Навязчивые мысли о похудении, недовольство внешностью, готовность любой ценой достичь стереотипных модельных идеалов — все это симптомы расстройства пищевого поведения. Однако анорексия — это не только про маленький вес и отказ от еды. Речь идет о серьезной психологической проблеме, возникшей на фоне жизненных трудностей, разногласий в семье, давления окружающих.
Человек стремительно худеет, доводит себя для предобморочного состояния, получает проблемы с ЖКТ и бессонницу, но при этом отмечает, что чувствует себя прекрасно и наконец-то доволен собой. Как же тогда понять, имеем мы дело с серьезной болезнью или же наш друг/член семьи/знакомый просто переборщил с диетами? Попробуем разобраться на примерах звезд вместе с нашим экспертом — гештальт-терапевтом и психологом проекта «Пацанки» Любовью Розенберг.
Не в ладах с семьей
Алеся Кафельникова родилась в семье известного теннисиста и модели, но, как говорится, богатые тоже плачут: через три года мама с папой развелись, а Евгений Кафельников заплатил бывшей супруге два миллиона долларов отступных, лишь бы дочку не увезли за границу. Тем не менее из-за занятости спортсмена девочка проводила большую часть времени с бабушкой в Сочи. Друзей Алесе найти не удавалось, так что ребенком она росла одиноким и депрессивным.
В 16 Кафельникова решила стать моделью, так что начала худеть. При росте 175 сантиметров девушка весила 48 килограммов, что не могло не взволновать любящего отца. Однако Алеся твердила, что считает себя здоровой, а в еде себя ограничивает разумно. Конфликт с близкими привел к тому, что Леся начала себя резать. Ну а после измены возлюбленного наша героиня и вовсе подсела на наркотики.
Запрещенные препараты, сэлфхарм, разрыв с рэпером PHARAOH — после этой цепочки событий Кафельникова угодила в клинику с диагнозом «психоз и биполярное расстройство». Время в рехабе и общение с психологом дали плоды — модель бросила наркотики, занялась спортом и стала сбалансированно питаться. Позднее Алесе удалось и наладить контакт с папой, хотя она признавалась, что все равно держит дистанцию.
В прошлом году шатенка вышла замуж за бизнесмена Георгия Петришина и родила дочку Киару. Без жестких диет ведущая активный образ жизни Алеся быстро вернула форму. Она весит 53 килограмма и даже не думает худеть дальше, обретя гармонию с собой. К слову, модель мечтает еще о двух детях.
Можно предположить, что примирение с отцом, которого Алеся, по собственному признанию, всегда боялась подвести, способствовало излечению от анорексии и наркозависимости. Какую же роль разлад с родителями играет в развитии РПП?
«Вообще, анорексия — это болезнь о нелюбви родителей. Объясню. Пример с Алесей Кафельниковой как нельзя более наглядно показывает, что ребенок нуждается в обоих родителях. Разлука с мамой и «невстреча» с папой привели к тому, что девочка стала чувствовать себя ненужной, нелюбимой родителями. Ведь в детской голове прочно связаны понятия близости и любви. Очень часто ребенок считает себя виноватым в том, что родители развелись. Возможно, он был недостаточно хорошим, чего-то не достиг, что-то не сделал для того, чтобы родители остались вместе или хотя бы один из них был рядом. Алеся сама говорит, что очень старалась быть хорошей, «не подвести папу», т.е. быть достойной его любви», — пояснила Любовь Анатольевна.
Причины анорексии
Чаще всего анорексией страдают девочки-тинейджеры. Сейчас возраст начала заболевания активно молодеет и все чаще таким расстройством пищевого поведения стали страдать мальчики. Примерно 80% больных приходится на девушек-подростков — от 12 до 24 лет. Остальные 20% — женщины и мужчины более старшего возраста.
«Почему переходный возраст? Гормональная перестройка организма, формирование вторичных половых признаков. Подросток психически нестабилен, он в переходе от детства во взрослость. Эмоциональная реактивность, конфликт с родителями, от которых тинейджер пытается сепарироваться, и невозможность пристроиться в группе сверстников, где его могут отвергать, делают подростка очень одиноким. Добавьте сюда первые любовные переживания, первые неудачи в сексуальной близости и отвержения. Он ищет новые ориентиры, новые формы существования. Хочет привлечь к себе внимание и заслужить любовь, но сказать маме и папе и попросить об этом уже не может. Есть хорошее выражение: «Наши дети больше всего нуждаются в родительской любви именно тогда, когда меньше всего этого заслуживают», — подчеркнула гештельт-терапевт.
Человек может заболеть анорексией и во взрослом состоянии, на что также есть несколько основных причин. «Практически всегда это тяжелая психоэмоциональная травма, связанная с утратой, отвержением, тяжело проживаемой потерей близкого человека или его предательством. Начинается стремление к некому «идеальному» внешнему виду без учета особенностей конституции тела, с потерей ориентиров и контроля за процессом похудения. Похудение, как привычка. Причем у анорексиков существуют свои критерии веса и внешнего вида. В определенный момент, когда он почти достиг «идеала», больной видит, что начинает «поправляться», потому что организм защищается отеками перед тем, как окончательно сдаться.
Анорексия — болезнь одиночества, непонятости и покинутости. Сами больные утверждают, что их никто не понимает, и придумывают себе внутреннего собеседника, некую субличность, которую называют «Ани». Именно она все понимает и поддерживает его отвращение к пище», — рассказала наш эксперт.
«Поедая» себя
У Анджелины Джоли с юности были психологические проблемы: из-за неприятия сверстников, развода родителей и жизни в нищете девушка начала себя резать, ну а когда вошла в мир шоу-бизнеса, подсела на наркотики. Резкое похудение случилось уже после свадьбы с Брэдом Питтом. Обеспокоенная генетической предрасположенностью к раку, Анджелина удалила молочные железы и яичники, затем распространились слухи о постоянных скандалах и истериках в семье актеров.
На фоне стрессов Джоли исхудала до 37 килограммов, что СМИ назвали нервным истощением. Все и правда было сложно: Брэд злоупотреблял алкоголем, однажды подрался со старшим сыном, но после взял себя в руки и прошел реабилитацию. Анджелина не простила мужа, что, по мнению большинства, и спровоцировало развод и борьбу за опеку над детьми.
Энджи много курила и почти не ела, так что попала в клинику с анорексией и булимией. Однако после официального развода актриса преобразилась: набрала вес, вернула здоровый румянец. Сама артистка признавалась, что последние годы не чувствовала себя свободной, в безопасности, и ей понадобилось много времени, чтобы снова найти себя.
Судя по всему, главным фактором развития у Анджелины анорексии стал стресс, испытываемый из-за скандалов с мужем, ведь к чрезмерной худобе актриса никогда не стремилась. Тем не менее сама Джоли не осознавала, что сбросила вес до критической отметки, пока не обратилась к специалистам.
Как же доказать страдающему анорексией человеку, что он действительно болен? И не менее важный вопрос: по каким признакам определить, что у друга/родственника анорексия и не спутать ее с чем-то еще? «К сожалению, доказывать и стараться изменить мнение человека, больного анорексией, бесполезно. Здесь нужно внимательно следить за психическим состоянием и его потребностями», — ответила Любовь Розенберг.
Гештальт-терапевт отметила, что следует обратить внимание на:
- резкие изменения в характере, когда ваш близкий человек стал слишком вспыльчивым или напротив закрылся в глубокой депрессии и стал нелюдим, при этом отказ от еды становится его ведущим пищевым поведением;
- слишком частые взвешивания. Разговоры о несовершенствах его тела и надуманные цели, которые возможно достигнуть только когда он будет худым/стройным;
- явный обман, что уже поел, перекусил по дороге, выброшенная в унитаз или мусорное ведро еда;
- лихорадочный блеск в глазах, слабость, уменьшение коэффициента массы тела, ухудшение состояния кожных покровов, волос и ногтей;
- бессонница, подавленное состояние, перемежаемое истериками и вспышками гнева;
- ярко выраженный страх поправиться;
- сперва — чрезмерное увлечение спортом с увеличение физических нагрузок, которое невозможно при дальнейшем развитии болезни.
«Положено» быть субтильными
Мы знаем, что гимнасты, фигуристы и модели вынуждены ограничивать себя в еде, чтобы придерживаться определенного веса для выполнения спортивных элементов или же работы на подиуме. Но из-за травмы спины и перестройки организма в период полового созревания Юлия Липницкая поправилась. Надеясь вернуться к соревнованиям, чемпионка перестала есть и в итоге заболела анорексией. Три месяца она лечилась в клинике, а после объявила об окончании карьеры — здоровье было дороже.
Возможно ли справиться с анорексией самостоятельно или при поддержке родных? Например, на начальных этапах болезни? Или же всегда требуется специалист или госпитализация?
«Если родные вовремя поняли, что их близкий человек страдает расстройством пищевого поведения, то вполне возможно справиться с симптомами своими силами, но не заставляя его есть, а выяснив настоящую причину возникновения этого симптома. Подключите психотерапевта, работающего с РПП, для помощи и выяснения истинных потребностей, окружите человека необходимой ему заботой и вниманием, дайте поддержку и любовь. Необходимо помнить, что важно убрать фокус внимания с тела и веса больного. Но если вы видите, что ваши старания тщетны, необходимо сразу обратиться к специалистам, работающим с расстройствами пищевого поведения. Таких клиник сейчас достаточно много», — советует психолог шестого сезона «Пацанок».
Хейтеры неоднократно ругали бывшую пассию Тимати Алену Шишкову за худобу: столько комментариев об анорексии не найти, пожалуй, ни у одной другой звезды соцсетей. А ведь раньше модель могла похвастаться соблазнительной фигурой. Теперь же пользователи то и дело пишут ей про «ноги-спички» и необходимость поесть.
К слову, набрать вес Алена пыталась: ездила в клинику близ Петрозаводска, где было и сбалансированное питание, и СПА. «Я год пыталась поправиться, глотая слезы от комментов «ты тощая, больная, жри». Мой вес относительно выровнялся, я сейчас — примерно 55 кило, но до сих пор переживаю из-за каждых потерянных двухсот граммов на весах», — откровенничала Шишкова в 2020-м.
Мы спросили мнение нашего эксперта о том, действительно у Алены анорексия, или, быть может, виной всему какой-то гормональный сбой или обилие тренировок, которые она рекламирует?
«Мы как-то привыкли, что есть люди, которые быстро поправляются, заедают стресс, не могут похудеть. Мы забыли про достаточное количество людей, которые при стрессе вообще не могут есть, моментально худеют при любом переживании. Мы просто разные. И конституция тела разная и особенности пищеварения разные. У меня достаточное количество знакомых, которые всю жизнь мечтают поправиться. Я уверена, что Алена Шишкова как раз относится к такому психотипу, особенностью организма которого и является реакция на стресс в виде отказа от пищи и слабого пищеварения», — заключила Любовь Розенберг.
Фото: личный архив, Instagram (запрещенная в России экстремистская организация).com, Legion-Media, Getty Images