Сразу отметим, что сейчас многие считают понятия «релокация» и «эмиграция» тождественными, хотя это не так. Первый вариант связан с переездом по работе, однако люди часто употребляют его, желая подчеркнуть, что улетают временно, по причинам, связанным с развитием карьеры или же тревожной обстановкой дома. Второй термин намекает на длительный процесс, годы, а то и десятилетия на чужбине.
Так или иначе, релокация и эмиграция влекут за собой целый комплекс стрессов. Почему так происходит, и всем ли подходят переезды в другие страны и континенты? Спросим у гештальт-терапевта и психолога проекта «Новые пацанки» Любови Розенберг.
Вынужденная эмиграция
Савелий Крамаров был очень популярен в 70-е, однако партия не одобряла то, что на экране он играл маргинальных персонажей, портящих имидж СССР. Кроме того, дядя артиста эмигрировал в Израиль, а сам Крамаров начал посещать синагогу. Количество предложений резко сократилось, и Савелий Викторович решил последовать за родственником, вот только власти его не выпустили.
В отчаянии актер написал письмо президенту Америки Рональду Рейгану, вызвав международный скандал. В свете резонанса артиста выпустили из СССР, а в США ему начали давать эпизодические роли, после чего включили в местную гильдию. В итоге Крамаров приобрел за границей дом, встретил позднюю любовь и получил работу мечты в драматическом проекте, но сыграть ее не успел: заболел раком и умер в 60.
Хотя вдова Савелия Викторовича говорила, что актер ушел из жизни на пике, когда реализовал почти все, о чем мечтал, известно, что вынужденная эмиграция самая тяжелая. Человек не готовился к переезду, а улетел из-за давления со стороны.
Всем известно, как Иосиф Бродский тоже страдал из-за вынужденной эмиграции: хотя признанный в СССР тунеядцем поэт обрел огромную славу за границей, он всегда тосковал по Родине и оставшихся там близких. В 1989-м литератора реабилитировали за обвинения прошлого, а его стихи начали издавать в России.
В 1995-м Бродскому дали звание почетного гражданина Петербурга и стали зазывать домой, но туда он уже не поехал: в США были работа и жена, да и здоровье подводило — в 1996-м Нобелевский лауреат скончался.
Так какие психологические расстройства свойственны при вынужденной эмиграции и как с ними бороться?
Очень злободневная тема на сегодняшний день. Стоит разделять тех, кто давно планировал поменять место жительства на другую страну, но суета, сопутствующие проблемы, бизнес и т.д. не позволяли довести задуманное до конца; и тех, кто принял эмоциональное решение, находясь в панике, страхе и непринятии происходящего. Первые имеют возможность достаточно спокойно адаптироваться и прижиться на новом месте. Вторые — с большой вероятностью обречены на длительную депрессию, психоз, обострение хронических заболеваний, обсессивно-компульсивные расстройства (ОКР) и, как следствие — уход в зависимости (алкогольную, наркотическую и т.д.)
Меньше ли в первые месяцы проживания на чужбине проблем у релокантов, осознающих, что переезд все равно временный?
Да, это так. Пока есть ощущение, что все это скоро закончится и жизнь вернется в прежнее русло, релоканты могут разрешить себе получать удовольствие от «приключений» в иной среде обитания, с интересом исследовать особенности устройства быта и к поиску работы относиться как к возможности освоить что-то новое и необязательно соответствующее прежнему статусу.
Кому сложнее перенести эмиграцию, а кто вполне легко преодолеет стадии постепенного разочарования и приспособления? Удалось ли это Крамарову и Бродскому, раз в конце жизни они не стремились вернуться домой (Крамаров был в России после эмиграции всего дважды, второй раз наступил за год до смерти, когда актер вывозил прах матери)?
В приведенных примерах и Крамаров, и Бродский вынужденно оказались на чужбине. А это значит, что очень высоко было внутреннее сопротивление, ощущение несправедливости, обиды, отвержения. Определенная адаптация происходит с годами, и интеграции, безусловно, помогают личные отношения, семья, работа, признание обществом, но эта хроническая болезнь под названием Ностальгия никогда не пройдет окончательно.
За новой жизнью
В период кризиса 90-х звезда «Рабы любви» Елена Соловей задумалась о спаде карьеры, благополучии наследников и здоровье тяжело заболевшего мужа Юрия Пугача. Семье было нелегко, но в итоге супруг устроился дизайнером в ювелирную компанию, а также сотрудничал с галереями и телевидением. Сама актриса преподавала и снималась в «Клане Сопрано», а ее дети получили образование.
Актриса отмечала, что живут они скромно, но вполне довольны действительностью. К сожалению, вскоре после отъезда артистка потеряла маму, оставшуюся в России, а в 2019-м не стало и ее мужа, страдавшего болезнью почек. При этом возвращаться домой Соловей не планировала, тем более что открыла для детей эмигрантов творческую студию в Нью-Джерси.
«Несмотря на то, что для меня и моих детей Америка все равно останется чужой, и то, что в ней много недостатков, я благодарна этой стране. Она меня не выбросила, дала детям встать на ноги. Я живу чувствами, ощущениями, я самодостаточный человек. И семья для меня важнее всего. Нет, я не та женщина, про которую говорят: «Она посвятила свою жизнь семье и детям». Я никому ничего не посвятила, это просто мой мир. И в принципе я могла бы быть счастлива в нем, даже не став актрисой», — заключила звезда.
Так правда ли, что женщины легче адаптируются к эмиграции, чему порой способствует наличие детей, которых надо водить в школы и детские сады, общаясь с педагогами?
Все факторы, которые помогают понять и принять свою нужность, значимость и важность, безусловно, способствуют скорейшей адаптации в новом обществе. И конечно, в этом аспекте больше обязанностей и забот о детях возлагаются на женщину. Ей просто некогда метаться и страдать, ей нужно выжить самой и позаботиться о детях. Здесь биологические функции помогают психике сгруппироваться, собрать все ресурсы и выполнить свое предназначение.
В свете политических взглядов
Марина Цветаева не приняла Октябрьской революции и уехала за границу вслед за мужем Сергеем Эфроном. Поначалу ее принимали за рубежом с восторгом, но затем эмигрантская среда с ее делением на партии предстала перед поэтессой грозной и отталкивающей силой. Во Франции Цветаеву почти не печатали, и когда супруг переметнулся к просоветским взглядам и начал настаивать на возвращении в Россию, женщина сдалась, тем более что ностальгировала по Родине. Счастья им это не принесло: дочь Ариадну арестовали, Эфрона казнили после двух лет тюрьмы и пыток за измену, ну а Марина Ивановна покончила с собой.
Что же делать, если эмиграция вышла неудачной, и человек оказался чужим и дома, и за границей? Ведь это тяжелейшая психотравма. По мнению Любови Розенберг, в стихотворении Марины Цветаевой «Тоска по Родине» имеется много признаков депрессии и обиды:
«Так край меня не уберег
Мой, что и самый зоркий сыщик.
Вдоль всей души, всей — поперек!
Родимого пятна не сыщет!»
Много сострадания вызывают подобные судьбы в истории нашей страны. Да, здесь можно только сожалеть о том, что такое было. Но каждый человек делает выбор самостоятельно, единственное, что хочется пожелать — не принимайте эмоциональных решений. Остановитесь, взвесьте и подумайте, прежде чем решиться на переезд (пусть и временный) в другую страну.
В марте выяснилось, что на фоне нынешней политической ситуации в мире Чулпан Хаматова уехала в Латвию, где устроилась в местный театр и поселилась с детьми в купленном еще 10 лет назад доме в экопоселении близ Риги. «Сначала хотела просто задержаться где-то, переждать, а потом мне дали понять, что возвращаться небезопасно. Я точно знаю, что не предатель. Я очень сильно люблю свою Родину», — подчеркивала артистка.
Уровень дохода актрисы резко упал, ведь в «Современнике» ей платили гораздо больше, чем в Новом Рижском театре. Соотечественники набросились на звезду за антироссийские высказывания, в частности, людям не понравилось, что Чулпан назвала звание народной артистки РФ малозначительным. При этом Ксения Собчак напомнила общественности, скольким детям помог фонд Хаматовой, а Эдуард Бояков отметил, что уважает женщину за честную позицию.
Отношение к эмигрантам и раньше не было положительным: уехавших часто считают «предателями Родины», ведь раз они релоцировались, значит, им не нравится что-то в своей стране. Что можно посоветовать как подвергшимся травле эмигрантам, так и хейтерам, распространяющим на них свой негатив?
Если честно, меня поражает и раздражает эта «охота на ведьм», которую устраивают любители горяченького. Радует, что это ограничивается осуждениями в соцсетях. К эмигрантам никогда не будут относиться с уважением, особенно к тем, кто покинул Родину в период тяжелых испытаний. С одной стороны, уезжая, они показывают свое несогласие с чем-то, с другой стороны — оказываются в слабой позиции зависимых персон в другой стране. Людям, принявшим осознанное решение и уехавшим из России, можно посоветовать только быстрейшую ассимиляцию в новой среде. Учите язык, внедряйтесь в культуру и изучайте особенности менталитета этого народа. Обзаводитесь новыми социальными связями, расширяйте круг общения и помните, что своими вы станете только тогда, когда начнете думать на другом языке. Ну а хейтеры, по моему глубокому убеждению, — это люди, имеющие высокий уровень тревоги и агрессии. Хейтерам невозможно справиться с этим самостоятельно, вот они и ищут на кого вылить накопившиеся напряжение и обиды. Помните, вы не мишень, а лишь возможность безнаказанно вылить злость и поделиться напряжением с незнакомым человеком, который не сможет ответить и защитить себя. Переведите фокус внимания с себя, обиженного и оскорбленного, на фигуру слабого и трусливого обидчика. Подумайте, какой он, кто его обижает и унижает, как он рефлексирует, пытаясь защититься нападением.
Фото: Legion-Media, личный архив, соцсети, кадры из документальных фильмов «История жизни. Савелий Крамаров», «Последняя любовь Савелия Крамарова» канала ТВЦ, кадр программы «Пусть говорят» Первого канала