По результатам опросов, около 60 % россиян считают, что при разводе лучше остаться друзьями, если в браке на свет появились наследники. При этом теория расходится с практикой, ведь по статистике чаще сохраняют контакт как раз бездетные пары. О том, стоит ли впускать бывших в свою новую жизнь, поговорим с гештальт-терапевтом Любовью Розенберг.
С детьми и без
Хотя несколько лет назад Дакота сетовала на многочисленные измены Влада Соколовского и унижение, испытанное в браке, сейчас бывшие супруги вполне счастливы в новых отношениях, а друг с другом общаются во вполне приятельской манере — и ради дочки Мии, и осознав, что прошлое осталось в прошлом.
Еще более идиллическая ситуация у Алены Хмельницкой и Тиграна Кеосаяна: несмотря на то что ведущий ушел от актрисы к Маргарите Симоньян, экс-супруги сохраняют близкую, родственную связь, к тому же Алена прекрасно ладит с Маргаритой.
Что лучше для нашего психологического здоровья: оборвать на корню общение с бывшим мужем, который изменил, или же проработать обиду и перейти из разряда любовников в друзья?
«Лучше всего — оставаться человеком. Если говорить о расставании, то, безусловно, крайне редко это бывает экологичный развод, где супруги все обговорили и расходятся по взаимной договоренности спокойно, не имея никаких претензий. В основном разводы происходят в конфликте, в разочаровании, с большой обидой друг на друга. Заставлять себя быть корректным, „по-дружески“ общаясь со своим бывшим партнером, — вряд ли удастся, а если получится, то через очень сильное напряжение. Нужно ли вопреки чувствам изображать, что все хорошо? Зачем? Чтобы никто не видел и не понял? Могут ли в дальнейшем отношения между бывшими партнерами быть дружескими — да. Но пока есть непроработанные обиды, пока рана расставания еще кровоточит претензиями и злостью, нужно дать себе время на проживание этих чувств и ассимиляцию полученного опыта», — подчеркивает Любовь Розенберг.
Одно дело, если у супругов есть общие наследники: отец все равно будет общаться с отпрысками, даже если женщина минимизирует личный прямой контакт с ним. Но как быть бездетным парам? В каком случае после развода можно дружить с бывшим, а в каком — не стоит и пытаться?
«Эти два вида семей не так уж сильно отличаются по уровню эмоций и по количеству претензий. Более того — если в семье, где есть дети, этими детьми в основном занималась мама, то вполне возможно, что папа ревновал жену к детям, а детей — к супруге. То есть подсознательно дети тоже «виновны». Особенно часто в первых браках бывает так, что мужчина не созрел для роли отца. Именно в подобных семьях, уходя, мужчина обижен и на жену, и на ребенка. Он не будет платить алиментов и даже не будет стремиться видеться с наследником.
Очень часто разрушаются именно такие семьи, а также семьи, которые создавались в ускоренном формате, так называемые недовыбранные партнеры. Исходя из моей логики, шансы продолжить общение после развода в дружеском формате одинаковы у семей, не имеющих детей, и у семей с детьми. Разница лишь в том, насколько бывшие партнеры смогли завершить отношения/закрыть гештальт. Ну и, наверное, в уровне эмоционального интеллекта, который участвует в осознавании и принятии сложившейся ситуации», — заключила наш эксперт.
Застарелые обиды
Несколько иначе вышло у Деми Мур: если с Брюсом Уиллисом она крепко дружит, несмотря на развод после 13 лет брака, то третьего мужа Эштона Кутчера и знать не хочет. Эмоции актрисы можно понять: в мемуарах Деми писала, что Эштон вел себя просто ужасно. Артист предлагал жене секс втроем, а стресс из-за отношений с ним стал одной из причин, почему она потеряла ребенка. И хотя звезда «Эффекта бабочки» заявил, что «солдат Джейн» преувеличивает, а его нынешняя супруга Мила Кунис подтверждает, что партнер стал совершенно другим человеком, Мур все это не переубедило.
Брюс Уиллис признавался, что Деми постоянно ревновала его и подозревала в изменах, которых не было. Может ли быть, что в следующем браке актриса приблизила то, чего всегда боялась? И если у звезды «Привидения» осталась острая неприязнь к Кутчеру, то, вероятно, ему не стоит и пытаться с ней помириться?
После публичных выяснений отношений
Ольга Бузова осталась после развода с разбитым сердцем: Дмитрий Тарасов ушел от нее к Анастасии Костенко, да еще и потребовал вернуть назад все подарки. О том, что между бывшими по-прежнему негатив, свидетельствовала ситуация на премии канала Fashion TV, когда Оля вышла на сцену и обратилась к экс-мужу, сидящему в зале.
«Вот он машет с галерки. Как всегда! Если раньше Дмитрий Тарасов кусал локти, сидя дома, то сейчас он воочию, глядя на икону стиля, на самую популярную девушку страны, думает: «Какой же я дурак! Как я мог ее просрать!» — злорадствовала звезда.
Самый яркий пример ненависти могут нам преподнести Джонни Депп и Эмбер Херд, которые на протяжении шести лет публично обвиняли друг друга в домашнем насилии и клевете. Порой в ходе суда всплывали настолько омерзительные подробности склок актеров, что слабонервные не выдерживали напора. Клинический психолог Лорел Андерсон, которая работала с супругами в 2015 году, охарактеризовала их отношения как «взаимное насилие».
В итоге Джонни остался с загубленной карьерой, ведь лишился рекламных контрактов, а режиссеры отказались снимать его в продолжении саги «Фантастические твари и где они обитают» и в новой части «Пиратов Карибского моря». Лишь прошлым летом суд вынес решение в пользу Деппа, обязав Эмбер выплатить артисту 15 миллионов долларов за клевету. В свою очередь звезда фильмов Тима Бертона должен Херд два миллиона, ведь тоже выдвигал ложные обвинения в ее адрес.
Порой на нас очень влияет общественное мнение, и если рассказать друзьям (а в случае звезд — всему миру) о пережитом в браке негативе, есть риск подвергнуться острой критике и неприятию в случае примирения и возобновления общения с бывшим партнером/партнершей. Означает ли это, что при «громком» разводе с поливанием грязью и взаимной ненавистью переход в категорию приятелей почти невозможен?
Рекомендацией психолога для всех разводящихся пар будет следующее:
постарайтесь сформулировать и сказать друг другу, какие чувства вы испытываете, чего не хватило и не получилось, что ценного было и что в вас осталось, как опыт. Разрешите (внутри себя) вашему партнеру быть счастливым без Вас;
не соглашайтесь на какие-то устные договоренности и разделы;
не говорите о партнере плохо другим людям, но на судебном заседании четко и формально расскажите правду;
объясните детям вдвоем, что папа и мама у них останутся навсегда, но жить они будут не вместе;
не старайтесь найти одного виноватого за разрыв, помните, что ответственность всегда в равных долях на обоих партнерах.
Если эти рекомендации будут соблюдены, то возможность продолжить общение на дружеской ноте вполне реальна. Это, безусловно, сохранит ваше психическое здоровье и человеческий облик!