12 сентября Розе Хайруллиной исполняется 63, и сегодня она известна телезрителям по ролям в «Орде», сериалах «Ольга», «Сердце Пармы» и «Содержанки», а театралам — по спектаклям «Олеся», «Лир» и «Женитьба». Однако в далекие 80-е начинающую артистку знали лишь в узких кругах казанской богемы. Медленно, но верно карьера актрисы набирала обороты.
А как же семья? По слухам, когда-то у Хайруллиной был возлюбленный, однако отношения закончились болезненно. По другой версии, сложный характер и стремление построить карьеру помешали звезде создать крепкий союз. Близких, включая родителей и брата, Роза Вакильевна потеряла буквально за полгода, что навсегда оставило отпечаток на ее сердце.
Раз за разом актриса переносила личную трагедию на экраны и подмостки. Особенное место в ее жизни занимала «Табакерка», но после смерти основателя здесь многое изменилось. В 2020 году Хайруллина покинула труппу театра, которому отдала 11 лет. Что же стало причиной перехода из постоянных — в приглашенные артистки?
Путь к актерству
Роза Вакильевна появилась на свет в Норильске. Ее папа трудился шахтером, и навсегда в памяти Хайруллиной запечатлелся образ мужчины с черным от сажи лицом, от которого исходил затхлый запах «подземелья». Увидеться с отцом и матерью удавалось только в пятницу: родители много работали, так что отдавали девочку в круглосуточный садик.
«Меня забирали и вели в кафе, где я ела тефтельки, а потом мы шли в кино. Так я посмотрела фильм «Армия «Трясогузки» снова в бою» 33 раза, потому что он шел постоянно. Потом картина заканчивалась, показывали другую, и мы смотрели ее также много раз», — рассказывала актриса в программе «Мой герой».
В семилетнем возрасте девочка переехала с семьей в Зеленодольск, город близ Казани. В школьные годы Хайруллина увлекалась историей и литературой, а с математикой и физикой не ладила. В 11 Роза решила расширить круг интересов и пошла на пробы в хореографическую секцию, однако для танцев оказалась недостаточно пластичной. Зато именно там ученица встретила преподавателя драмкружка, предложившего ей попробовать силы на сцене. К 10 классу ни у кого из окружающих не осталось сомнений, что у девушки настоящий актерский дар. Выпускница поступила в Казанское театральное училище.
Отдельная история — как Роза пришла на экзамен, а точнее, в каком наряде. Красные босоножки на платформе, короткий сарафан, две косы — мягко говоря, абитуриентка выделялась из толпы.
Окончив вуз, актриса вошла в труппу Татарского театра имени Камала, а затем Казанского ТЮЗа, где продемонстрировала все грани таланта. В 1992-м Роза Вакильевна получила Госпремию РФ за роль в спектакле «Погром» режиссера Бориса Цейтлина, а в 1996-м «Буря» с ее участием удостоилась «Золотой маски». Неудивительно, что именно игра Розы Хайруллиной вдохновила Чулпан Хаматову стать артисткой.
«Это гениальная современная актриса. Я смотрела спектакль в ТЮЗе, и мне очень хотелось быть такой же, как она, или, по крайней мере, получать такое наслаждение от сцены, которое, я видела, получает она, — откровенничала Хаматова. — В этом смысле, если бы не ТЮЗ в Казани, наверное, я бы не была артисткой. Однажды шла по улице и загадала: если увижу сейчас, как из служебного входа ТЮЗа выйдет Роза Хайруллина, то стану актрисой. И она вышла».
Однако Розе Вакильевне пришлось еще многое пережить, прежде чем ее имя стало известно в театральных кругах столицы, в мире кино и на телевидении.
Трагедия и шанс на новое начало
Период службы в Казанском ТЮЗе Хайруллина называла одним из счастливейших в жизни. Там у нее была собственная квартира, родные, друзья. Весь привычный мир артистки рухнул в одночасье в середине 90-х.
«Лишилась всего в один миг: брат был наркоманом, заложил квартиру, потом умер — жилье ушло за долги. В течение полугода у меня умерла вся семья, семь человек. Отец, мать и все остальные. Жизнь поделилась на „до“ и „после“, я осталась в „до“, — признавалась актриса.
В то время СМИ писали, что артистка пребывала в отчаянии и глушила тоску известным способом — алкоголем. Остановиться ей помог духовник и профессия. Актриса около года проработала в Голландии, затем переехала в Самару и устроилась в «СамАрт», где играла по 30 спектаклей в месяц. Однажды в город приехал Константин Богомолов и переманил Хайруллину в Москву.
«Я очень рада, что в моей жизни появился Костя Богомолов, который ставит мне голову на место. У него есть для меня какие-то секретные слова, которые помогают выживать. Он просто дает работу. Верит в меня. Толкает вперед, чтобы я совсем не умерла», — говорила Роза Вакильевна.
Так в жизни Хайруллиной появилась «Табакерка», где она играла в спектаклях «Олеся», «Волки и овцы», «Чайка». Также актриса сотрудничала с «Ленсоветом», «Приютом Комедианта» и Театром Наций. В 2008-м Андрей Эшпай пригласил Розу Вакильевну в картину «Иван Грозный», а затем в «Элизиум».
Крупным успехом обернулось для Розы Вакильевны участие в ленте «Орда». За роль ханши Тайдулы актриса удостоилась премии «Ника». Еще одну престижную награду ей принес образ тещи в комедии «Норвег». С тех пор артистку все чаще звали в кино: сериал «Ольга», драма «Кислота», «Содержанки». А вот персонаж звезды в телефильме «Зулейха открывает глаза» зрители раскритиковали, впрочем, как и героиню Чулпан Хаматовой.
«Упыриху представляла совершенно другой — мощной, широкоскулой старухой с низким зычным голосом. Хайруллина, хотя эта артистка мне нравится, никак не подошла, на мой взгляд», — делилась мнением зрительница.
Скандальное увольнение
«Коллектив „Табакерки“ для меня родной, настоящий, „подвальный“ и не гламурный, несмотря на то, что там „звезда“ на „звезде“. Здесь мне очень хорошо, — так отзывалась актриса о театре, проработав там три года. — В Москве я живу на Сретенке, рядом со „Школой драматического искусства“, и часто встречаю замечательных режиссеров».
Многие приходили на спектакли «Табакерки» именно ради Хайруллиной, и тем более неожиданной оказалась новость об ее уходе из труппы. Широко распространились слухи, что Владимир Машков, возглавивший театр после Олега Табакова, устроил настоящую революцию, уволив актеров, игравших на подмостках годами.
«Хайруллина переходит в число приглашенных артистов. Это другая оплата, другой договор. Когда актер в труппе, он беспрекословно подчиняется художественному руководителю театра, а когда — нет, то у него появляется больше свободного времени, например, на кино. Мы исходим из возможностей артиста, который приглашен в труппу. Роза продолжит появляться в постановках, в которых играла, пусть зрители не волнуются», — пояснили «СтарХиту» в пресс-службе Московского театра Олега Табакова.
Поначалу сама артистка отказалась комментировать ситуацию, чем еще больше разожгла интерес поклонников. Почти никто не сомневался, что за смену кадров в театре ответственен Машков. Чтобы опровергнуть сплетни, Хайруллина дала интервью.
«Никто меня не выгонял. Даже не намекал. Я сама решила уйти, потому что не вижу смысла в своем пребывании на сцене, — отмечала Роза Вакильевна. — Сегодня мне нечего сказать зрителю. Пандемия внесла коррективы в жизнь многих людей, включая мою. Зрители собираются в зале для общения с живыми артистами, чтобы зарядиться от них нужным настроем, энергией. Но когда артист немногим отличается от зрителя, — зачем? Извините. Лично я не понимаю артистов, которые собираются играть на сцене в наше время. Сомневаюсь в смысле театра сегодня. И пока беру паузу».
Справедливости ради, подобные печальные мысли артистка высказывала еще 10 лет назад. Недаром ее прозвали «актрисой с трагическим взглядом», человеком, пережившим горе и превратившим негативный опыт в искусство.
«Есть несовпадение с миром в целом. Сожаления по поводу того, что я вообще есть на свете, — откровенничала тогда Хайруллина. — Это ужасно. Понимаю, что внутри какой-то трагический взгляд, такое мировоззрение, иногда думаю: „Я не имею права выходить на сцену, потому что не несу людям радость“. Часто причиной тому становится творческая неудовлетворенность, собственное несовершенство. Суета человеческая».
Играть в кино печальные мысли актрисе не мешали: за последние несколько лет она засветилась в проектах «Трепачи», «Псих» и «Выжившие», а сейчас в производстве — целых пять картин с участием Хайруллиной. Зрители могут не переживать за судьбу артистки, ведь в какой-то мере театральный скандал только повысил интерес режиссеров к ней.