Кирилл Лавров появился на свет в Ленинграде в творческой семье: папа служил в БДТ, мама выступала литературным чтецом и записывала программы на радио. При этом тихоней мальчик не рос, тем более что увлекался футболом и пропадал целыми днями на улице. Мечта пойти по стопам отца возникла у ребенка позднее, зато никогда уже не покидала его.
На фоне волны репрессий против интеллигенции родители уехали в Киев, где в итоге Юрий Лавров стал одним из ведущих артистов. Кирилл же остался в Ленинграде с бабушкой, о чем ни разу не пожалел, ведь был искренне влюблен в Северную столицу.
Подростком юноша трудился в совхозе, а в 17 ушел добровольцем на Великую Отечественную войну. Парень отучился на авиационного механика и пять лет проработал по специальности на базе бомбардировщиков на Курилах, однако о своей мечте не забыл. Вот только столичные вузы отказали Лаврову, и пришлось обратиться к отцу, чтобы попасть с испытательным сроком в Театр Леси Украинки. Как же судьба вернула Кирилла Юрьевича в Петербург и подарила ему сразу несколько ярких историй любви? 15 сентября исполняется 98 лет со дня рождения актера, и мы отвечаем на эти вопросы.
Блестящая карьера
Большую роль в формировании Кирилла как актера и личности сыграл худрук Киевского театра русской драмы имени Леси Украинки Константин Хохлов. Когда режиссера позвали в Ленинград возглавить БДТ, он пригласил с собой и Лаврова. Так, с легкой руки наставника артист посвятил себя служению именно этому учреждению, ведь после смерти уже следующего руководителя Большого драматического — Георгия Товстоногова — сам встал у руля.
На подмостках Кирилл Юрьевич блистал в спектаклях «Три сестры», «Горе от ума», «Дядя Ваня». Параллельно развивалась карьера актера в кино: дебют состоялся в картине «Васей Трубачев и его товарищи», ну а первую главную роль Лавров исполнил в «Ссоре в Лукашах».
По-настоящему легендарной для артиста работа в картине «Живые и мертвые» — в ленте он изобразил честного и мужественного военного корреспондента Синцова. Фильм посмотрели 40 миллионов зрителей, что тогда было абсолютным рекордом, ну а Лавров буквально проснулся знаменитым.
При этом в амплуа положительного героя актер не застрял: в криминальной драме «Верьте мне, люди» Лавров сыграл вора-рецидивиста, ну а затем вернулся к протагонистам в ленте «Долгая счастливая жизнь», получившей главную премию на международном фестивале авторского кино в Бергамо.
На съемках «Братьев Карамазовых» артист не только подружился с Михаилом Ульяновым, но и снял вместе с ним третью серию телекартины — после смерти Ивана Пырьева. Потом были «Нейтральные воды», «Укрощение огня», «Мой ласковый и нежный зверь», «Стакан воды». В 80-е актер засветился в проектах «Колье Шарлотты» и «Запретная зона», ну а в 90-е, когда многие коллеги остались не у дел, получил еще одну знаковую роль — вора в законе Барона из «Бандитского Петербурга».
Не менее удачным для зрителей и критиков стал образ Понтия Пилата в «Мастере и Маргарите». Лавров мастерски отразил сомнения и колебания героя, заставив зрителей проникнуться к нему сочувствием. Завершилась же фильмография артиста мелодрамой «Все золото мира»: в период съемок Кирилл Юрьевич уже был смертельно болен.
Три любви
В студенческие годы Кирилл Лавров пользовался успехом у девушек, вот только сам влюбился в самую недоступную из них: гордую и серьезную Элину Быстрицкую. Актриса вспоминала, что на последних курсах многие подружки рассуждали, как устроить свою судьбу, подчеркивая необходимость получения прописки. Однажды дрогнула и Элина: сблизилась с Лавровым, уверенно предлагавшим руку и сердце.
«Он очень серьезно смотрел на наши отношения, о намерении жениться на мне сообщил своим родителям. Его мама даже поехала в Вильнюс, чтобы познакомиться с семьей будущей невестки. Тогда к таким вещам относились очень серьезно. Мои родители ей понравились. Я искренне считала, что влюблена в этого симпатичного парня. И дала согласие к концу учебы выйти за него замуж. Конечно, все это было страшным „секретом“ для подруг и знакомых», — писала Быстрицкая в книге «Встречи под звездой надежды».
Как потом заключила сама актриса, видимо, отношения не были крепкими, раз рухнули почти мгновенно. Движимая романтическим порывом студентка купила охапку пионов и поехала на вокзал провожать Кирилла, собравшегося на гастроли. Вот только на перроне Элина оказалась не одна — Валентина Николаева из Театра имени Леси Украинки трогательно смотрела на стоящего в дверях вагона Лаврова и прикалывала к лацкану его пиджака изящный букетик ландышей.
Поговаривали, что союз Лаврова и Быстрицкой не одобрил папа Кирилла Юрьевича: мол, невеста не понимала шуток будущего свекра, оттого и показалась чересчур высокомерной. А вот скромная Валя родителям актера пришлась по вкусу, и так уж вышло, что какое-то время парень гулял с обеими девушками.
Когда с Элиной было закончено, Кирилл с чистой совестью женился на Валентине. Вместе они накопили на «Москвич», экономя на макаронах и носках, вдвоем вернулись в Ленинград, вырастили сына и дочку. Под эгидой счастья и гармонии пролетело 48 лет — в 2002-м Валентины Александровны не стало, что оказалось тяжелым ударом для артиста.
Вдовец искал утешения в детях и внуках, однако все вокруг понимали, что одному ему очень трудно. В 2004-м отдушиной для актера стали отношения с костюмером БДТ Анастасией Лозовской. Женщина младше на полвека искренне привязалась к артисту, так что тот называл ее Санчо Панса. Увы, вместе им суждено было провести лишь три года…
Лейкемия
До 80 лет актер выходил на сцену и не жаловался на дурное самочувствие, но осенью 2006-го директор театра застал его в критическом состоянии. Приехавшая скорая доставила артиста в клинику, где выяснилось, что ему необходима пересадка костного мозга. Дочка Мария выступила донором, и операция прошла успешно.
Вот только коварная болезнь — лейкемия — продолжала прогрессировать, и на сцену Лавров вернулся совсем ненадолго. В тот период он уже оставил большую квартиру дочери, ну а сам поселился с возлюбленной в выделенных театром апартаментах. Когда же 27 апреля 2007 года Кирилла Юрьевича не стало, жилье вновь перешло во владение БДТ, что лишь в очередной раз доказывало — чувства Анастасии были бескорыстны. Правда, так считали не все.
«Ей перепало немало денег от Кирилла Юрьевича. Лавров оставил не одно, а два завещания. Первое он составил еще до того, как лег в больницу. В нем завещал свою квартиру дочери Маше и часть денежных средств — сыну и дочери. Второе завещание было составлено уже в больнице, там Кирилл Юрьевич и отписал все оставшиеся средства Насте. Сколько именно — не знает никто», — уверяли коллеги Кирилла Лаврова.