Ощущения, которые человек испытывает во время фобической реакции, не менее яркие, чем при столкновении с реальной угрозой. Вы можете понимать, что рационально — бояться нечего, но как объяснить это телу, содрогающемуся от ужаса?
Удушье, бешеный пульс, обильное потоотделение, тошнота, головокружение, потеря контроля над происходящим — все это признаки фобий, которые еще и отличаются по тяжести. Кто-то переносит все сравнительно легко, просто избегая предмета страха, другие не могут совладать с панической атакой. Как бороться с подобной проблемой, спросим у психолога шестого сезона проекта «Пацанки» Любови Розенберг.
Природа фобий
Итак, фобии — это навязчивые страхи. Наиболее вероятен риск их возникновения в следующих случаях:
Влияние на ребенка тревожных родителей. Некоторые ученые утверждают, что родители, склонные всего бояться, уже на генетическом уровне закладывают в сознание малыша видение мира как очень страшного места. Соответственно, и воспитание ребенка строится в ключе «избегания всевозможных опасностей». В итоге вырастает тревожная личность, в характере которой явственно выражены такие черты, как подозрительность, желание контролировать ситуацию, мнительность и т.п. Соответственно, любой стресс может привести к формированию фобии. Данная схема объясняет около 75-80 % всех фобий — внушительная цифра, есть над чем задуматься.
2. Близко к предыдущему фактору стоит тревожное окружение — постоянное общение с людьми, уверенными в опасности окружающего мира. Это не обязательно родители — коллеги, знакомые, соседи. Общение с ними может быть достаточно интересным и не вызывать желания его прекратить, однако в ходе коммуникации постоянно передается посыл «Этот мир опасен. Следует бояться того-то и того-то». Рано или поздно воспринимающая сторона подпадает под внушение. Особенно это относится к людям, привыкшим воспринимать на веру всю предоставляемую информацию.
3. Фобиям подвержены личности с повышенной враждебностью, неуверенные в себе. Подобное состояние «внутренней неуверенности» требует некого оправдания, человек задает себе вопрос — «чего конкретно я боюсь?» Порой он смутно ощущает, что его модель поведения по отношению к окружающему миру не совсем корректна, и возникает боязнь, что окружающие будут порицать его за это, а со страхом возрастает риск формирования, к примеру, социофобии.
4. Часть фобий обусловлена так называемым механизмом якорения. Фобия формируется по принципу ассоциации. Укусила собака — испугался — боюсь собак. Другое дело, что не всегда укус собаки может спровоцировать фобию — иногда человек просто начинает избегать собак, вовсе не испытывая панического ужаса при виде крошечной таксы.
Самолеты и толпа
Алла Пугачева признавалась, что каждый раз, садясь в самолет, читает молитву. Только в крайних случаях Примадонна соглашалась на данный способ путешествий, в иных же ситуациях — выбирала поезд. В 2014-м Алла Борисовна полетела с дочкой Лизой и сыном Гарри в Израиль, и подруга семьи подчеркивала, что на эту жертву певица пошла только ради детей. Кажется, прецедент возник и недавно, ведь артистка отправилась все в ту же страну с Максимом Галкиным и двойняшками.
Алена Апина рассказывала, что имеет нетипичную для певицы фобию: боязнь толпы. Перед выступлением от страха у звезды подкашиваются ноги, но паника угасает к третьей песне. «Так было не всегда. В 2000 году мне рассказали историю про моего коллегу, певца Дмитрия Маликова: во время его выступления из зрительного зала в артиста запустили тяжелой стеклянной бутылкой. Это так меня впечатлило, что теперь, пока не почувствую настрой зала, не могу полностью расслабиться. Кроме всего прочего, я — интроверт, мне обязательно нужно личное пространство. Так что между большой компанией и возможностью побыть одной я без колебаний выберу второе», — делилась артистка со «СтарХитом».
Так можем ли мы назвать ощущения звезд фобиями в легкой форме? В любом случае, певицы справляются с эмоциями, ведь переступают через панику и смотрят страху в лицо.
«Аэрофобия Аллы Пугачевой самая настоящая, не в легкой форме, — уверена Любовь Анатольевна. — Фактически, преодолеть страх полета ей на этот раз помогли интересы детей. И действительно, когда фокус внимания смещен со страха на другие объекты, то работа с фобией вполне успешна. По сути, аэрофобия — это страх аварии, катастрофы, которые могут привести к смерти. Невозможность контролировать и влиять на ситуацию вызывает панику. Но вот ведь парадокс, если человек страдающей аэрофобией боится смерти в результате авиакатастрофы, то детей-то он точно туда не посадит. Значит, отличительной особенностью фобии является то, что логически он понимает надуманность этого страха. Иначе сам бы не полетел и всем остальным сказал, что этого делать не нужно. Еще одна отличительная особенность всех фобий отслежена в результате анализа многолетних данных, где выявлено, что с годами таких неконтролируемых страхов становится меньше. После 55 — 60 лет острота приступов паники значительно снижается и то, что вызывало непреодолимый страх в молодости, может полностью исчезнуть в зрелом возрасте.
Что касается Алены Апиной, то она, видимо, просто более ярко проживает страх и волнение перед выступлением, которые испытывают если не все сто процентов публичных людей, то большинство. И конечно, яркий эпизод, связанный с Дмитрием Маликовым, явился якорем, зафиксировавшим страх публики у Алены. Возможно, это говорит о том, что певица не очень высоко оценивает свои певческие способности, не уверена в себе. Страх проходит, когда идет отдача от зала, когда она понимает, что ее приняли. Я бы вообще не отнесла это к охлофобии (страху толпы). Если бы таковая имела место, то страх возникал во всех многолюдных местах, а не только перед выходом на сцену».
Любовь Розенберг добавила, что неконтролируемое состояние возникает каждый раз, как только человек сталкивается с триггерной ситуацией или предметом и даже когда просто начинает думать об этом и представлять. Как мы уже говорили выше, причин для появления фобий много, включая базовые страхи перед животными, которые могли укусить, и неосознанные события из далекого прошлого, которые психика умело заблокировала как несуществующие.
«Например, причиной аэрофобии может быть ситуация, когда ребенок катался на качелях или карусели вместе с родителями. В его памяти остались воспоминания легкости и общения с близкими, пирожное и мороженое, которые принесли много радости и заместили страх, испытанный ребенком от аттракциона. В следующий раз этот страх активизируется, только когда самолет будет набирать высоту и у человека заложит уши, как тогда, на каруселях. Связать эти события между собой крайне сложно.
Страх толпы может формироваться, когда ребенок в первый раз растерялся или испытал стыд перед незнакомыми людьми. Стресс, испытанный во время неких событий в присутствии большого количества людей. Причем сама реакция может быть никак не связана именно с толпой, но в сознании человека она склеивается с основной причиной и может сформировать охлофобию», — пояснила психолог проекта «Пацанки».
Физиология или психосоматика?
Сложная и запутанная история получилась у Андрея Губина. Кумир 90-х и нулевых исчез со сцены, что объяснил серьезными проблемами со здоровьем. Потратив кучу денег на посещение врачей в России и за границей, Андрей добился диагноза — левосторонняя прозопалгия лица. Это недуг нервной системы, из-за которого пациент испытывает постоянные боли. В качестве причин Губин назвал хронический стресс.
«Сложно привыкнуть к таким болям, как у меня. Если неделю болит, уже выть хочется, а представь себе — 15 лет! Из-за того, что болезнь точит, становлюсь вредным, как все старые люди, которые постоянно ворчат. Почему? Потому что все болит. Порой кажется, что отступает. Есть позитивные сдвиги. Но у меня серьезные проблемы со здоровьем. Из-за того, что кровь по позвоночнику не поступает в шейный отдел, не происходит притока крови к лицу, десны оголяются. А мне говорят: «Давай на сцену». Думают, что я симулирую», — сокрушался 47-летний артист.
Композитор Тарас Ващинин еще три года назад отметил, что Губин стал затворником из-за неврологических проблем, да и его недуг напрямую связан с психосоматикой. «У него есть что-то нервное, связано с нарушением психологического плана, возможно, с мозгом. Потому что у него фобии, все болит. Это очень тяжело. Представьте, человек все время находится в таком состоянии, он все время страдает. Андрей эту тему очень не любит, он сразу замыкается», — делился друг Андрея.
Поговаривают, что недуг возник после смерти отца Губина в 2007-м. О проблемах певца говорит и тот факт, что он съехал из четырехкомнатной квартиры на съемное жилье, так как соседи досаждали ему шумом — приходилось слушать, как они поют «страшными голосами» и делают ремонт.
Говорит ли все описанное о психических проблемах? И может ли прозопалгия быть следствием некой социальной фобии, мизофонии (нетерпимости к звукам)?
«Я бы не стала голословно утверждать следствием чего это явилось, но стресс от потери близкого человека мог запустить такой механизм в Андрее Губине, — заключила гештальт-терапевт. — Безусловно, прозопалгия как расстройство нервной системы относится к психосоматическим заболеваниям, но боли и дискомфорта от этого не меньше. Как и в других случаях психосоматических расстройств здесь требуется одновременно медикаментозное лечение и психотерапия для работы с симптомами и причинами. Остается только посочувствовать Андрею и пожелать не сдаваться и не останавливаться только на медикаментозном лечении».
Методы борьбы
Глюк’oZa после рождения дочки Веры панически боялась, что за счастьем последует расплата. Ее мучил страх потерять семью и остаться одной, успокоить мог только муж и постоянные звонки близким на гастролях. В свою очередь, Шура боялся высоты с тех пор, как поднялся к однокласснице по лестнице на 12-й этаж. Он сильно запыхался, поэтому, как только выглянул с балкона, чтобы посмотреть на красивый вид — упал в обморок. Самое интересное, что себе певец купил квартиру на 10-м этаже, но старался не подходить к окнам.
Не только королем ужасов, но и королем фобий можно назвать Стивена Кинга. Он боится змей, крыс, пауков, липких субстанций, смерти, неспособности писать, полетов, замкнутых пространств, психотерапии... Бороться с паникой мэтру не помогали ни таблетки, ни тем более алкоголь и наркотики, так что писательство стало единственным способом проработки страхов.
Шура избегал высоты, Наташе Ионовой преодолеть панику помогло общение с близкими, ну а Кингу — описывать собственные страхи в книгах. Есть ли какой-то универсальный способ победить фобию? Лучше избегать объектов страха или же наоборот заставлять себя сталкиваться с ними?
«Техник работы с фобиями много и, как здесь правильно подтверждено, у каждого человека свои способы получения поддержки и успокоения. Любую фобию следует разобрать по частям. Из неосознанного сделать понятное и конечное. Постарайтесь понять предмет страха: не боязнь потерять семью и ребенка (как у Глюк’oZы), а страх остаться одной, который правильно был выявлен. Когда определен предмет страха, тогда находятся и способы работы с ним. В случае Наташи — это поддержка мужа и звонки для подтверждения своей «неодинокости».
Для Шуры разбор аэрофобии, думаю, приведет к страху смерти, который возник после осознавания необдуманности своего поступка и возможных последствий. Здесь можно использовать технику отделения самого события от мыслей, которые возникли у певца после подъема по лестнице.
Как одна из тяжелых, но эффективных техник, может быть применен способ многократного проживания травмирующей ситуации. Ретравматизация с погружением в страх с головой, с разрешением себе «умереть» от этого. Когда человека, страдающего аэрофобией, помещают на большую высоту с невозможностью уйти или отвернуться. С течением времени испытуемый начнет принимать свой страх, искать возможность жить и ощущать безопасность. Такая техника менее травматично используется в регрессивном или в классическом гипнозе, где в состоянии транса человек погружается в событие и раз за разом проживает его как участник и как наблюдатель», — разъяснила Любовь Анатольевна.
Для людей, страдающих фобиями, наш эксперт предлагает инструкцию по начальным этапам борьбы с навязчивым состоянием.
«Помните, что страх нам нужен. Он позволяет нам жить и оберегать себя от травм и других неприятных событий. Если вы столкнулись со стрессом, получили глубокую психоэмоциональную травму или просто страдаете фобией, причину возникновения которой не знаете, постарайтесь не бояться страха, а разберите его по кусочкам. Найдите, чего конкретно вы боитесь, продумайте, что вам нужно сделать, какие действия или люди могут служить поддержкой и оказать помощь при разных сценариях возможных событий. Из категории «Что будет, если...» И конечно, старайтесь рассуждать логически, ищите опоры, которые смогут вас поддержать и успокоить.
Ну и, конечно, совет психолога — не справляетесь сами, обратитесь к специалисту. Желательно, чтобы ваш психолог имел специализацию по работе с посттравматическими расстройствами. Но это не обязательное условие. Ищите и подбирайте профессионала для себя, исходя из ощущения «мой», «не мой», ведь мы тоже разные», — резюмировала гештальт-терапевт.
Фото: Legion-Media, личный архив, соцсети