Сергей Мартынов появился на свет в поселке Александровка Ростовской области. С детства мальчик мечтал стать артистом, так что после школы отправился покорять Москву и успешно окончил ВГИК. Правда, сперва звезду узнали не по киноролям, а по дубляжу: Сергей озвучивал персонажей лент «Французский канкан», «Вестсайдская история» и «Скромное обаяние буржуазии».
В 1972-м актер дебютировал на экране, а еще через два года – получил первую главную роль, сыграв царевича Прошу в одноименной сказке. Затем была нашумевшая в СССР драма «Отец и сын» и судьбоносная для артиста картина «Братья Рико» - на пробах Мартынов впервые увидел Ирину Алферову. Почему же женой Сергея Федоровича звезда «Д’Артаньяна и трех мушкетеров» стала лишь в 1995 году? 25 января Сергею Мартынову исполняется 72, и самое время вспомнить его историю любви.
Первые встречи
Итак, в 1978-м в Минске Сергей впервые увидел Ирину Алферову: почти одновременно актеры вышли из соседних вагонов. Алферова показалась артисту неземной девушкой, буквально инопланетянкой, излучавшей теплый свет. На пробах Ирина все делала не так, как другие претендентки: по-особому двигалась и произносила текст. Вот только режиссер талантов и красоты звезды не оценил, и, в отличие от Мартынова, роли в фильме она не получила.
«Когда я взглянул в ее зеленые глаза, то понял, что пропал… — вспоминал артист. — Мое сердце тогда было свободным. Я сказал режиссеру: «Она — чудо! На роль надо утверждать именно ее!» Услышал в ответ: «Но она еще совсем ребенок. Не сможет сыграть роль взрослой женщины».
Все тот же режиссер «Братьев Рико» обмолвился, что красавица недавно вышла замуж за Александра Абдулова. Мартынов закрыл для себя тему дальнейшего общения с актрисой, полагая, что неземная девушка уходит в другую жизнь навсегда.
Но Сергей ошибался, ведь спустя семь лет судьба вновь столкнула его с Ириной — на озвучивании зарубежной ленты. К тому моменту у самого Мартынова уже была семья — он женился на юристе Ксении, и та подарила ему дочь Анастасию, а чуть позднее — сына Сережу.
Алферова оказалась рада совместной работе: до знакомства с Мартыновым у нее не было знакомых, которым хотелось бы открыть душу. Поэтому, когда коллега подвозил звезду до дома, актриса болтала без умолку, что сильно удивило Сергея, подумавшего, что он еще не встречал столь экспрессивных женщин.
«Сергею все радовались, ведь он не только безусловно красив, но и очень обаятелен. Он не был похож на всех окружающих мужчин. При всей его красоте чувствовалось, что этот человек не просто артист, но еще и настоящий мужчина. Сергей словно магнит притягивал к себе», — признавалась Алферова.
Третий раз — алмаз
Настоящее сближение произошло, когда на заре 90-х актеры снимались в картине «Звезда шерифа». Мартынов играл в ленте психоаналитика, ну а Алферова — его пациентку. Так уж вышло, что и в реальности артист стал для Ирины наставником и утешителем, ведь в тот момент она еще не развелась с Абдуловым, но тот уже ушел из ее жизни, громко хлопнув дверью.
Алферова ощущала себя на краю бездны, но и Сергей тогда переживал личную драму: супруге Ксении предложили работу в Лондоне, и она согласилась. Дети и жена уже укатили в Англию, ну а Мартынов отчаянно искал возможность отсрочить отъезд, когда съемки подвернулись под руку.
И тут перед ним предстала та самая неземная красавица, но уже не яркая и сильная, а похожая за загнанного в угол зверька. Мартынову захотелось защитить и отогреть актрису, и в итоге он буквально собрал Ирину по частям. И нарисовал ее — портрет женщины на холсте Алферова сочла чересчур прекрасным.
Загвоздка заключалась в том, что Мартынов по-прежнему был женат. После завершения съемок актеры сели на кухне с бутылкой вина и проговорили всю ночь: о том, как безумно влюблены и не хотят разлучаться.
«Даже если бы наши отношения закончились только тем самым разговором (все-таки я отдавала себе отчет в том, что у Сергея семья и что он готовился к переезду), я была бы счастлива. В глубине души я подготовила себя к тому, что мы расстанемся. К моменту нашей встречи я уже научилась ценить то, что дается судьбой, и мне достаточно было просто знать, что такие отношения и чувства возможны», — признавалась Ирина.
Но отказываться от Сергея Алферовой не пришлось: с пониманием к ситуации отнеслась как дочка актрисы, так и жена Мартынова. «Ксения была удивительной женщиной, совершенно необычным человеком — красивая, умная, неординарная, добрая. Я до сих пор не встречала подобных женщин. Мы с ней много общались, так как она довольно часто приезжала в командировки в Москву», — рассказывала звезда.
Четверо детей
Несколько лет Алферова и Мартынов провели в абсолютном счастье, а в 1995-м поженились. Минуло два года, когда в дом пары постучалась беда: из-за врачебной ошибки бывшая жена Сергея скончалась. Будучи предельно близкими людьми, супруги даже не обсуждали, что делать с осиротевшими наследниками актера.
«От Ксении мне досталось самое дорогое наследство — Настя и Сережа, — подчеркивала Алферова. — Насте было 15 лет, Сереже — 13. Когда они приехали в Москву и я впервые увидела ребят, отчетливо осознала, что это — мои дети».
В глубине души Ирина боялась, что ребята не примут ее, однако переживала зря: дети тепло отнеслись ко второй жене папы. Вот только беда не приходит одна, и в то же лето актрисе прилетели печальные вести из Новосибирска — ее родная сестра была при смерти.
Вскоре Татьяна скончалась, а ее сына Сашу Алферова перевезла в Москву. Таким образом, супруги воспитывали уже четверых детей, включая племянника Ирины и ее дочку Ксению, в то время как общих наследников по крови у них так и не появилось.
Сережа и Настя отучились в английской школе в центре Москвы, после чего улетели в Англию — постигать мастерство театрального дизайна и графики. Интересно, что когда дата получения дипломов у Анастасии и Ксении Алферовой совпали, последняя спокойно отпустила маму в Лондон, без тени ревности.
"Я очень признательна Ксюше за понимание. Скажу больше, родная дочь всегда понимала и понимает меня как никто другой. Собственно, если бы не по-детски мудрое отношение Ксении к моему союзу с Сергеем, все сложилось бы совершенно иначе. А встреча с Сергеем изменила всю мою жизнь…" - признавалась Алферова.
Счастье сквозь года
В браке с Абдуловым Алферовой не хватало ни внимания, ни адекватной оценки деятельности — бывший муж никогда не говорил о ней как о талантливой актрисе. Мартынов же буквально обожествлял жену, носил на руках и не забывал делать комплименты. При этом словами супруг не ограничивался — действиями доказывал свою надежность и заботу.
«В него были влюблены все: Ален Делон даже рядом не стоял. Помимо таланта и красоты, Сережа все может. Знаете, как это, когда человек все может? Не знаете. Потому что так не бывает. А вот в случае Сергея Мартынова — бывает. Он может компьютер собрать, может столик сделать, да все! Он и есть счастье мое. Он необыкновенный, настоящий, на него можно положиться и доверять полностью. Если муж что-то сделает в этой жизни, значит, так было надо, значит, тут нет вариантов», — подчеркивала Ирина в 2023-м на X Забайкальском международном фестивале в Чите.
Правда, в том интервью актриса заявила, что счастлива с возлюбленным уже 35 лет, хотя судьбоносный фильм «Звезда шерифа» вышел на экраны не в 1988-м, а только в 1991-м. Впрочем, важна поклонникам пары вовсе не система отсчета, а сам факт, что после ряда испытаний они обрели гармонию друг с другом.
А гармония в доме точно царила: несмотря на публичность профессии, супруги вели закрытый образ жизни и редко посещали светские мероприятия. Если Алферова изредка продолжала сниматься, — в двух частях «Елок», комедии «Старые шишки» — то Мартынов завершил кинокарьеру еще в 2015-м, эпизодом сериала «Верное средство». В центре его Вселенной прочно закрепилась по-прежнему элегантная и яркая жена и уже взрослые дети.