Его называли русским Пьером Карденом, а за право дефилировать в творениях by Valentin Yudashkin на подиуме бились топовые модели. Он — друг, которого были рады видеть буквально в каждом звездном доме, и при этом — самый обычный человек, которого за пределами мира высокой моды всегда терпеливо ждали жена, дети и внуки.
В минувшем октябре Валентину Абрамовичу исполнилось бы 60, но этот юбилей он, увы, не отметил: 2 мая модельера не стало. Даже коварная болезнь в свое время не мешала кутюрье создавать шедевры для звезд подиумов. О многолетней борьбе Юдашкина с недугом и людях, которые не оставили его в трудный час — в нашем материале.
Народный художник РФ и друг Примадонны
Валентин Абрамович родился в подмосковном поселке Баковка. С малых лет будущий кутюрье увлекался рисованием и уже в детском возрасте создавал эскизы одежды. Пока ровесники гоняли мяч во дворе, он проводил все свободное время, склонившись над белыми листами бумаги, да за швейной машинкой. Когда Юдашкин окончил школу, то поступил в Московский индустриальный техникум на факультет моделирования, оказавшись там единственным мужчиной.
Обучение специальностям «История костюма» и «Макияж и декоративная косметика» пришлось прервать, когда юношу призвали в армию. Во время службы Валентин продолжал придумывать одежду и впоследствии реализовал идеи после демобилизации и возвращения в техникум.
«Служил в секретных войсках, до сих пор не вправе сказать, в каких… Потом вернулся доучиваться, окончил техникум с отличием и по распределению на два года попал в Центральное проектно-конструкторское бюро при Министерстве бытового обслуживания, где рисовал костюмы для сборной СССР по парикмахерскому искусству. Потом занялся декоративной косметикой», — рассказывал модельер.
Собственное ателье Валентин Юдашкин открыл, продав «Жигули», а в 1987-м впервые явил широкой общественности свой талант: «Русь изначальная» прославила дизайнера на всю страну. Через год Валентин Абрамович основал фирму «Vali — Мода» и представил коллекцию «Петровский бал», ну а в 1991-м стал известен в Европе, покорив критиков на Неделе моды в Париже.
В 90-х наряды от Юдашкина стали настоящим хитом светского общества. Кутюрье создавал сценические костюмы Филиппу Киркорову, Людмиле Гурченко, Наталье Ветлицкой и Алле Пугачевой. С Примадонной талантливый модельер познакомился во время одного из своих первых показов — в 80-х в «Олимпийском» дизайнер готовил к презентации новую коллекцию, а вокалистка выступала с концертом.
«Алла Пугачева не из тех женщин, которые бегут за модой. В этом счастье. Она самостоятельна и интеллектуальна, хотя довольно отчаянная: может надеть что угодно», — признавался Юдашкин.
«Женщина, которая поет» у многих ассоциировалась с коротким черным балахоном. Но мало кто знает, что однотонное платье она в 1994 году получила именно от Валентина Абрамовича, с тех самых пор заразившись любовью к мини. К слову, на празднование 10-летия модного дома Valentin Yudashkin Алла Борисовна пришла в том самом легендарном платье, отдав дань уважения любимому модельеру.
Семейный подряд
Друзья Валентина Юдашкина всегда отмечали, что, несмотря на всемирное признание, кутюрье обладал невероятной чертой — оставаться скромным и семейным человеком. В его биографии не отыскать ни строчки о многочисленных романах или разбитых сердцах. Он любил лишь однажды — жену Марину, которую встретил в конструкторском бюро. Предложение руки и сердца модельер сделал спустя три дня после знакомства, и лично, вопреки дурным приметам, сшил для нее свадебное платье, украсив его живыми орхидеями.
Марина занималась моделированием причесок и превратилась в парикмахера с большой буквы — выигрывала международные конкурсы Европы и Советского Союза. Впоследствии супруга дизайнера стала топ-менеджером Дома Юдашкина. К семейному делу приложила руку и дочка пары Галина, прославившаяся как талантливый фотограф.
В отличие от многих звездных коллег, Валентин Абрамович лишь однажды был замешан в крупном скандале. В марте 2015-го в самом центре столицы в квартире Марины Юдашкиной обнаружили подпольное казино. Владелица 158 квадратных метров тогда заявила, что апартаменты долгое время сдавались в аренду, и резонансное дело быстро замяли. Спустя полгода после изъятия игровых автоматов супруги сделали дорогостоящий ремонт, после чего подарили жилплощадь дочери Галине.
Наследница кутюрье проживала в апартаментах вместе с мужем Петром Максаковым и сыновьями Анатолием и Аркадием, пока не перебралась в Гонконг: Галина поясняла, что переезд был вынужденным, так как Петру дали перспективную работу в Китае. Разлука с близкими немало удручала Валентина Абрамовича.
«Больше всего я люблю внуков. Не думал, что буду такой дед. Меня волнует, как они учатся, изучают языки, как слушают наши сказки, получили ли от нас подарки, посылки, что им еще купить… Этот пандемийный год, конечно, убил время. Мы уже полтора года не можем их увидеть. Границы закрыты. Очень скучаем и теряем вкусные года, когда они только растут, а мы можем помочь им что-то дать. Хочется просто их баловать. Если дочь Галю мы не баловали, то на внуках хочется оторваться», — признавался модельер в YouTube-шоу «Эмпатия Манучи».
Многие осудили Галину за переезд: на фоне новостей об ухудшении здоровья Валентина Юдашкина эмиграция могла показаться бегством от проблем отца. Однако наследница не бросала папу и навещала его настолько часто, насколько это было возможно. Да и ставить крест на модельере хейтеры поспешили — Юдашкин был не из тех, кто легко сдается.
Борьба с недугом
Валентин Абрамович стал редким гостем на светских мероприятиях. На модных раутах все чаще перешептывались — «кажется, это его последний выход». В 2016-м кутюрье неожиданно для всех впервые не явился на собственный показ в рамках парижской Недели моды. В конце дефиле гости по традиции были готовы осыпать знаменитого россиянина аплодисментами, но он так и не вышел на поклон.
Тогда стали поговаривать, что мэтру помешали серьезные проблемы со здоровьем. А позже выяснилось, что Юдашкин действительно был экстренно прооперирован из-за проблем с почками. «Я думаю, что все живые люди, и люди болеют. Мы все под Богом, и никогда не знаешь, что и как будет», — говорил модельер.
Долгое время дизайнер не обсуждал недуг, хотя его друзья не скрывали — врачи диагностировали у Юдашкина рак. «В наш дом пришла беда. Конечно же, первое, что наступает, — это шок. Или вопросы о том, почему это случилось, — признавался Филипп Киркоров. — Слава Богу, что это случилось рано, и мы успели. Все могло быть гораздо хуже. Нас всех поразила мужественность, с которой это восприняли Валентин и Марина. Как они это все пережили, держались и прошли».
Только в 2021 году кутюрье открыто заговорил о недуге. Все началось с головных болей, одолевших прежде не жаловавшегося на мигрени модельера в 2016-м. Именно в тот год дизайнер пропустил чек-ап всего организма, который обычно проходил в клинике Лос-Анджелеса. Так как проблема не исчезала, Юдашкин обратился в центр имени Бурденко. Обследование показало, что в голове пациента уже есть метастазы.
Первым очагом рака стала почка, но за год болезнь распространилась дальше. В борьбе за жизнь дизайнеру пришлось перенести несколько полостных операций. Таргетная химиотерапия, блокирующая рост раковых клеток, была необходима модельеру постоянно.
«Я стал радоваться тому, что есть. У меня нет огромных планов, я не живу на десятилетия, как раньше. Живу короткими отрезками, насколько по здоровью могу распланировать. Что-то на 10 лет делать не возьмусь, не хочу… Сейчас я спокойный», — подчеркивал Юдашкин.
Удивительно, но даже в такой ситуации дизайнер сумел сохранить оптимизм. К примеру, отмечал, что раньше приходилось ограничивать себя в питании, а теперь исхудал и может легко съесть пару пирожных, не боязнь поправиться.
В борьбе с раком пищевода Юдашкину, прежде всего, помогала поддержка семьи и друзей. Так, когда Алла Пугачева узнала о недуге модельера, Валентин Абрамович увидел совсем другую Примадонну. «У нее была паника — с кем угодно, но только не с ним. Она, обычно уверенная, была растеряна и не понимала, как быть. Помогла морально, аккуратно заставляла что-то делать», — говорил кутюрье.
Борющийся с раком модельер успел еще и переболеть коронавирусом, пусть и в легкой форме. Валентин Абрамович тщательно следил за здоровьем, однако жизнь ему продлевали не только медицинские процедуры, а забота жены и дочки, верные друзья и, конечно, работа. Несмотря на обилие идей, Юдашкин размышлял над кандидатурой преемника.
«Мы все уходим и не будем интересны. Я к этому отлично отношусь. Но надо найти того, кто подхватит знамя и пойдет дальше, — заключил кутюрье. — Кому передать? Думаю. Увидел бы сейчас такого человека, взял и стал бы готовить. Где его найти? Мы смотрим. Или у нас или привезу откуда-то. Нужен человек профессиональный, должен понимать, чем занят. Не тусовка девушек, которые в моде уже лет 10… Я хочу, чтобы пришел тот, кто умеет думать, рисовать, уважать компанию и то, что сделано».
Кутюрье вел достаточно активный образ жизни, а в марте 2023-го даже съездил в Израиль, чтобы навестить перебравшуюся туда Аллу Пугачеву. Поклонники радовались, увидев модельера бодрым и здоровым, но впечатление оказалось ошибочным: 2 мая пронеслась новость о смерти Валентина Юдашкина. А ведь накануне дизайнер связывался с прессой, комментируя недавний уход своего наставника Вячеслава Зайцева… Почитателям талантов хочется верить, что создавать шедевры мэтры продолжат и на небесах.