есть знакомые, которые вроде бы жили интересами друг друга, вместе вегетарианствовали, кто-то венчался, а все равно развелись. Я думаю, это оттого, что они не были до конца честны друг с другом, хотя жили в одной семье. Мы вместе потому, что у нас одна жизнь на всю семью, мы неразделимы», — резюмировал актер.