Прошлой осенью миллионы людей начали смотреть турдизи «Зимородок», ну а сейчас фанаты с упоением продолжают следить за любимыми персонажами во втором сезоне. Интересно, что концепт сериала основан на книге Гюльсерен Будайджиоглу — известного в Турции психотерапевта. Женщину постоянно обвиняют в нарушении профессиональной этики, ведь для своих романов она использует реальные истории пациентов. Правда, имена героев вымышленные, образы — собирательные, так что засудить Гюльсерен пока не удается.
«Зимородками» в Турции называют представителей «золотой молодежи», вот и главный герой сериала, Ферит, принадлежит к богатой династии ювелиров — Корхан. В консервативной семье всем заправляет дедушка и старшая невестка, а когда юный повеса, несмотря на проблемы с диабетом, пускается во все тяжкие, родня решает женить его. В качестве невесты Фериту Корхану выбирают вовсе не его любовницу Пелин, капризную, избалованную и одержимую желанием охомутать партнера, а скромную девушку из Газиантепа — Сейран.
Красивая героиня, в отличие от старшей сестры Суны, не мечтает о замужестве, а хочет получить образование. Все осложняется тем, что растут девушки в авторитарной семье — отец Казым давит на дочерей не только морально. Властный самодур бьет наследниц за любой промах, запирает Сейран в подвале, когда та отказывается от навязанного брака, ну а жену и в грош не ставит, держа ее словно служанку в доме.
Когда слабохарактерный бойфренд побоялся сбежать с ней, Сейран ничего не осталось, кроме как выйти замуж за Ферита и попытаться найти себе место в новой реальности — родовом поместье Стамбула, где есть все, кроме свободы воли. Девушка быстро поняла, что новоиспеченный муж — такой же заложник ситуации, ведь его постоянно унижает дед, а жизнь в золотой клетке не приносит никакого удовольствия…
Итак, перед нами девушка, к которой с малых лет применялось физическое и моральное насилие. Хотя она выросла целеустремленной, доброй альтруисткой, создается впечатление, что казаться хорошей и правильной Сейран хочется перед обществом, а не для себя. Создатели сериала прямо демонстрируют нам флэшбеки, которые вводят персонаж в ступор: когда на нее кричит Ферит, героиня переносится в детство, где ее сурово наказывал отец.
Сейран то не может совладать с приступами агрессии, то неспособна защитить себя перед агрессорами. Даже проникнувшись чувствами к Фериту, героиня сама не позволяет отношениям развиваться из-за детских страхов и травм. Ну а сам наш «Зимородок», выросший под гнетом семьи, внушающей, что он ничего из себя не представляет, неосознанно отыгрывается на окружающих, ставя их в подобное положение.
Супругами в сериале становятся парень с травмой униженного и девушка, пережившая моральное и физическое насилие. Сейран не умеет брать на себя ответственность, ведь ее всегда контролировал отец, кроме того, она не доверяет мужу, ассоциируя всех мужчин с папой. С каждым эпизодом отношения все больше запутываются, несмотря на явное сближение пары. При этом счастье остается для них далекой перспективой – под давлением деда Ферита влюбленные даже разводятся.
В каком случае отношения людей, подобных Фериту и Сейран, могли бы сложиться гармонично? И возможно ли это вообще, ведь даже если бы супруги занялись проработкой травм, две консервативные родительские семьи продолжали бы вмешиваться в дела пары?
«Очень часто и без воли родителей пары создаются, исходя из аналогичных травм, — пояснила Любовь Розенберг. — Именно поэтому герои фильма и влюбились друг в друга впоследствии. Ферит и Сейран имеют похожие травмы эмоционального и физического насилия со стороны властных, гиперопекающих родителей.
Обычно в таких семьях супруги «лечатся» друг об друга, пытаясь через родительскую проекцию изменить своего партнера, удовлетворить свои детские потребности в любви, понимании и принятии. Но это задача из разряда нереальных, хотя исключения и здесь бывают. Через время и разочарования такие семьи распадаются или становятся дисфункциональными, и там родятся и воспитываются дети с подобными травмами.
Возможно ли сохранить такой брак и создать функциональную семью? Через долгую работу над собой и отношениями, конечно, можно. Для этого нужно желание обоих партнеров, и лучше, если рядом будет профессиональный психолог».
В сериале у Ферита есть любовница Пелин, которая, с одной стороны, капризна и эгоистична, с другой – готова унижаться и принимать любые условия, лишь бы оставаться с бойфрендом. Когда парень вынужденно разводится с Сейран и, пребывая в депрессии, зовет замуж Пелин, та соглашается, хотя знает, что партнер не испытывает к ней чувств. В итоге сюжетная канва приводит нас к сцене, где обмякшее тело Пелин лежит в воде…
Поклонники сходятся во мнении, что Пелин вовсе не любила Ферита, а лишь была одержима им, эгоистично хотела завладеть, закрыть гештальт с помощью замужества. Как избавляться от подобных токсичных партнеров, если есть риски угроз, манипуляций, суицидальных наклонностей?
«Могу предположить, что Пелин была склонна к эмоциональной зависимости, — отметила наш эксперт. — Здесь нужно опять же смотреть на ее семью. Возможно, и склонность к суициду сыграла свою роль. В любом случае, я вижу в этой героине также глубоко травмированного человека, который такими способами пытается стать нужным кому-то и так заслужить любовь.
Риски в отношениях всегда есть и будут. Важно отслеживать свое эмоциональное состояние, осознанно подходить к выбору партнера. Для этого хорошо бы вначале найти, а потом проработать самостоятельно или с психологом свои «слепые зоны», детские травмы и травмы предыдущих отношений.
И всегда нужно помнить, если вы чувствуете, что ошиблись и рядом с вами токсичный партнер, то либо вы оба работаете над этим, либо уходите, понимая, что изменить другого человека без его желания и стараний невозможно. Вашей любви точно не хватит на двоих».
Свежая психотравма появляется у Ферита, когда погибает его старший брат Фуат, а ведь именно он показал главным героям, что те могут быть счастливы вместе, несмотря на давление семьи. Потеря приводит к тому, что «зимородок» замыкается в себе, а с другой стороны – проявляет чересчур сильное беспокойство о Сейран, что героиня принимает за тотальный контроль.
Как проработать травму утраты так, чтобы она не нанесла удар по любовным отношениям?
Порой сериал напоминает набор карикатурных персонажей: тирания Казыма слишком топорная, линейная и примитивная, жестокая Ифакат заставляет потенциальных невесток раздеваться перед ней догола, демонстрируя абсолютную власть, Тарык – нарцисс и настоящий маньяк, который держит у себя в подвале девушку. Получается, что весь «Зимородок» - история про психически больных людей, ну а смотрят мелодраму нормотипичные зрители, которых происходящее на экране шокирует.
Почему подобные утрированные истории так привлекают внимание и бьют рекорды по рейтингам? Означает ли это, что большинству из нас необходимо видеть ужасающие сюжеты — от скуки или же чтобы осознать свою «нормальность»?
«Думаю, чтобы увидеть свою травму, необходимы именно такие аффективные примеры героев фильма. С одной стороны, они четко показывают отклонения в поведении, с другой — дают какую-то надежду на то, что у зрителя в жизни все намного терпимее и мягче. Есть еще одна функция-крючок, ведущая к высокой популярности таких историй. Человеку намного легче спрятаться за чужой историей, нежели доставать свои скелеты из шкафа. Ведь это всегда больно и тяжело, тогда как сопереживание героям фильма позволяет вполне переносимо выражать свои эмоции, страдать и сопереживать персонажам, оставляя свою травму глубоко спрятанной, как будто там уже и не болит», — резюмировала гештальт-терапевт.